Никогда ему не было так больно, горько, скверно на душе. Он молча смотрел в одну точку, понимая, что не может даже пролить слезу. «Степан, пойдём, – окликнул его кто-то из казаков. – Ивана не вернёшь, а дела не ждут». Он поднялся с места, заставив обратить на себя потрясённые взгляды.
В тот момент в нём что-то сломалось – или, наоборот, родилось. Что-то страшное было во взгляде Степана, то, чего прежде никто не видел. «Отомщу, – хрипло произнёс он. – Всем отомщу».
Степан Разин вошёл в отечественную историю как один из главных бунтарей, которым удалось приобрести огромное число соратников, взять немало городов, а главное – всерьёз испугать власть.
Он бросил вызов не только влиятельным людям, но и прежнему устою, он мечтал превратить всё Русское государство в мир, живущий по принципам казачьей вольницы. Вот только в своих светлых побуждениях Разин натворил немало страшных дел.
От рук его войска погибло множество людей. Но что побудило Стеньку начать восстание? И кем он был на самом деле – обыкновенным разбойником или настоящим народным героем, воспетым в песнях?
Родился в бегах: откуда взялась злоба?
Личность Разина интересовала и волновала очень многих – как наших соотечественников, так и иностранцев, которые внимательно следили за ходом восстания, а в дальнейшем даже посвящали целые научные работы разинскому бунту. Но чем же эта личность была так интересна? Чтобы понять это, важно познакомиться с историей самого Степана.
На свет Разин появился приблизительно в 1630 году (точными сведениями историки не располагают). Родиной будущего бунтаря стала станица Зимовейская. Впрочем, исследователи называют и другие населённые пункты, но в нашем случае это не имеет принципиального значения.
Отец Степана, Тимофей Разя, был беглым воронежским крестьянином, который сумел найти убежище на Дону. В те времена многие крестьяне старались уйти от гнёта властей. Среди донских казаков находили пристанище и те, кого искали помещики, желая наказать за какую-либо провинность.
Словом, все беглые, несчастные, отчаявшиеся люди, желавшие наконец обрести заветную волю, отправлялись на Дон, где царили свои порядки.
Люди, подобные Тимофею Разе, назывались «голытьбой» – по сути, они были «голы», а своего имущества и хозяйства не имели. Домовитые казаки снабжали «голытьбу» всем необходимым, после чего «новобранцы» отправлялись в походы.
Нередко такие вылазки напоминали откровенно разбойничьи набеги. Трофеями, конечно, делились со старшим казачеством. Именно в такой обстановке и рос юный Степан.
Как думаете, может ли справедливый бунт родиться из среды, где царит обычный разбой? Или это закономерность?
Любимец властей: как будущий бунтарь служил царю?
О ранних годах Разина ничего не известно. Но мы наверняка знаем, что к 25 годам он уже пользовался большим авторитетом среди казаков и был достаточно влиятельной фигурой, как и его брат Иван. Сложно сказать, принимал ли Степан участие в набегах, которые совершала «голытьба», но, по всей видимости, он был вполне законопослушным воином.
В 1658 году Разин прибыл в Москву в составе казачьего посольства, в 1661 году участвовал в переговорах с калмыцкими старейшинами, которые приняли русское подданство. Спустя год он уже вместе с калмыками и запорожцами ходил в военный поход против крымских татар.
И уже одни только эти факты не дают нам права судить о Разине как о неотёсанном казаке, который вдруг ни с того, ни с сего решил выступить против властей. Ещё до восстания он имел опыт дипломатических переговоров, а также приобрёл репутацию славного отважного воина. Перемены в судьбе Степана произошли после гибели брата.
Казнь, которая все изменила
Стоит признать, что у московских властей и Степан, и Иван Разины достаточно долго были на хорошем счету. Однако в 1665 году во время войны с Речью Посполитой у Ивана возник конфликт с воеводой Юрием Долгоруковым.
Решив, что казаки вольны делать то, что им вздумается, Разин-старший отвёл свои войска. В понимании Долгорукова он превратился в дезертира, покинувшего армию в самый непростой момент.
Настигнув Ивана Разина, Долгоруков приказал казнить его. Когда же Степану сообщили о гибели брата, он был глубоко потрясён. Как отмечает писатель Иван Наживин в своей книге «Степан Разин», именно эта трагическая потеря и чувство несправедливости заставили Разина задуматься о большой мести всем власть имущим.
Как считают исследователи, уже тогда Степан решил, что жизнь людей станет куда лучше, если всё государство будет жить по казачьим правилам. Как по вашему справедливо ли казнили Ивана Разина по законам военного времени? Или это была вопиющая жестокость, породившая еще большую жестокость?
Поразительно, но очень скоро Разин обрёл множество единомышленников. На Дон продолжали бежать крестьяне, а, помимо того, сюда прибывали казаки с земель, которые находились под властью Речи Посполитой (поляки собирались превратить всех казаков в своих холопов). Словом, народу становилось всё больше.
Донцы предприняли несколько удачных походов, из которых вернулись с богатыми трофеями, и это помогло создать материальную базу для будущего восстания. Но неужели народ так сопереживал Степану после гибели его брата, что даже решил поднять бунт во имя справедливости? Очень точно на этот счёт выражается историк Николай Фомин в своей работе, посвящённой Степану Разину:
«…нельзя думать, чтобы происшествие, оскорбившее быть может, глубоко одного Разина, возбудило к нему сочувствие в массах народа и вызвало их на восстание».
Положение казаков
Но что же тогда толкнуло многих людей присоединиться к Разину и идти вперёд, рискуя собой и отдавая свою жизнь за некую призрачную идею о вольной жизни?
Интересно, что многие историки, считавшие Разина разбойником (например, С.М. Соловьёв) всё равно отмечали, что действия казаков во многом были вынужденными.
Из-за тринадцатилетней войны с поляками были закрыты Чёрное и Азовское моря. Это привело к тому, что казаки много лет терпели нужду в содержании и пропитании. У них не оставалось иного выхода, кроме как по Волге отправиться к Каспийскому морю и громить тамошние селения и города.
Если же учесть, что Разин был человеком энергичным, авторитетным и решительным, неудивительно, что именно он возглавил бунт.
Успехи разинцев
Степан Разин стал предводителем казаков в 1667 году. На тот момент численность воинов под его началом составляла около 800 человек, к которым постоянно присоединялись новые люди. Вместе с ними Разин направился к городам у Волги и Яика. Так начинался его разбойничий поход, превратившийся в восстание.
Поначалу этот поход Разина ничем не отличался от предыдущих. Но когда казаки разгромили стрельцов, возглавляемых воеводой Чёрного Яра, а затем взяли Яицкий городок, властям стало ясно, что Разин и его люди не просто собираются «пощипать» несколько городков и вернуться восвояси. Нет, разинцы собирались идти дальше, устанавливая свою власть в новых населённых пунктах.
Уже весной 1668 года казаки вышли в Каспийское море. Здесь они опустошали и грабили прибрежные районы, приводя в ужас местных жителей. Очень часто Разин действовал с крайней жестокостью, и, как писал историк Александр Попов, во многом власть Стеньки и его казаков основывалась на страхе:
«Зверские поступки Разина, не встретившего почти никакого сопротивления, внушали такой страх, что в народе носилась молва, будто казакам нельзя сопротивляться: «их атамана и есаула ни пищаль, ни сабля, ничто не возьмёт».
Это важный момент. Можно ли оправдать жестокость бунта «высокой целью» освобождения? Или цель не оправдывает средства, и Разин с этого момента превратился в обычного бандита?
Легендарный бунтовщик
К историям, которые рассказывали о Разине, принадлежит и рассказ о персидской княжне, которую Стенька выбросил за борт корабля. Как считают историки, этой драме предшествовало морское сражение персов с казаками. В бою у Свиного острова разинцы уничтожили почти весь флот противника, а в плену оказался сын Мамед-хана Шабын-Дебей.
По всей видимости, той самой «персидской княжной» была дочь командующего персидским флотом. Правда, многие исследователи считают историю об утоплении несчастной девушки всего лишь фольклором – никаких исторических подтверждений тому нет.
Интересно, а почему народная молва с такой готовностью приписывает герою-бунтарю такие чудовищные поступки? Чтобы показать его «демоническую» силу или просто для красного словца?
Восстание Разина набирало обороты, казаки брали всё больше городов. Теперь уже не только московские власти, но и Европа внимательно следили за ходом бунта. Европейские газеты пестрели заголовками о последних событиях в России, вот только известия о Стеньке и его соратниках часто здесь были совершенно фантастическими.
Так, к примеру, писали, что Долгорукова казаки взяли в плен и казнили, в Москве восстали бояре, а сам Разин уже едва ли не провозгласил себя русским царём. Каждое из таких сообщений должно было указывать на беспомощность русского правителя и его окружения, что было явно приятно европейцам.
Что же касается царя, то Разин не собирался свергать Алексея Михайловича. Однако он призывал своё войско бороться с воеводами, дьяками, представителями церкви. Разин заявлял, что своими поступками и угнетением народа они изменяют государю. Известно, что после взятия Царицына казаки заявили взятым в плен стрельцам:
«Вы бьётесь за изменников, а не за государя, а мы бьёмся за государя».
Как свои же выдали своего атамана
Всего за несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Всё больше городов оказывалось под властью разинцев, а главное – к войску Стеньки присоединялось всё больше крестьян, готовых продолжать борьбу. Но осенью 1670 года казаки были разбиты царской армией. Разин получил ранение и вынужден был вернуться на Дон.
Но теперь домовитые казаки, прежде оказывавшие поддержку Разину, призадумались. Что ждало их, если правительственные войска последуют за бунтовщиком и остатками его отрядов? «Старое» казачество опасалось расправы со стороны Москвы, а потому в апреле 1671 года казаки схватили атамана и выдали его властям.
Участь Разина была вполне предсказуемой – его приговорили к смерти через четвертование, одно из самых страшных наказаний в царской России. Немецкий учёный XVII века Иоганн Марций, защитивший диссертацию о восстании Степана Разина, ярко описал последние минуты жизни бунтовщика.
Он утверждал, что перед казнью Степан поклонился на три стороны и попросил прощения – не у царя или вельмож, но у простых людей. Когда палачи приступили к исполнению приговора и стало ясно, что исход уже решён, его брат Фрол начал истошно кричать, на что Стенька только холодно бросил: «Молчи, собака!». Даже перед смертью он сохранил поистине железное самообладание.
Так кем же был Степан Разин: жестоким разбойником или борцом за правду? На мой взгляд, ни одна их этих характеристик верной не является. Стенька и правда творил страшные вещи, грабя людей и без жалости расправляясь с мирным населением занятых городов.
Но в то же время народная молва неслучайно превратила его в национального героя. Он и правда мечтал о лучшей доле для казаков, для крестьян и прочего простого люда.
Несмотря на многочисленные таланты и опыт, без должной организации и намеченного плана его восстание превратилось не в борьбу за справедливость, но в русский бунт – «бессмысленный и беспощадный», который, увы, ещё не раз повторялся в истории нашей страны.
А как вы считаете? Кем для вас остается Степан Разин:
- Трагическим героем, сломленным системой.
- Кровавым тираном, который прикрывался благими идеями.
- Стихийной силой, которую невозможно оценить однозначно.