Найти в Дзене

10 самых визуально впечатляющих фильмов 20-го века, рейтинг

На создание успешного фильма влияет сотня различных факторов, но если есть один аспект, по которому фильмы оцениваются в первую очередь, то это их визуальная составляющая. Хотя в XXI веке произошли замечательные инновации в области цифровых технологий, которые дали режиссерам и кинематографистам беспрецедентный контроль над визуальными эффектами в своих фильмах, некоторые из самых визуально впечатляющих фильмов, когда-либо снятых, все еще принадлежат XX веку. От черно-белых классических фильмов до роскошных цветных произведений, а также новаторских достижений в области технологий визуальных эффектов, предыдущий век стал свидетелем появления некоторых из самых влиятельных и потрясающих визуальных эффектов в истории кино. Эти фильмы относятся к множеству жанров, эстетических направлений и эпох кинематографа, что делает их объективную оценку сравнимой с сравнением яблок, апельсинов и электрических овец. Даже когда речь заходит об их визуальных эффектах, нет никаких абсолютных критериев, п
Оглавление

На создание успешного фильма влияет сотня различных факторов, но если есть один аспект, по которому фильмы оцениваются в первую очередь, то это их визуальная составляющая. Хотя в XXI веке произошли замечательные инновации в области цифровых технологий, которые дали режиссерам и кинематографистам беспрецедентный контроль над визуальными эффектами в своих фильмах, некоторые из самых визуально впечатляющих фильмов, когда-либо снятых, все еще принадлежат XX веку. От черно-белых классических фильмов до роскошных цветных произведений, а также новаторских достижений в области технологий визуальных эффектов, предыдущий век стал свидетелем появления некоторых из самых влиятельных и потрясающих визуальных эффектов в истории кино.

Эти фильмы относятся к множеству жанров, эстетических направлений и эпох кинематографа, что делает их объективную оценку сравнимой с сравнением яблок, апельсинов и электрических овец. Даже когда речь заходит об их визуальных эффектах, нет никаких абсолютных критериев, по которым один фильм можно объективно считать более потрясающим, чем другой. Красота в глазах смотрящего, но любой, кто увидит эти десять кинематографических шедевров XX века, должен будет признать, что они являются одними из самых визуально потрясающих фильмов, когда-либо снятых.

«Принц Египта» (1998)

Анимация как средство выражения парадоксальным образом связана исключительно с визуальным рядом, но при этом часто упускается из виду в разговорах о самых визуально впечатляющих фильмах. Соответственно, любой список может быть полностью заполнен анимационными фильмами или не содержать ни одного, но это средство выражения должно получить некоторое признание. При выборе представителя 20-го века трудно поспорить с невероятными визуальными эффектами фильма «Принц Египта».

Эта экранизация жизни Моисея, созданная Dreamworks Animation, была снята с использованием яркого сочетания традиционной анимации и компьютерной графики, что придало египетским декорациям невероятный размах и масштаб, а персонажам — яркую жизнь. Наиболее поразительным является изображение казней, которые никогда не были так впечатляюще детализированы в фильме. «Принц Египта» — один из лучших анимационных фильмов 20-го века, который, к сожалению, был затмерен в то время из-за угасания традиционных анимационных фильмов в пользу более популярных CGI-проектов, таких как «Шрек». Тем не менее, его невероятные визуальные эффекты позволили ему состариться более идеально, чем любой из этих фильмов.

«Ночь охотника» (1955)

-2

Среди классических фильмов, снятых в черно-белом формате, сотни можно назвать визуально потрясающими, но некоторые из них, несомненно, выделяются. «Страсти Жанны д'Арк», «Третий человек», «Я — Куба» и особенно «Гражданин Кейн» заслуживают всей той похвалы, которой их осыпали. Однако если и есть что-то, что можно выделить, то это потрясающая атмосфера, запечатленная в южном готическом фильме ужасов «Ночь охотника».

Снятый почти полностью в студии и под сильным влиянием визуальных эффектов немецкого экспрессионизма, «Ночь охотника» был первым и единственным фильмом, снятым актером Чарльзом Лоутоном. Он в значительной степени полагался на оператора Стэнли Кортеза, чтобы создать суровые визуальные эффекты этого мрачного триллера, в котором серийный убийца, выдающий себя за проповедника, преследует двух маленьких детей, чтобы заполучить спрятанные деньги. Студия и большинство кинотеатров, безусловно, изначально настаивали на том, чтобы фильм был снят в цвете, но создатели фильма настояли на сохранении черно-белой визуальной составляющей, которая имеет первостепенное значение для его эффективности.

«Манхэттен» (1979)

-3

После того как цвет стал преобладающим форматом для съемки фильмов, черно-белая кинематография сошла на нет, но полностью не исчезла. Такие фильмы, как «Список Шиндлера», «Бешеный бык» и «Рома», использовали этот формат, чтобы вызвать ассоциации с историческими эпохами и вызвать глубокие эмоции, но если и есть фильм, который вызывает богатое ощущение обстановки благодаря черно-белым визуальным эффектам, то это «Манхэттен». Возможно, его сюжет вызывает некоторое отвращение, особенно после обвинений в адрес его опального режиссера, но ни один фильм не сумел так оживить город, как оператор Гордон Уиллис в своем фильме о Нью-Йорке.

Фильм рассказывает о писателе, который состоит в отношениях с 17-летней студенткой (см.: отвращение), но влюбляется в любовницу одного из своих друзей. Это главные герои, но главная звезда — сам город. Манхэттен никогда не был так романтизирован в кино, как в этом фильме, поскольку он целенаправленно отражает отношение режиссера и персонажа, которого он играет, а Уиллис сочетает широкоформатный формат с черно-белым изображением, чтобы город говорил сам за себя. Визуальные эффекты настолько важны для этого фильма, что все домашние медиа-релизы сохранили исходное соотношение сторон, что сейчас является стандартной практикой, но в то время не было.

«Дни жатвы» (1978)

-4

Терренс Малик известен своими фильмами, в которых визуальные эффекты часто затмевают слабо сконструированный сюжет. Это в полной мере относится к его трем фильмам, снятым в XX веке: «Бесплодная земля», «Тонкая красная линия» и, в особенности, «Дни жатвы». Действие этой исторической драмы происходит в 1916 году в Техасе и рассказывает о паре влюбленных, которые собирают урожай, пытаясь обмануть богатого фермера. Первоначально критики отнеслись к фильму неоднозначно, разделившись во мнениях по поводу отсутствия сюжетной линии, но визуальные эффекты были единодушно высоко оценены, и не без оснований.

Снятый Нестором Альмендросом и Хаскеллом Векслером, который сменил Альмендроса после того, как производство вышло за рамки графика, фильм «Дни жатвы» широко использовал естественное освещение и часто снимался в период слабого освещения, называемый «волшебным часом», что придавало ему мягкую, живописную эстетику. Операторская работа принесла Альмендросу премию «Оскар», а Векслер не мог претендовать на награду из-за правил, но их совместная работа сделала «Дни небесные» уникальным произведением искусства.

«Конформист» (1970)

-5

Политическая драма Бернардо Бертолуччи «Конформист», действие которой происходит в Италии 1930-х годов, рассказывает о желании одного человека приспособиться и вести нормальную жизнь, заискивая перед правящим фашистским режимом. Конфликт между его внутренними переживаниями и внешним стремлением к конформизму ярко отражен в визуальной части фильма, в сочетании композиций Бертолуччи, художественного оформления Фердинандо Скарфиотти и поразительной операторской работы Витторио Стораро.

Благодаря использованию негативного пространства в кадре, сильному контрасту света и тени и ярким цветам, каждый кадр фильма «Конформист» рассказывает свою историю. Это визуальный шедевр, одновременно жестокий и прекрасный. Как кинооператор, Стораро имеет в своем послужном списке множество визуально потрясающих фильмов, в том числе «Последний император», также с Бертолуччи, и «Апокалипсис сегодня» с Фрэнсисом Фордом Копполой, но «Конформист», возможно, является его величайшим достижением.

«Бегущий по лезвию» (1982)

-6

Многие жанры, кажется, естественным образом поддаются созданию потрясающих визуальных эффектов, и научная фантастика — прежде всего. Предлагая возможности для технического волшебства в воплощении в жизнь миров, существующих в далеком будущем или в далеких галактиках, многие из лучших научно-фантастических фильмов 20-го века предлагают одни из самых неподвластных времени визуальных эффектов. От «Метрополиса» до «Матрицы» — все эти шедевры внесли свой вклад в обширную поп-культуру визуально поразительных миров научной фантастики, и ни один из них не превзошел культовый «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта.

Представляя собой видение тогдашнего будущего Лос-Анджелеса, пропитанного дождем и залитого неоновым светом, где Харрисон Форд играет уставшего бывшего полицейского, специализирующегося на поиске преступных андроидов, фильм практически определил эстетику фильмов в стиле «техно-нуар» на десятилетия вперед. Благодаря дизайну легендарного художника Сида Мида, потрясающим декорациям Лоуренса Г. Полла и Дэвида Снайдера, новаторским визуальным эффектам под руководством Дугласа Трамбулла и динамичной кинематографии Джордана Кроненвета, «Бегущий по лезвию» стал классикой научной фантастики, вдохновившей бесчисленное количество подражателей, но ни один из них так и не смог полностью воссоздать его киберпанковскую сущность.

«2001: Космическая одиссея» (1968)

-7

Когда речь заходит о научной фантастике, невозможно обсуждать самые визуально впечатляющие фильмы 20-го века, не упомянув «2001: Космическую одиссею» Стэнли Кубрика. Благодаря своим новаторским визуальным эффектам, которые и сегодня выглядят невероятно, фильм перенес зрителей в темные глубины космоса за целый год до того, как астронавты высадились на Луне. Вечно скрупулезный Кубрик контролировал каждый аспект производства, включая сложные визуальные эффекты, которые были выполнены в камере под руководством Дугласа Трамбулла, чтобы избежать ухудшения качества изображения.

Спустя десятилетия фильм Кубрика по-прежнему остается одним из величайших достижений в области научно-фантастического кино. От культовых начальных сцен, действие которых происходит на заре человечества, до сюрреалистического и психоделического финала, визуальные эффекты «2001: Космическая одиссея» практически не имеют себе равных. В связи с развитием технологий цифровых эффектов и студийной системой, которая с каждым днем вытесняет перегруженные работой студии визуальных эффектов, такого фильма больше никогда не будет.

«Барри Линдон» (1975)

-8

Если и есть в фильмографии Кубрика картина, которая может превзойти по визуальному эффекту «2001 год», то это «Барри Линдон» — настоящая живая картина. Как и все работы режиссера, этот фильм стал пионером в области новых технологических достижений в производстве, на этот раз благодаря специально модифицированным объективам камеры, предназначенным для съемки интерьеров при крайне слабом освещении, имитирующем естественные источники света, такие как свеча.

Кубрик и оператор Джон Алкотт стремились использовать или имитировать как можно больше естественного освещения на протяжении всего фильма, чтобы намеренно воспроизвести картины XVIII века. Так же как «2001 год» перенес зрителей в космос, «Барри Линдон» перенес их в прошлое, или, по крайней мере, в самое живописное представление того времени. Как и в случае со многими фильмами Кубрика и другими фильмами из этого списка, реакция на фильм была более сдержанной при его первоначальном выпуске, и многие критики считали, что он красивый, но эмоционально отстраненный. В этом смысле «Барри Линдон» — фильм, который можно оценить как настоящее произведение искусства.

«Барака» (1992)

-9

Не все самые потрясающие фильмы имеют визуальные эффекты, которые строго служат линейному повествованию. Нигде это не иллюстрируется так красиво, как в документальном фильме «Барака». Снятый в двадцати четырех разных странах на 70-миллиметровой пленке, фильм запечатлевает широкое разнообразие культур, народов и окружающей среды, как природной, так и созданной человеком, вызывая эмоциональную реакцию своими образами.

Следуя тому же стилю, что и предыдущие несюжетные документальные фильмы «Коянискаци» и «Хронос» режиссера Рона Фрике, этот фильм — чистое кинематографическое переживание, кинематографический эквивалент тональной поэмы, которая исследует свои темы через грандиозные образы и музыку без слов. Он может не понравиться зрителям, которые предпочитают строгие сюжетные линии в фильмах, но «Барака» безупречна в своих потрясающих визуальных эффектах.

«Лоуренс Аравийский» (1962)

-10

Чистые визуальные эффекты — это одно, но когда эти грандиозные образы находятся в совершенной гармонии с повествованием, они достигают того, что могут только лучшие фильмы, и немногие фильмы имеют такие же грандиозные образы, как великолепная эпопея Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский». Благодаря роскошной кинематографии Super Panavision 70 легендарного оператора Фредди Янга, фильм имеет эпический размах и масштаб, соответствующий его названию. Основанный на жизни Т. Э. Лоуренса и его опыте во время Первой мировой войны, фильм запечатлевает величие пустынных мест, что позволяет в полной мере использовать преимущества широкоформатного формата.

Пейзажи обширны, многие из экстремально длинных планов фильма вызывают грандиозное беспокойство, а персонажи выглядят как фигурки среди бесконечных дюн. «Лоуренс Аравийский» — это зрелище высочайшего уровня, снятое на камеру без использования цифровых технологий. Каждый кадр — это огромное полотно, на котором Янг и Лиэн рисуют свои грандиозные композиции, будь то восход солнца над горизонтом пустыни или спичка, догорающая до пальцев. «Лоуренс Аравийский» — это визуально потрясающий шедевр, который только стал еще более мощным по сравнению с современными эпическими фильмами.