Мы продолжаем рассказывать о нашем проекте «Цифровая поддержка взросления: исследование потребностей и решений для молодых людей с ментальными особенностями» — исследовании, которое помогает понять, какие цифровые инструменты реально поддерживают молодых людей с ментальными особенностями и как их усовершенствовать.
Сегодня мы публикуем первую часть интервью с Ириной Бобылевой — автором исследования, кандидатом педагогических наук и ведущим методистом-аналитиком РЦ «Вера. Надежда. Любовь».
«Про что ваше исследование, если объяснить совсем просто?»
— Ирина, если объяснить просто: про что исследование и зачем оно полезно ребятам, их семьям и наставникам?
— Наше исследование посвящено тому, как цифровые инструменты помогают молодым людям с ментальными особенностями учиться, становиться более самостоятельными и готовиться к работе. Мы говорим о приложениях, программах, онлайн‑курсах, визуальных подсказках, тренажёрах — обо всём, что может поддерживать их в повседневной жизни и процессе взросления.
Команда стремится понять:
- что ребятам действительно нужно;
- какие цифровые решения им реально подходят;
- как сделать эту поддержку удобной, безопасной и полезной;
- как подключить родителей, специалистов и работодателей, чтобы все вместе помогали молодому человеку расти и развиваться.
На основе собранных данных мы сможем:
- разработать модель цифровой образовательной поддержки, которая учитывает реальные потребности всех участников процесса взросления;
- подобрать и настроить такие цифровые инструменты, которые делают жизнь молодых людей с ментальными особенностями более понятной, спокойной и самостоятельной;
- сделать жизнь родителей, специалистов и работодателей более уверенной, организованной и предсказуемой.
«На какие подходы вы опираетесь в исследовании?»
— На какие подходы и профессиональные рамки опирается исследование?
— Проект строится на ряде научных и профессиональных подходов. Для нас важно не просто собрать мнения, а выстроить доказательную основу цифровой поддержки.
- Поддержка на пути во взрослую жизнь.
Мы рассматриваем цифровые инструменты как помощников в ключевых задачах взросления: обучении, пробе профессий, тренировке навыков и укреплении уверенности в себе. Цифровая поддержка должна помогать делать конкретные шаги к большей самостоятельности. - Подход развития через помощь и доступные медиаторы (Л. С. Выготский).
Цифровые решения выступают такими «медиаторами»: они должны быть пошаговыми, понятными, визуально поддерживающими, адаптированными под темп и особенности молодого человека. Это не просто «цифра ради цифры», а продуманная помощь в зоне ближайшего развития. - Инклюзивная модель: убираем барьеры, а не «исправляем» человека.
Мы не пытаемся «переделать» молодого человека. Наша задача — сделать цифровую поддержку доступной, безопасной и справедливой, чтобы молодые люди с ментальными особенностями могли учиться и работать на равных с другими. - Цифровая педагогика и ассистивные технологии.
Цифровые инструменты для нас — это не игрушки и не развлечение, а педагогические и ассистивные решения. Они помогают развивать конкретные навыки, поддерживать обучение и адаптацию, делать образовательный процесс более гибким. - Межпрофессиональная работа всех участников.
Мы сознательно смотрим на ситуацию с четырёх точек зрения: молодого человека, семьи, специалистов и работодателя. Только так можно увидеть полную картину, а не зацикливаться на одной позиции. - Доказательный, практико‑ориентированный подход.
В основе проекта — опора на данные: мы собираем информацию, анализируем её и на этой базе формулируем практические рекомендации. Всё, что будет предложено в итоговой цифровой модели поддержки, должно быть обосновано результатами исследования, а не интуицией.
«Что уже удалось сделать в рамках проекта?»
— Что уже сделано за время проекта?
— За первые два месяца нам удалось заложить фундамент исследования — и теоретический, и практический.
- Разработана анкета для опроса молодых взрослых.
Мы создали анкету на ясном, доступном языке, с понятными изображениями. Она помогает:понять реальные потребности молодых людей с ментальными особенностями;
проектировать для них удобные цифровые инструменты;
адаптировать обучение под их возможности и запросы;
увидеть барьеры, страхи и сложности в использовании «цифры»;
собрать предложения самих ребят по улучшению цифровой поддержки.
По сути, это исследовательский инструмент, который делает голос молодых людей слышимым и даёт конкретные данные для разработки цифровых решений. - Созданы гайды для интервью с родителями, работодателями и специалистами.
Эти гайды задают структуру и фокус интервью, благодаря чему мы получаем:комплексную картину потребностей и барьеров молодых людей;
реальные пользовательские сценарии — как именно и где используются цифровые инструменты;
понимание условий, при которых цифровые решения можно внедрять в образование и на рабочем месте;
практические рекомендации для разработки цифровой модели поддержки. - Собрана база респондентов — более 170 человек.
В исследование уже включены молодые взрослые, их родители, специалисты образовательной поддержки и работодатели из разных регионов: Москвы, Кирова, Липецкой и Калужской областей, Краснодара, Уфы, Волжска, Казани.
Это даёт нам возможность увидеть региональные особенности и сравнить различные практики поддержки.
«Модель исследования — что это и зачем она нужна?»
— Разработка модели исследования — наверное, самая важная и сложная часть исследовательского проекта. Расскажите о ней немного, пожалуйста.
— Модель исследования — это своего рода «каркас» проекта. Она задаёт общую логику и помогает ответить на главный вопрос: как цифровые решения реально поддерживают молодых людей с ментальными особенностями и что влияет на их самостоятельность и успешность.
В нашу модель входят:
- ключевые элементы цифровой поддержки: потребности, инструменты, барьеры, эффекты;
- гипотезы о том, как и почему цифровые инструменты работают или не работают;
- научные подходы, на которые мы опираемся;
- методы сбора данных: анкета, интервью, фокус‑группа, экспертные консультации;
- логика анализа, которая позволяет сопоставлять позиции молодых людей, родителей, специалистов и работодателей, а не рассматривать их по отдельности.
Благодаря такой модели исследование становится цельным и точным: мы собираем не разрозненные факты, а данные, которые складываются в понятную, доказательную картину.
Уже на основе этой модели затем создаются конкретные практические решения:
- рекомендации по цифровой поддержке;
- сценарии использования цифровых инструментов;
- предложения по доработке уже существующих сервисов.
Всё это можно применять в обучении, дома, в НКО и на рабочем месте — везде, где молодому человеку с ментальными особенностями нужна цифровая поддержка на пути во взрослую жизнь.
Во второй части интервью с Ириной мы узнаем как стартовало исследование, что уже сделано в его рамках https://dzen.ru/a/aT5-iWVHpAJVLtPp
В оформлении публикации использованы изображения из анкет нашего исследования.
Исследование «Цифровая поддержка взросления» осуществляется при поддержке БФ «Абсолют-Помощь».