Прошло несколько дней. На работе готовилась реформа, которую ждали уже несколько месяцев: компания собиралась в корне изменить свою деятельность, и при том уволить программистов, не разбирающихся нововведениях.
В скором времени намечался конкурс. Нужно было многое выучить и понять, чтобы это применить к своей работе, и времени давалось не так уж и много. Сулили прохождение тестирования, по итогам которого будут выбраны нужные работники, но так некстати для Юры было это все.
Однажды вечером раздался телефонный звонок. Звонил Слава.
- Ну, как, ас, готовишься?
- Готовлюсь. А ты?
- Да я так, знаешь, для галочки. Нехорошее у меня предчувствие. Мой генератор случайных чисел выдает несчастливое число.
- Понятно все с тобою. Ну, ладно, до завтра. Если вопросы будут – звони, или заезжай!
- Хорошо! Пока!
Юрок готовился усиленно к конкурсу. Чтение документации начало сводить с ума. Вновь начались бессонные ночи, горы посуды, а потом и голодовка.
Перед самым днем конкурса Юра поставил точку на изучении, и посмотрел примерные вопросы тестирования. Оставшись довольным, что как бы вроде все выучено, он лег спать больше ни о чем не думая. Главное сейчас для него было – это победить в конкурсе, чтобы не остаться без работы.
Проснувшись утром от привычного звука будильника, Юра сварил кофе, перекусил, умылся, и, одевшись, пошел на работу. Сев на конечной остановке в автобус, он опять сел у окна и закрыл глаза в надежде уснуть ненадолго.
В кармане зашевелился мобильник, звонок которого работал в режиме виброзвонка.
- Программист Воропаев слушает, - он узнал номер Славы и решил подшутить над ним, представившись официально, как на работе.
- Здравствуй, товарищ! Слушай, Юр, засада полная! Я погиб! Ни чего у меня не выходит с этими причудами начальства…
- Да, товарищ Цветков! Что ж ты мне-то не позвонил? Приехал бы хоть!
- Да ладно, теперь уж поздно! Будь что будет! Ты уже выехал?
- Да, только что.
- А я только проснулся… Ну, ладно, до встречи!
- Пока!
Он был огорчен тем, что Славик не подготовился к конкурсу как следует. Взглянув в окно, он вновь увидел магазин, в котором работала Юля, его любимая, которая еще не знала о его любви.
Конкурс начался с напутственного слова директора компании.
Рассевшись за компьютеры, все принялись нажимать какие-то клавиши, щелкать мышкой и перечитывать по несколько раз то. Что было написано на дисплее.
Время шло, и кто-то все больше краснел, кто-то начинал все сильнее и быстрее бить по клавишам, а кто-то посматривать на часы, ожидая завершения конкурса.
Через некоторое время послышался звонок, и все вышли из аудитории. Теперь оставалось главное – заслушать результаты. А неопределенность всегда очень больно играет на нервах.
- Юниксов развелось – виндовсу упасть негде! – произнес Юра, выйдя из аудитории.
На лавке у кабинета сидел Слава и смотрел с улыбкой на друга.
- Ну, что, - произнес он. – получилось?
- Да вроде, все написал. А ты как?
- Я на паре заданий. Не знаю, как сделал остальные. Но высоко места мне не светит, видать.
- Ладно, не расстраивайся! Не все еще потеряно. Я думаю, от силы человек 10 все правильно сделало, а остальные пролетели. Не будут же они всех увольнять!
- Будем на это надеяться!
Спустя некоторое время стали вызывать всех по очереди. Сорок человек кадров – и всех их надо опросить. Первые пять человек были уволены. Они не смогли ответить правильно даже на половину вопросов. Дальше пошел Юра. Пробыв в аудитории на порядок дольше, чем все остальные, он вышел с довольной физиономией и сказал:
- Победа за нами, товарищи хакеры!
Слава пожал ему руку с искренней радостью. Было понятно всем, что он прошел конкурс, и оставался дальше работать в компании.
Слава пошел в последних рядах. Просидел он там недолго. Вышел и сказал, что его рейтинг – 40 процентов. Если будет недобор после конкурса, то его оставят, если нет – до свидания. Но друзья оба надеялись на лучшее.
На выступлении директора после конкурса стало известно, что всего 8 человек из 40 выполнили задание.
- Эти программисты получат денежное вознаграждение, сертификат о прохождении тестирования, каждый из них получает повышение, но только после того, как пройдет курсы в Москве за счет фирмы, - сказал директор и назвал имена победивших.
Те, у кого рейтинг оказался больше 30 процентов, оставались работать в компании на прежней должности. Таких было 11 человек. Остальные были уволены.
Таким образом, штат компании сократился вдвое.
- А теперь все свободны. На сегодня ваш рабочий день закончен. Жду вас завтра всех, кого с заявлениями об уходе, кого с кошельками и заявлениями о прохождении курсов и повышении. Всем удачи! – сказал последнюю на сегодняшний день фразу директор, и все стали постепенно удаляться из аудитории.
Ребята оба остались довольны, и с радостным смехом и шутками выскочили на улицу.
- Ну, что, давай ко мне!? – сказал Славик. – Сегодня я угощаю!
- Пошли, щедрый, коли так!
Дом Славы находился недалеко от работы, минут в десяти спокойной ходьбы. Они зашли в магазин и прикупили всякой еды и спиртного для проведения своего празднества.
В квартире у Славы стоял не меньший развал, чем у Юры. Такие уж люди – программисты. Ну, нет им времени заниматься чем-то кроме компьютера.
Друзья сидели за столом и обсуждали только что проведенный конкурс. Еда потихоньку убывала со стола, пиво пропадало в стаканах. Обстановка становилась все более веселой.
- Хорошо сидим! – восторженно крикнул Славик. – Только девочек не хватает!
- Да. Сюда бы Юлю!
- Ты все о той, о своей, мечтаешь? Так купил бы, самое банальное, цветов ей у нее же, да и подарил.
- Я так и собираюсь сделать.
- Так в чем же проблема?
На самом деле, в чем же была проблема того, что Юра не мог все еще исполнить поставленной цели, ведь время шло. Чего он ждал?
Во взаимоотношениях с девушками он был робким малым. У него одно время были комплексы закоренелого ботаника, который считал, что лучше посидеть и поделать уроки, чем пропадать неизвестно где. Укротить его характер удалось его первой любви – еще в школе. Тогда у него не было компьютера, и он стал пропадать вместе с той девушкой. Но что-то у них не поладилось. Ей стало скучно с ним. Он не был романтиком, не был наглым, а ей хотелось более серьезных отношений, взрослой любви…
Они расстались в тот день, когда она сказала, что не может больше с ним встречаться. Несколько дней ходил он по улицам города под дождем и плакал внутри себя. Родные не понимали, что с ним. И тогда старший брат решил подарить ему компьютер.
С того и начались его взаимоотношения с вычислительными машинами. Он изучал всю документацию, которая попадала к нему в руки, схватывал все на лету, по несколько раз разбирал и собирал свой ПК. Родители теперь не могли выгнать его из дома, за редким исключением выходил он погулять с друзьями. Он понимал, что тратит время попусту, портит глаза, просиживая часами за экраном монитора, но он знал, что хочет стать хорошим программистом. И был очень благодарен брату за то, что он подарил ему компьютер.
Был у него и другой случай. Он познакомился с ней перед экзаменом в институт. Она ему даже не понравилась, потому что была, как он считал, не в его вкусе. Юра просто хотел с хоть кем-то познакомиться. Тогда-то вот он и понял, что легче познакомиться с девушкой, которая безразлична, и наврать ей о своих чувствах, нежели признаться любимой и дорогой в любви.
И в этот раз, спустя годы, он мечтал о Юле, но стыдился признаться ей. Она была ему дорога. Он боялся того, что если она откажет, ему будет сложно смириться с этим; он задавал себе вопрос: «А вдруг у нее уже есть парень?». И на этот вопрос он не находил ответа…
- Смотри, что у меня есть! – Славик достал из шкафа толстый фотоальбом и стал его листать. – Это наш школьный альбом, остался на память. Тут есть Юля. Кстати, ее фамилия Воробьева.
Юра с неподдельным интересом стал рассматривать школьные фотографии, которые показывал ему друг. На изображениях Юля Воробьева, тогда еще ученица школы № 20, казалась такой женственной, девственной, невинной и прекрасной.
- Бери любую, думаю, тебе пригодится, - произнес Славик с интонацией, как будто совершает героический подвиг во имя спасения человечества. Но он и сам не понимал в ту минуту, что значила для Юрия фотография, на которой была его возлюбленная.
- Спасибо огромное, Слава! Я тебе очень признателен, дружище!
- Да не за что! Всегда рад помочь!
На следующий день все пришли на работу как обычно. Юра взял с собой два заявления, как и сказал директор.
Через несколько минут после начала рабочего дня прозвенели звонки, оповещающие о профессиональном сборе работников. В аудитории всех своих работников ждал директор, у которого на столе лежали сертификаты и какие-то коробки.
Сбор был не случайно. Директор вручил всем победителям сертификаты о прохождении конкурса, а также подарил памятные призы.
- Сейчас те, кто победил, отправятся в бухгалтерию за премией. После этого я буду ждать их здесь с заявлениями о прохождении курсов и повышением. У кого рейтинг больше тридцати процентов, может отправляться на свои рабочие места. Остальные отправляйтесь за заявлениями об увольнении.
Победители были очень довольны. Премия оказалась не маленькой, да и памятный приз оказался приятным презентом.
Реформа в фирме, как решил директор, произойдет после того, как победители конкурса пройдут курсы. За время прохождения курсов остальные программисты должны будут доделать незаконченные дела и сдать рабочие места. Кто проиграл – уйдут в увольнение, остальные – в отпуск, пока не будет установлено новое оборудование.
Из восьми победителей двое отправлялись на курсы менеджмента, трое – на ремонт компьютерной техники, остальные – по программному обеспечению. Теперь те, кто первые двое, становятся программистами-менеджерами, первая тройка – программистами-технологами, вторая тройка – главными программистами. Первый из менеджеров будет управлять ремонтом компьютеров, второй – программированием. Технологи будут управлять отделами ремонтников компьютерной техники, которые будут набираться в фирму; каждый получит по отделу. Главные программисты станут управлять оставшимися программистами, поделенными на отделы.
Юрий и не ожидал, что его сделают главным программистом. Он хотел просто остаться на работе, а получил награду за свои старания, и был этому непременно рад.
Через два дня он должен был уезжать в Москву. Там его ждали курсы повышения квалификации, новый незнакомый город и новые знания.
В последние дни он заканчивал свои работы над проектами как метеор – быстро и качественно. В последний день он закончил пораньше, сдал свое рабочее место, посмотрел на свой стол, кресло, старенький компьютер, пластиковую кабинку, и его взяла ностальгия по прежним временам. Он понимал, что больше никогда сюда не сядет, за это кресло, и место это, все рабочие места, будут переделаны, обновлены. Через две недели, когда он сюда вернется, здесь все будет по-другому.
После работы Юра и Слава шли вместе по улице. На улице был конец февраля, и еще стояли морозы и лежали сугробы снега.
- Все, я завтра еду в Москву.
- А у меня с завтрашнего дня отпуск. Я получил то, что хотел – я остался работать в нашей фирме!
- А я и не ожидал, что получу должность главного программиста.
- Значит, ты будешь моим начальником!
- Выходит, так! А ты хочешь работать в моем будущем отделе?
- Ну, а куда ж я без тебя! Кстати, а что там с твоей Юлей? Ты уже сделал ей предложение?
- Да нет. Некогда еще…
- Смотри, упустишь пташку!
- Да понимаешь, я все чего-то боюсь. Все думаю, как говорю ей о своих чувствах, представляю, как она на меня смотрит, хочу обнять ее, но в то же время что-то удерживает меня от того, чтобы я встал, оделся и пошел к ней в магазин. И в этот момент мне становится так грустно и одиноко, что хочется напиться или уснуть, навсегда.
- О, парень, да тебе, я смотрю, помощь моя нужна! Так, сейчас мы садимся в автобус, едем к тебе и идем завоевывать для тебя сердце твоей возлюбленной!
И уже через несколько минут друзья сидели в автобусе и ехали к Юре домой.
Юра вновь думал о том, как признается Юле Воробьевой в любви. Он, наверное, уже не первый десяток раз проворачивал в мозгах тот миг, когда решится на это. И сейчас он был уверен в том, что сможет.
По приезду Славик заставил Юру переодеваться в костюм, но тот наотрез отказался надевать пиджак, сменив только свои любимые джинсы на брюки, свалив на то, что это будет выглядеть ну уж очень официально.
Собравшись, ребята вышли на улицу и направились к магазину. Подойдя к месту назначения, Юра остался на улице, а Славик прошел внутрь.
Юра думал: «Сейчас я ей во всем признаюсь и все. И будь что будет… Но вдруг у нее кто-то есть? А вдруг она меня отвергнет? Нет! Не думай об этом! Сегодня. И сейчас!»
Его начинала пробивать какая-то дрожь. Он готовился к провалу. Он боялся теперь заходить в магазин, и главным желанием его сейчас было любым способом противостоять знакомству, перенеся его на неопределенный срок. «Хоть бы она сегодня не работала!» Но он был уверен в том, что она работала – за все время она еще ни разу не брала выходной.
Слава вышел через несколько мгновений огорченный.
- У нее выходной. Сегодня какая-то другая девчонка сидит.
Юра не поверил своим ушам. Еще минуту назад он думал, мечтал о том, чтобы она не работала, а сейчас сердце его настолько сжалось, что тяжело стало дышать. Он бросился в магазин в надежде, что Славик шутит. Но Слава не шутил. За прилавком сидела другая девушка, которая была совсем не похожа на Юлю. Он был огорчен, подавлен. Ему даже в Москву теперь ехать не хотелось.
- Водку дайте. И стакан одноразовый. Два стакана.
Выйдя на улицу, Юра сказал Славику, который смотрел на него изумленными глазами:
- Пошли, тут парк есть недалеко. Посидим, выпьем, - он поднял вверх водку и показал бутылку другу.
Они шли молча по улице, и каждый думал о своем.
«Я такой трус! Если бы я сейчас смог ее увидеть, я бы непременно во всем признался. Я бы ни перед чем не устоял.» – думал Юра.
- Ее нет!.. Такое может случиться только со мной! Ну почему я такой невезучий? – ругал себя Юра.
- Успокойся! Что ж теперь делать! В конце концов будет следующий раз.
Какое-то время друзья сидели молча, ни о чем не говоря. Слышно было только как дул ветер, и как водка вливалась в мужские тела через рот из стакана.
Юра думал, почему он такой трус, почему он хотел, чтобы его желание отсутствия Юли в магазине сбылось, и почему он хотел сейчас, чтобы она прошла мимо них по парку. И вместе с тем он понимал, что она сейчас сидит где-нибудь дома или в гостях, пьет горячий чай и даже не думает, что ее кто-то может ждать здесь, в темном зимнем парке.
Тишину прорезал топот сапог и хруст снега. Невдалеке можно было разглядеть темную фигуру, идущую по тротуару. Юрий поднял голову и сказал шепотом:
- А вдруг это она!
Славик посмотрел на него удивленными глазами, но ничего не ответил. Прошло некоторое время, что они сидели в парке, и распитие водки уже давало о себе знать.
- Это она! – вскочил Юра и хотел было бежать в сторону фигуры, но в этот момент его ухватил Слава.
- Ты что? Какая к черту Юля!? Да она нос свой сейчас не высунет из дома в такой мороз да в такое время! Пошли домой уже! Ты пьян!
- Пошел ты! Лучше на себя посмотри! – вырвался Юра из рук друга и побежал в сторону темной фигуры. – Юля, постой!
Слава со всех ног пустился за другом. Он понимал, что на дурную голову тот мог наделать глупостей.
Услышав крики, фигура задвигалась быстрее.
Догнав ее, Юра схватил девушку за руку: - Юля, постой! Я… - И в этот момент он понял, что девушка не та, и даже близко не похожа на его возлюбленную.
- Отпустите меня, что я вам сделала!? – тихо, со страхом в голосе произнесла девушка.
Слава подбежал к Юре: - Что ты делаешь? Это не Юля, отпусти ее!
Юрик отпустил руку девушки, и та еще быстрее пошла по тротуару.
- Все, это конец… Я никчемный человек…
- Перестань себя ругать! Ну что бы ты в любом случае сделал бы, если бы это и Юля была? Ты же пьян! От тебя за версту несет перегаром, цветов у тебя нет. Ну вот что ты ей скажешь? Привет, Юля! Это я – твой Ромео? Что-то не катит!
Сзади вновь послышался топот. Человек шел спокойно, размеренно.
- Пошли домой, Юра! Все, хватит!
Топот приблизился, и из темноты появилась фигура девушки. Немного приглядевшись, ребята узнали в ней Юлю. Она прошла мимо них, а они как застывшие стояли и смотрели на нее.
Когда девушка вновь растворилась в темноте, Юра сказал:
- Пошли домой, спать пора…
В бутылке оставалось чуть меньше половины, но Юра не стал допивать, а швырнул бутылку в кусты. Они шли и молчали до самого дома. У самого подъезда Юра сказал:
- Все, теперь она уже никогда не станет моей…
Продолжение следует...
Предыдущие части: