Сегодня представляем вам русского и советского художника и педагога, участника художественной группы «Бубновый валет» - Осмёркина Александра Александровича.
Александр Александрович Осмёркин родился на Украине, в Елисаветграде (ныне Кировоград), в семье землемера Александра Павловича Осмёркина. Воспитанием сына занималась мать, Олимпиада Васильевна. Большое влияние на будущего художника оказал его дядя, архитектор Я. В. Паученко, в доме которого, как вспоминал сам Осмёркин, «была атмосфера искусства». Обсуждения и дебаты об искусстве наполняли дом атмосферой творчества. В семье часто ставили домашние спектакли, организованные дядей, в которых обязательно участвовали все её члены. Мечтая о сцене, будущий художник с ранних лет стремился стать актёром, и это пристрастие впоследствии вылилось в работу над оформлением театральных спектаклей. В живописи одним из самых сильных впечатлений детства Саши было произведение «Муза» М. А. Врубеля, воспроизведённое в журнале «Нива». С этого и началось его погружение в художественный мир.
В конце 1900-х годов Осмёркин уехал учиться живописи в Киев, но это обучение было недолгим. Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город — центр художественной жизни. В Москве он поступил в студию И. И. Машкова, одного из основателей общества художников «Бубновый валет», что в дальнейшем оказало большое влияние на его творчество. Позже он называл себя «кровным сыном «Бубнового валета». Здесь он познакомился с Г. Б. Якуловым, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой. Конечно же, это знакомство впоследствии повлияло на творчество Александра Александровича. Художник не был равнодушен и к литературе — чувство возвышенного и прекрасного воспитывалось в нём именно поэзией. Он был дружен с поэтами Сергеем Есениным, Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой. Кстати, кисти художника принадлежит замечательный портрет Анны Андреевны.
Революция застала А. А. Осмеркина за работой в художественной секции в Московском Совете рабочих и солдатских депутатов. В 1918 году он руководил оформлением агитпоезда. К первой годовщине революции он сделал панно на здании бывшего Оперного театра С. И. Зимина и работал над созданием Профессионального союза художников-живописцев Москвы. Довольно успешно он работал как театральный оформитель и даже организовал театр «Московский балаган» вместе с В. В. Каменским.
После этого началась его преподавательская деятельность, которая принесла ему славу одного из наиболее талантливых и любимых молодежью педагогов советской художественной школы. Александр Александрович был педагогом, что называется, «божьей милостью». Он всегда проявлял вежливость как по отношению к студентам, так и к коллегам и натурщикам. Никогда не повышал голос и не ругал никого. Студенты часто любовно подтрунивали над ним по поводу его типично профессорской рассеянности. Например, по поводу его поминутно гаснущей трубки, которую он никогда не выпускал из рук, и постоянной просьбы дать ему спички. Раскурив трубку, он, конечно, клал коробок в карман, и к концу дня карманы его не вмещали такого количества спичечных коробков — они каскадом высыпались вслед за вынутым платком. В 1930-1940-х годах А. А. Осмёркин преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, совмещая творческую деятельность с педагогической работой в Институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ в Ленинграде и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Он стал наставником для целого поколения известных советских художников.
Когда в стране начались нападки на некоторых интеллектуалов и творческих деятелей, таких как Анна Ахматова и Михаил Зощенко, Александра Осмеркина обвиняли в формализме и в том, что он привносит западное влияние в советское искусство. В результате ему было запрещено преподавать и выставлять свои произведения, что лишило его источников дохода. Умер художник практически в нищете, работая за мольбертом над пейзажной картиной под Москвой. Внезапно ему стало плохо. С зажатой в руке кистью Александра Александровича уложили на кровать, где он вскоре тихо умер на руках у своей супруги.
Что касается личной жизни художника, то он трижды состоял в браке. Первая жена, Екатерина Тимофеевна Баркова, была его музой и любимой моделью, племянницей Сергея Рахманинова. Вторая — Елена Константиновна Гальперина, эстрадная артистка. Третья — Надежда Георгиевна Навроцкая, архитектор. Во втором браке у Александра Осмеркина появилось две дочери. Старшая, Татьяна, унаследовала творческий талант отца и стала художником-модельером. Младшая, Цецилия, выбрала карьеру в лекционном бюро московского отдела народного образования.
Сегодня работы А. А. Осмеркина можно увидеть в лучших музеях и частных коллекциях по всему миру. Мастер оставил после себя яркую память и интересное наследие. Согласно сведениям HammerPrice российскими аукционными домами было продано 8 произведений художника. Самая высокая цена в размере 7 млн рублей была предложена за работу "Ветлы" на весеннем московском аукционе в 2025 году.
Посетите наш сайт, чтобы узнать больше об аукционных продажах работ Осмёркина Александра Александровича.