Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Учитель бьёт тревогу: старшеклассники не умеют считать и нормально писать, и это стало нормой

"Сердце кровью обливается, когда проверяю тетради", - делится коллега. Я видела многое: как меняется школа, дети, подходы к образованию. Но есть одна тенденция, возникшая в последние годы, и она вызывает у меня настоящую тревогу. Это, казалось бы, банальные вещи: неумение считать в уме и аккуратно писать. И речь идет не о первоклассниках, а о старшеклассниках – тех, кто уже стоит на пороге взрослой жизни. К этому в последнее время добавилось ещё неумение бегло читать. Да, я лично видела восьмиклассников, которые читали по слогам. Получше, конечно, чем в первом классе, но все равно слушать их чтение было для меня примерно так: "Бедные мои уши! И это в 8 классе? Куда мы катимся? Остановите Землю, я сойду!" И самое страшное - неумение считать, аккуратно писать и не читать книги стало нормой у современных детей. Понимаете, раньше это было само собой разумеющимся. Каждый выпускник владел базовой арифметикой и мог разобрать свой собственный почерк, да и почерк товарища. Сейчас же я замеча

"Сердце кровью обливается, когда проверяю тетради", - делится коллега.

Я видела многое: как меняется школа, дети, подходы к образованию. Но есть одна тенденция, возникшая в последние годы, и она вызывает у меня настоящую тревогу. Это, казалось бы, банальные вещи: неумение считать в уме и аккуратно писать. И речь идет не о первоклассниках, а о старшеклассниках – тех, кто уже стоит на пороге взрослой жизни. К этому в последнее время добавилось ещё неумение бегло читать. Да, я лично видела восьмиклассников, которые читали по слогам. Получше, конечно, чем в первом классе, но все равно слушать их чтение было для меня примерно так: "Бедные мои уши! И это в 8 классе? Куда мы катимся? Остановите Землю, я сойду!"

И самое страшное - неумение считать, аккуратно писать и не читать книги стало нормой у современных детей.

Понимаете, раньше это было само собой разумеющимся. Каждый выпускник владел базовой арифметикой и мог разобрать свой собственный почерк, да и почерк товарища. Сейчас же я замечаю, что для многих это стало чем-то из разряда фантастики.

Возьмем, к примеру, счет. Мы живем в эпоху тотальной цифровизации. У каждого ребенка в кармане смартфон с калькулятором, способный выполнить вычисления за доли секунды. Это прекрасно, никто не спорит. И зачем тогда учить считать в столбик? Зачем вообще напрягать мозг для простых операций? И вот здесь кроется коварная ловушка. Вчера после урока алгебры, коллега поделилась со мной: "Я попросила десятиклассников быстро посчитать, сколько будет 750 минус 135. Тишина... Леса рук что-то не увидела. Один потянулся за телефоном, другой начал что-то быстро черкать на черновике, но так, что сам потом не мог понять. Это же элементарно! Простая разность чисел! Проценты – отдельная боль. Когда мы разбираем задачи, связанные с жизненными ситуациями, например, расчет скидки или налога, многие просто "плывут". Они могут с легкостью решить уравнение с несколькими неизвестными, но спотыкаются на элементарном вычислении 10% от 5000".

Как это возможно? Я задаюсь этим вопросом частенько в последнее время. Дети разучились логически мыслить, не прибегая к помощи гаджетов. Они теряют навык быстрого анализа и оценки ситуации, который так важен не только в математике, но и в повседневной жизни.

Фото автора
Фото автора

Или взять письмо. Это отдельная история, которая вызывает у меня и печаль, и иногда даже раздражение. Почерк. О, этот почерк современных школьников! Когда проверяешь контрольные работы или сочинения, иногда хочется плакать, честное слово. Буквы пляшут, скачут, наезжают друг на друга, сливаются в непонятные каракули. Иногда приходится буквально расшифровывать написанное по символам. А потом дети удивляются: "Марьиванна, почему у меня такая оценка? Я же все правильно написал!" А я смотрю на это "все правильно" и не могу разобрать ни слова! Говорю им, что они не всегда будут только в смартфоне или на компьютере печатать в будущем. Ведь им предстоит заполнять документы, писать заявления, писать ответы на ОГЭ, ЕГЭ, конспекты в вузе. Отсутствие аккуратности в письме – это не просто эстетическая проблема. Это отражение общего отношения к делу. Как они сейчас наплевательски относятся к учёбе, так и пишут.

И дело не только в неаккуратности. Пунктуация, орфография… Знаете, раньше мы говорили: "Посмотри в словарь!" А теперь что? "Т9 исправит" или "Ворд подчеркнет красным". Автоматические проверки стали тем изобретением, которое не учит, а лишь расслабляет. И вот уже старшеклассник допускает элементарные ошибки в словах, которые видел сотни раз, или не ставит запятые там, где их ставить необходимо по базовым правилам русского языка.

А письмо без запятых и вообще без знаков препинания вообще стало отличительной чертой детей поколения Альфа.

Они просто перестают думать о правильности написания, потому что уверены, что кто-то или что-то сделает это за них. А потом приходят на ЕГЭ, где такой "помощи" нет, и вот тут-то и начинаются проблемы.

Конечно, учителя с себя ответственности не снимают. Мы стараемся, как можем, в рамках учебной программы. Но мир изменился. Дети окружены технологиями с пеленок. Родители зачастую сами не видят в этом проблемы. А фундаментальные навыки (чтение, письмо, счет) – это основа. Без них невозможно эффективно развиваться дальше.

Так что же делать? Я считаю, нужно начинать с малого. Возвращать акцент на письмо и каллиграфию в школе, хотя бы иногда. Дома пусть это будет написание писем друзьям, ведение личного дневника на бумаге. Пусть дети чаще считают в уме, играют в настольные игры, где требуется быстрый счет. Мы должны объяснять им, что технологии – это инструменты, а не замена собственному интеллекту. Нужно больше практиковаться в написании без использования автокоррекции. Возрождать любовь к каллиграфии, к красоте письма. Важна и роль родителей, конечно. Поддерживать школу в этих начинаниях, не пренебрегать развитием элементарных навыков у своих детей. Ведь эти навыки – это не просто "умение красиво писать" или "быстро считать". Это развитие мелкой моторики, логического мышления, внимательности, усидчивости – качеств, которые нужны абсолютно каждому человеку, независимо от его будущей профессии.

Не хотела бы ругать молодое поколение. Я все равно их люблю. Я верю в наших детей. Они умные, талантливые, они могут освоить что угодно. Но мы, взрослые, обязаны показать им правильный путь, объяснить ценность базовых знаний и навыков. Чтобы в их будущем не было места для неумения справиться с элементарным, а лишь для новых открытий и достижений.