За последние годы фильмы для людей и про простых людей большая редкость в отечественном кинематографе. К ним, безусловно, можно отнести драмеди режиссера и сценариста Натальи Назаровой «Филателия», который стал обладателем гран-при кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге в 2024 года, а в прокате, правда в ограниченном, появился 25 сентября 2025 года.
С первых минут картины мы попадаем в атмосферу приморского Мурманска, где живет девушка Яна (Алина Ходжеванова). В ее жизни случилось так, что легкая форма ДЦП наложила свой отпечаток. У Яны легкая хромота, специфичная речь и проблемы с сердцем, к тому же возникающая агрессия к сотрудницам почтового отделения Вере (Ирина Носова) и Любе (Олеся Иванцова), проявляющих скабрезную заботу.
Живет Яна одна. Мама уже ушла из жизни, а что касается ее отца, то он был моряком, который не вернулся домой, когда Яна была еще маленькой. От отца она унаследовала хобби по коллекционированию марок, а от мамы – привычку «ждать». Ждала возвращения мужа в семью в свое время мама Яны. Теперь делает это и Яна, гуляя вдоль береговой линии.
Серые будни действительности: письма, бандероли, подписка на печатные издания и, благодаря недобросовестным посетителям, вечно исчезающие шариковые ручки. Одна отдушина у Яны, где она может чувствовать себя полноценным человеком – это клуб филателистов, который она посещает вместе с другом Колей (Илья Носков), работающего электриком.
Все меняется в этой истории, когда за залежавшимися бандеролями из Австралии в почтовое отделение приходит веселый и лихой Петя (Максим Стоянов) – бывалый моряк, который только что вернулся из полугодичного плавания. И если вы думаете, вот она любовь, то это абсолютно не так.
Петя – человек, познавший жизнь в разных ее проявлениях и встретивший любовь на разных континентах. Из Австралии пишет ему замужняя женщина, которая не может забыть те дни, когда Петя был с ней вместе. Но это в Австралии, а сейчас Петя хочет оторваться по полной и Вера в этом ему помощница. И все бы ничего, но вечером Вера напивается так, что Петя вместе с другом буквально волокут ее, пытаясь выяснить, где она живет.
Встретившаяся Яна, идущая домой вместе с Колей после заседания клуба филателистов, показывает Пете дорогу, но образовавшиеся компания отказывается входить в квартиру Веры, где ее ждет сын, а отправляется в караоке-клуб. Иной раз, песня – это состояние души, и Яна поет песню «Светлячок», что говорит о том, что и в ее душе зажегся свет.
Неслучайны кадры фильма, когда Яна возвращается домой и видит свет от светлячков, беря одного из них в руки. Утром серые будни на работе, а вечером Петя приглашает ее на свидание, после которого он провожает Яну домой, которая благодарит его за интересный вечер и пытается отдать Пете деньги за пиццу и пиво, а затем говорит, что она не его девушка, чтобы за нее платить.
«Так, давай будешь!», – говорит ей Петя. Яна спрашивает: «Петя, а зачем я вам нужна, ради прикола?». Но он отвечает, что нет, а затем рассказывает историю о том, что у него была дочь, с последствиями ДЦП, которая умерла от начавшихся осложнений. Петя предлагает Яне выйти за него замуж, а свадьбу сыграть на корабле. Жизнь дает шанс Яне быть счастливой, на которой она даже не рассчитывала.
Но было бы все просто, если бы не женская зависть, ревность и подлость. С лица Яны не сходит улыбка счастья, что приводит в бешенство Веру. К тому же, в почтовое отделение на адрес Петра приходит бандероль из Австралии. Яна вскрывает ее и читает письмо, в котором женщина пишет, что у нее скончался муж, и она зовет Петю в Австралию. В это время Вера уличает Яну в нарушении тайны переписки и вызывает наряд полиции.
Во время составления акта Яна теряет сознание, и ее увозит скорая помощь. Вечером Петя прорывается в больницу к Яне, которая, едва очнувшись говорит, что она все знает про австралийскую женщину и просит Петю, чтобы он уехал к ней. Но нужна ли ему эта женщина из Австралии? «Приеду, разберемся», - говорит он. Петя, склонившись к Яне, целует ее и оставляет деньги на операцию.
А в 5 утра у него рейс. Яна, находясь под капельницей, всю ночь периодически смотрит на часы, и очнувшись в 4:30 утра срывает капельницу с руки и бежит проститься с Петей, корабль которого скрывается на горизонте. Несмотря на то, что финал этой картины остается открытым, все же остается надежда, что в этой истории любви все будет хорошо!
В завершении, хочу отметить яркие актерские работы Алины Ходжевановой и Максима Стоянова, которые заставят плакать и смеяться даже скупых на эмоции зрителей. К сожалению, 2 апреля 2025 года не стало режиссера фильма Натальи Назаровой, которая на протяжении последних лет боролась с тяжелой онкологической болезнью. Но в сердцах зрителей навсегда останется то доброе и светлое кино, которая она несла людям. Светлая ей память!