Найти в Дзене

Писать или нет отрицательный отзыв?

Когда мы ищем информацию о том или ином заведении - магазине, кафе, гостинице, музее, шиномонтаже и т.д. - то часто прибегаем к отзывам. Причем, желательно читать их не на сайте самого заведения, где отзывы могут быть прилизаны и приглажены, а на нейтральной площадке. Вот на одной из таких площадок я сама часто оставляю отзывы и по количеству просмотров вижу, насколько это востребовано. Стараюсь всегда быть объективной, хотя если впечатления неоднозначные, склоняюсь все-таки к тому, чтобы написать по-доброму, ведь негатив может случиться и в очень хорошем месте. Вот например, пришли мы как-то в отличный ресторан. Был праздник, все столы заняты, все делают большие заказы, официанты сбиваются с ног. И нам досталась совершено неопытная девушка, то ли первый, то ли второй день на работе. Не будь такой загрузки, может, ее и не выпустили бы в "самостоятельное плавание", но тут, видно, работать было некому. Девушка притащила нам тяжелый поднос с напитками, он стал наклоняться и рюмка водки

Когда мы ищем информацию о том или ином заведении - магазине, кафе, гостинице, музее, шиномонтаже и т.д. - то часто прибегаем к отзывам. Причем, желательно читать их не на сайте самого заведения, где отзывы могут быть прилизаны и приглажены, а на нейтральной площадке.

Вот на одной из таких площадок я сама часто оставляю отзывы и по количеству просмотров вижу, насколько это востребовано. Стараюсь всегда быть объективной, хотя если впечатления неоднозначные, склоняюсь все-таки к тому, чтобы написать по-доброму, ведь негатив может случиться и в очень хорошем месте. Вот например, пришли мы как-то в отличный ресторан. Был праздник, все столы заняты, все делают большие заказы, официанты сбиваются с ног. И нам досталась совершено неопытная девушка, то ли первый, то ли второй день на работе. Не будь такой загрузки, может, ее и не выпустили бы в "самостоятельное плавание", но тут, видно, работать было некому. Девушка притащила нам тяжелый поднос с напитками, он стал наклоняться и рюмка водки упала аккурат на моего мужа, облив ему новый пиджак. Девушка практически в слезы, нам принесли комплимент от заведения. Я не стала ничего писать в отзыве, потому что ситуация не типичная. В более спокойной атмосфере нас там обслужили бы без эксцессов. Тем более, что водка - это не красное вино) Следов не осталось)

Но иногда отрицательный отзыв просто сам напрашивается. Стараюсь излагать претензии спокойно и уважительно. Казалось бы и ответ организации должен быть таким же? Ну или в крайнем случае можно же вообще не отвечать.

Но нет! Многие организации в ответ или открыто огрызаются, или в лучшем случае пишут дежурное "спасибо за мнение", что подразумевает, что до нашего мнения им нет никакого дела.

У меня не такая большая история отрицательных отзывов. Началась она достаточно давно. Мы с подругой заглянули в кафе. Мне сначала понравилось - атмосферно, уютно... Но есть заказанные мною блюда было невозможно. Авторская кухня оказалась красивой, но малосъедобной. Мало того, что невкусно, меня потом еще и подташнивало весь вечер. Я написала об этом честно и очень сдержанно. Ответ заведения был потрясающим. Слово в слово не передам, но суть была такая: если ничего не понимаешь в изысканной авторской кухне, то нечего и соваться в приличные заведения. Практически дословно, ну за исключением слова "соваться", может быть. Мне было так противно, так обидно - ведь я была абсолютно честна.

Другая история. Опять-таки общепит. В турпоездке заглянули позавтракать в кафе, среднее по отзывам, но удобно расположенное и работающее ранним утром. Официант забывал заказ, возвращался сто раз уточнить, потом все равно перепутал буквально ВСЕ. Мы ему: "Это же не наш заказ", а он: "Ну блин!..". Похоже было, что человек всю ночь тусил и, так и не поспав, пришел на работу. ..На мой отзыв, написанный без грубостей и резкостей, мне ответили лаконично: "Бывает". И опять сидишь и думаешь, это нормально, что бизнес тебе отвечает в стиле: "не душни"?..

Ну и еще один пример. Что странно - речь пойдет про музей. Казалось бы, учреждение культуры. Но с ней в этом музее явно дела обстоят не очень. Написала, как есть: музей интересный, но! В помещениях крайне тесно, за количеством народа музей никак не следит, пускает всех желающих, из-за чего в какой-то момент не протолкнуться вообще - к экспонатам не подойти и духота страшная. Плюс очень дорого. Ответили мне так: "Наш музей для истинных ценителей, для которых внешние условия не важны. А вы можете выбрать что-то попроще". Попроще!!! Я так смеялась, что даже не обиделась. Ну да, они-то о простоте знают всё - куда проще стричь бабло, чем обеспечить хоть сколько-нибудь комфортное посещение людям, которые платят немалые деньги.

Последний пример не из моей практики. Искала информацию об аренде автомобилей в другом городе и увидела: пользователь написал плохой отзыв, на что владелец бизнеса ему ответил незатейливо: "вы все врете". Вот о вранье и хотела бы написать.

В 152 статье Гражданского кодекса РФ есть понятие "защита чести, достоинства и деловой репутации". Если бизнес решит, что вы своим отзывом его опорочили, теоретически он может подать в суд. И вполне вероятно, что придется доказывать, что отзыв был правдив.

Поэтому вопрос, писать или нет отрицательный отзыв, касается не только того, какое настроение у нас будет после ответа заведения. Понятно, что хамский ответ может расстроить. Но дело не только в этом. Если мы недовольны сервисом и решительно настроены написать об этом в отзыве, лучше запастись доказательством.

Конечно, если вы пишете просто о том, что вам было невкусно в кафе или дорого в театре, доказывать ничего не нужно. А вот если, например, вы не могли нормально подняться по ступеням музея, потому что они были покрыты коркой льда, то лучше это сфотографировать с разных ракурсов. Если вы увидели, что при входе на каток работает только одна касса из пяти и стоит километровая очередь, а в прокате вам дают разваливающиеся коньки, это тоже стоит зафиксировать - просто во избежание лишних вопросов.

А испорченное хамским ответом настроение - для меня лично это мелочь по большому счету. Важнее, что я могу своим отзывом предупредить других людей и дать им полезную информацию.