Смотрю на современную школьную жизнь и вспоминаю свои школьные года: и тогда, и сейчас тема «серых мышек» одинаково актуальна. Девочки тихие, скромные некоторыми одноклассниками считаются не котирующимися, а вот раскрепощённое поведение, броский внешний вид и косметика на лице – в моде. В подростковом возрасте, когда так важен статус в школе, еще нет понимания, что девушки из категории «серые мышки» как будущей жены и матери – довольно ценные особы.
Современный четвертый класс: девочки красят ногти и начинают носить мини-юбки. Уже в этом юном возрасте у них начинается слепое подражание взрослым, уже сейчас все девочки класса разделились на модниц и не модниц, приобретя тем самым себе статус до конца обучения в школе. И вот небольшая сценка, произошедшая в один из будних школьных дней. Одна из модных девочек понравилась однокласснику. Но столь юные (точнее сказать - детские) годы ветрены, и о серьезных чувствах говорить чаще всего рано. Погуляв какое-то время с пареньком, девочка решила, что ей уже надоело. В очередной будний день подошла к ухажеру и спокойно сказала, что бросает его. В детстве все чувства бурные, но нет еще опыта, что на этом жизнь не кончена. И вот уже все одноклассники в курсе, что она паренька «поматросила и бросила». За спиной шушукаются и обсуждают эту новость всем классом, а паренек в слезах бежит в туалет. Девочка поступила так, как, к сожалению, порой показывают в кино: там подобные поступки иногда подаются как способ утвердить статус и популярность. А у мальчика беда, он обливается слезами и не знает, как дальше жить. Где-то в глубине души, возможно, к этой девочке появится отчуждение, обида, досада. И – как знать, не обобщит ли паренек этот неудачный опыт на всех модных, а заодно не модных девочек? А, обобщив, не станет ли женоненавистником? Ну дай Бог, чтобы не стал. Но урок жестокости он уже получил. И если силен, то выдержит и станет крепче. А если нет? Психологи говорят, что глубокие детские травмы, особенно связанные с отвержением, могут наложить тяжелый отпечаток на всю жизнь и исказить восприятие мира.
Конечно, и мальчик, и девочка в этой истории — всего лишь дети, которые учатся на своих и чужих ошибках, копируя поведение извне.
Но время идет, и вот уже пятый класс. К внешности добавляются накрашенные губы и ресницы. И вот уже видно явное противоречие – перед тобой, по сути, ребенок, но с накрашенным лицом. Этот образ, увы, часто бывает двусмысленным и привлекает ненужное, опасное внимание, о котором сами девочки даже не задумываются. Выглядит странно... Но сами девочки, очевидно, думают иначе. Они искренне верят, что так они становятся красивее и взрослее, не осознавая всех рисков и двойных смыслов, которые их образ может нести для окружающего мира. Мини-юбки теперь носятся с каблуками и эластичными колготами. Для чего это делается? Ведь вряд ли в таком возрасте девочка думает о соблазнении. Стало быть, снова мода и оглядка на сериалы. Но допустим, что кому-то из одноклассников подобный вид понравится, и чуть позже вызовет эротические фантазии. С христианской точки зрения это не хорошее дело. К сожалению, девочки этого еще не понимают, а родители далеко не всегда говорят с ними об этом. Существует распространённый стереотип, что для привлечения внимания нужно соответствовать определённому гламурному образу.
Вот и восьмиклассницы прошли мимо куда-то по своим делам. Одни идут незаметно, говорят тихо, выглядят скромно. Их обгоняют другие, с накрашенными ярко-красной помадой губами, юбки у некоторых по длине немного прикрывают нижнее белье, каждый ноготь накрашен особым дизайном, они шумят, гогочут. Такие все разные…
Как-то из моей дочери, «серой мышки», одноклассницы решили сделать модницу. Они изменили ей прическу, дали назидание на следующий день прийти в мини-юбке и стали учить, как надо ходить по коридору, чтобы это было стильно. Но внешний вид – отражение внутреннего мира. Несоответствия тут быть не может. Помню, после подобных экспериментов с ее внешностью, она подошла ко мне с недоуменным вопросом: «А зачем это?» Что ей ответить, я не знала. И правда – зачем? Проще всего своей внешности придать модный стиль, гораздо сложнее в душе воспитать христианские добродетели. Я убеждена, что за этим гламурным фасадом часто скрываются те же ранимые и неуверенные в себе девочки. Просто им с детства внушили, что ценность женщины измеряется её внешней привлекательностью.
Напишем в поисковике «крутая девушка» и нажмем на раздел картинок. Что мы увидим? Стандарт: полуголая сильно накрашенная девушка, зачастую с элементами агрессивного поведения в виде неприличных жестов или наличия пистолета, иногда – с дьявольскими рогами. Вот такой образ проталкивается в массы и выставляется как эталон для подражания. Это модно и круто? Не знаю, как другим, а мне подобный образ кажется демоническим, потому что может пробудить греховные помыслы.
Поэтому лично для меня «серые мышки» всегда были девочками для подражания. Ведь намного приятнее (хотя и сложнее) подражать скромности и благонравности – это требует душевного усилия, внутренней работы над собой. И куда проще сделать модную прическу и купить модную одежду – это требует энного количества денег, и всего-то. Намного интереснее почитать хорошую книгу, чем часами лепить себе стразы на каждый ноготок, а потом кричать диким криком, если это произведение искусства в школе сломалось.
По молодости лет «серые мышки» бывает, стремятся стать другими. На это может уйти половина жизни – пока внешний стиль выработаешь, пока от комплексов избавишься…. И когда, наконец, «серая мышка» утвердится в себе, то – не ровен час, поймет, что все же лучше было быть именно ею, «серой мышкой». И вторая половина жизни может уйти на то, чтобы, прекратив себя ломать, снова войти в уже давно потерянный образ, такой привычный, естественный и милый. Ведь в чужом образе всегда чувствуешь себя так дискомфортно…!
Говоря всё это, я не ставлю себе цель кого-то осудить. Мне, как стороннему наблюдателю и матери, просто больно и тревожно видеть, как ранняя взрослость крадёт у детей самое ценное — их искренность и беззаботность.
Каждой девочке я от всей души желаю одного: чтобы её внешний облик был честным отражением её внутреннего мира — сильного, доброго и уникального. Тогда ей не придётся никому подражать, ни в юности, ни в зрелости.
А что вы думаете о раннем взрослении? Сталкивались ли с подобным в своей школе или в школе своих детей?