Найти в Дзене
Царство теней

Фильм о поиске предназначения.

«Трон: Арес» (США, 2025) Запросы о поиске смысла жизни, как я наблюдаю последнее время, отошли на второй план, хотя еще года 4 назад были очень актуальны. В коллективном сознании произошло осознание (масло-масляное, да?), что, видимо, смысл жизни в том, чтобы просто ее жить. Сейчас самый популярный запрос – поиск своего предназначения. Есть фантазия, что предназначение – это что-то одно, рожденное вместе с нами. Вот если его узнать и реализовать, то будет лучшая, правильная жизнь. Как правило, раскладывая эту конструкцию на частные составляющие, получается, что предназначение практически равно работе, которая приносит удовольствие и финансовое благополучие, свободе регулировать свое время и занятия, большему отдыху, меньшему напряжению и прочее. Вполне себе земные объяснения, которые снимают флер волшебности со слова «предназначение» и становится как-то скучно. Размышляя обо всем этом, я наткнулась на фильм «Трон: Арес». Между строк сюжета. Это часть трилогии (хотя, может, их б
Оглавление

«Трон: Арес» (США, 2025)

Запросы о поиске смысла жизни, как я наблюдаю последнее время, отошли на второй план, хотя еще года 4 назад были очень актуальны. В коллективном сознании произошло осознание (масло-масляное, да?), что, видимо, смысл жизни в том, чтобы просто ее жить.

Сейчас самый популярный запрос – поиск своего предназначения.

Есть фантазия, что предназначение – это что-то одно, рожденное вместе с нами. Вот если его узнать и реализовать, то будет лучшая, правильная жизнь. Как правило, раскладывая эту конструкцию на частные составляющие, получается, что предназначение практически равно работе, которая приносит удовольствие и финансовое благополучие, свободе регулировать свое время и занятия, большему отдыху, меньшему напряжению и прочее. Вполне себе земные объяснения, которые снимают флер волшебности со слова «предназначение» и становится как-то скучно. Размышляя обо всем этом, я наткнулась на фильм «Трон: Арес».

Между строк сюжета.

Это часть трилогии (хотя, может, их будет больше?) «Трона», и я не скажу, что я ее фанат. А вот Джареда Лето во всех его проявлениях актерских и музыкальных очень люблю. Решила посмотреть.

Фильм красиво снят, мои любимые красно-черно-белые мотивы радовали глаз, я не стала пересматривать первые два фильма, очень уж не хотелось старых картинок. И чем больше я погружалась в кино, тем больше осознавала, что вот она, иллюстрация к поиску предназначения – целый фильм про этот процесс. Ну и результат… неожиданный для многих. Нет, я не думаю, что выбор Ареса вас удивит, скорее другое, что у предназначения нет никакого конечного пути, нет точки «лучшая, правильная жизнь» – это путь, такой же, как сама жизнь.

Все, что говорим мы, психологи, про внутреннее мироустройство каждого человека воплотилось в этом кино. Вот оно, Эго в виде самодовольного Джулиана, отдающего приказы-директивы своим внутренним субличностям, вот он построил машину, чтобы «вытаскивать» их из мира внутреннего во внешний, чтобы они решали его проблемы, и сам этот мир, как тысячи нейронов нашего мозга сплетаются то там, то тут, формируя внутреннюю и внешнюю реальности.

Джулиан – типичный символ «Я».

Он точно знает, как правильно, точно уверен в своих «директивах», живет по принципу «вижу цель, не вижу препятствий». Это каждый из нас в момент охваченности родительскими и коллективными установками, в стремлении прожить социально одобряемую жизнь. Но внутренние части, истинное «Я», не согласны.

Арес решил сойти с пути приказов. И в этот момент я задумалась, а как сложить в слова вот этот момент осознания, что предназначение – это не очередная директива. Как Арес понял это? Почему решил ослушаться?

Сначала я думала написать, что фильм не раскрыл этих терзаний морального выбора, которого вроде бы у программы вообще не должно быть. А потом присмотрелась. Знаете, иногда так важно просто присмотреться.

Всмотритесь в лицо Джареда Лето в момент, когда Джулиан отдает ему приказы, внимательно посмотрите.

Вы увидите то самое неуловимое нечто, легкий налет внутренней мысли, рожденной эмоциями, которых не должно быть, а они есть. Это тоже, кстати, интересное место. В теме эмоций, конечно же тех из них, которые считаются негативными, основной запрос – перестать чувствовать. Быть как программа Арес – без эмоций.

Эмоции в фильме.

Эмоции про эти программы ничего не ведают, ведь у них свои и это хорошо. «Неуловимое нечто» в лице Ареса – сомнение. Он чувствует что-то, не зная что, он думает что-то бессвязное, противоречивое базовой программе и… сомневается в ней.

Говорят, сомнение – путь познания, и я согласна с этим.

Легкая доля сомнения позволяет не запираться в тюрьме только прожитого или воспринятого опыта, позволяет развиваться, смотреть шире. И Арес прошел этот путь.

«Нам был отдан приказ. Это наше предназначение.

«Это не предназначение – это программа. Наше предназначение еще предстоит узнать».

Трансформация героя.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Нулевой точкой трансформации я вижу фильме, да и в своей практике, соприкосновение с чувствами. Когда вдруг начинаешь к ним прислушиваться, они шебуршат что-то там в самой глубине, выталкивая в зону сознания новые мысли, необъяснимые желания, побуждения к «странным» действиям. Но все начинается с них, с эмоций и чувств.

Арес – греческий бог войны, яркий символ агрессии, это коллективный символ, практически каждый знает про него. Да, у него есть нюансы, и особенно в этом смысле интересна ирония, некий парадокс. В фильме Арес, сошедший с пути директивы, борется с Афиной и убивает ее.

Кажется, что он хороший, он же всех спасает, а Афина плохая, она всех мочит без разбору. В греческой же мифологии Арес был символом почти абсолютного зла, ведь он наслаждался войной, кровавой и бессмысленной, когда Афина была символом честной, справедливой войны. Не знаю, заложили ли сценаристы здесь какой-то недоступный мне смысл, просто делюсь наблюдением.

Интересно вот что, фильм как будто вторит мысли, что агрессия сама по себе не хорошая и не плохая, она может быть разной, она просто есть как внутренняя сила, разбивающая старые, неработающие установки, сценарии, программы, директивы, приказы. В этом смысле символизм Джареда Лето – попадание 100 из 100.

Чтобы построить «нового себя» нужно разрушить «старого себя», для этого необходима здоровая агрессия.

В конце фильма бой между Афиной и Аресом заканчивается очень эмоциональной сценой:

«Я следовала своей директиве.

— Я знаю.

— И что теперь? Какова твоя?

— Я пока не знаю, время покажет».

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Помните свои внутренние диалоги: «Я же делал всё правильно, почему всё пошло по известному половому пути?», «Я же была хорошей, почему он со мной так?»

Нет гарантий, нет линейных взаимосвязей, есть просто жизнь, просто процесс, и он такой разнообразный, что ух как дух захватывает! И много тут всегда есть страха. Бояться – это нормально.

С детства нам пишут программы в надежде уберечь от «плохого», и мы живем в них по собственному уже взрослому выбору, но наступает момент, когда они просто перестают работать. Так и Арес, просто перестал работать так, как хотел Джулиан, и пошел искать свое предназначение.

Читайте также: