Найти в Дзене
По Алтаю с Ольгой

Маршрут № 77: легендарная тропа Алтая сквозь десятилетия

В мире туристического наследия СССР есть особые маршруты‑легенды — те, о которых ходят рассказы, чьи тропы помнят шаги тысяч путешественников, а пейзажи навсегда остаются в памяти. Одним из таких знаковых маршрутов по праву считается № 77, пролегающий по просторам Горного Алтая. В 1988 году, на день рождения в честь 14 летия, моему мужу подарили книгу. В советское время это считалось одним из лучших подарков. Тогда, конечно, никто не знал, что Влад встретит меня и мы оба "заболеем" путешествиями. Эта книга стала важной частью моей библиотеки про Алтай. Про 77 Горноалтайский маршрут впервые узнала на ее страницах. Та самая книга, которая храниться в библиотеке с 1988 года Совсем недавно попалась статья в журнале "Вокруг Света" с интригующим заголовком: "Исчезающие маршруты: 7 мест, куда стоит поехать, пока не стало поздно" (ссылка активна). Конечно, мне стало любопытно. Открываю и первым из семи вижу: "Маршрут по Горному Алтаю номер 77". Так захотелось, хотя бы в воспоминаниях оживить

В мире туристического наследия СССР есть особые маршруты‑легенды — те, о которых ходят рассказы, чьи тропы помнят шаги тысяч путешественников, а пейзажи навсегда остаются в памяти. Одним из таких знаковых маршрутов по праву считается № 77, пролегающий по просторам Горного Алтая.

В 1988 году, на день рождения в честь 14 летия, моему мужу подарили книгу. В советское время это считалось одним из лучших подарков. Тогда, конечно, никто не знал, что Влад встретит меня и мы оба "заболеем" путешествиями.
Эта книга стала важной частью моей библиотеки про Алтай. Про 77 Горноалтайский маршрут впервые узнала на ее страницах.

Совсем недавно попалась статья в журнале "Вокруг Света" с интригующим заголовком: "Исчезающие маршруты: 7 мест, куда стоит поехать, пока не стало поздно" (ссылка активна). Конечно, мне стало любопытно. Открываю и первым из семи вижу: "Маршрут по Горному Алтаю номер 77".

Так захотелось, хотя бы в воспоминаниях оживить самый сложный плановый маршрут, который существовал в СССР.

История началась в 1956 году. Изначально он задумывался как комплексное испытание для опытных туристов: сочетание пеших переходов, водного путешествия и сплава. Общая протяжённость пути достигала внушительных 800 км, более 190 км приходилось на пешую часть.
Это был настоящий конвейер приключений, где каждый участник становился частью большой туристической семьи.

Маршрут действовал в тёплое время года — с июня по август. Каждые два дня отправлялась новая группа численностью 10–20 человек.

Путешествие начиналось и заканчивалось в Бийске. Оттуда группы добирались до села Эдиган (235 км к югу от Бийска), откуда и стартовал пеший этап. Конечной точкой пешего перехода становился мыс Кырсай на южном берегу Телецкого озера.

Пешая часть представляла собой серьёзное испытание:

  • преодоление 11 перевалов (Таманьел, Сайгоныш, Уйменский, Штатив и др.);
  • переходы через горные хребты Иолго, Сумультинский и Алтын‑Ту;
  • прохождение альпийских лугов, высокогорной тундры и каменистых осыпей;
  • многочисленные броды через горные реки.

После пешего этапа следовала водная часть: три дня на морских ялах по Телецкому озеру до турбазы «Золотое Озеро». В 1970‑х годах речной сплав отменили из‑за высокой сложности, заменив его доставкой на теплоходах до Бийска.

Карта маршрута. До Эдигана на автомобиле. От Эдигана до Балыкчи пеший переход. Затем три дня сплава по Телецкому озеру и возвращение на автомобиле в город Бийск.
Карта маршрута. До Эдигана на автомобиле. От Эдигана до Балыкчи пеший переход. Затем три дня сплава по Телецкому озеру и возвращение на автомобиле в город Бийск.

В 1989 году маршрут официально прекратил существование — эпоха перестройки внесла свои коррективы. Однако уже в начале 2000‑х частные туристические компании взялись за его возрождение.

Поискала в интернете и довольно быстро нашла предложение пройти маршрут. Современный маршрут претерпел ряд изменений:

  • пешая часть увеличилась до 19 дней;
  • вместо одной дневки теперь предусмотрены три;
  • в советские годы всё снаряжение обеспечивал профсоюз, сегодня ответственность за экипировку лежит на туристах или организующих компаниях;
  • водная часть по Телецкому озеру в классическом варианте больше не выполняется.
Скрин со старнички сайта - оганизатора маршрута.
Скрин со старнички сайта - оганизатора маршрута.

За десятилетия существования маршрут № 77 оброс любопытными фактами:

  • он пересекал три горных хребта и проходил через четыре района Республики Алтай (Чемальский, Чойский, Улаганский, Турочакский);
  • участники походов часто возвращались с характерным загаром и «почерневшими от ягод зубами» — свидетельство насыщенных переходов по местам, богатым дикой растительностью;
  • среди туристов бытовало мнение, что маршрут помогает познать себя, проходя через своеобразные «уровни реальности» (хотя это скорее поэтическая метафора, чем научный факт).

Несмотря на прошедшие десятилетия, маршрут № 77 продолжает привлекать путешественников. Его уникальность заключается в:

  • исторической ценности — это живая связь с эпохой советского туризма;
  • природной красоте — пейзажи Алтая не теряют своей притягательности;
  • испытательном характере — возможность проверить свои силы в условиях дикой природы;
  • гибкости формата — современные варианты позволяют выбрать уровень сложности под свои возможности.

Попробовала построить пеший маршрут в известных мне приложениях - навигаторах. Обрадовалась, что получилось.

Этот маршрут — не просто тропа на карте. Это путь самопознания, возможность прикоснуться к природной мощи Алтая и ощутить дух эпохи, когда туризм был не просто отдыхом, а настоящим приключением.

Отважились бы пройти маршрут №77 в Горном Алтая? Я - точно нет, физическая форма не позволяет. Но, помечтать же можно? И восхититься теми, кто прошел.

Совсем скоро нас ждут каникулы. Вы уже спланировали зимний маршрут по Алтаю? Пишите, если нужны подсказки о том, как лучше организовать путешествие.

Ваша реакция и комментарии — моя мотивация. Не забудьте нажать на кнопку «Подписаться», чтобы не пропустить новые истории.