Мы гордимся своими земляками, теми, кто своим трудом, талантом и любовью к родному краю делает его лучше, ярче, ближе. Сегодня мы хотим рассказать вам об одном из таких людей – Валерии Георгиевиче Острикове, человеке, который на протяжении десятилетий своим неутомимым взглядом и мастерством фотографа фиксирует саму суть Колымы, ее уникальную красоту и неповторимых людей.
ИСКУССТВО ЖИТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ: БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОИСК
«Спустя несколько десятилетий, мне также интересно заниматься фотографией, изучать её, этот процесс бесконечен», – признаётся Валерий Георгиевич.
И в этих словах кроется вся его философия. Для него фотография – это не просто ремесло, а путь постижения мира, бесконечное исследование, где каждый кадр – новый шаг, новое открытие. Он видит в ней возможность запечатлеть не только мгновение, но и душу события, человека, пейзажа.
КОЛЫМА – ЖИВАЯ ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
«Главное богатство Колымы – её люди и неповторимая природа», – убеждён Валерий Остриков.
Он сам – живое воплощение этой мысли. Магаданская область, ещё совсем молодая, хранит в себе дух романтики освоения Севера. И те, кто видел, как рождался и развивался этот край – геологи, строители, лётчики, моряки – несут в себе частицу этой героической эпохи. Валерий Георгиевич – один из тех, кто сумел сохранить для нас самые яркие моменты жизни на Севере, запечатлев их на плёнке, а теперь и в цифровом формате. Его снимки – это мост между поколениями, позволяющий нам ощутить себя частью колымского братства, общей судьбы.
Многие его снимки стали легендами. Одна из них - чёрно-белая фотография «Эхо прошлого». На ней – стоящая на сопке железная кровать из лагеря «Бутыгычаг». Фотография заставляет остановиться, задуматься, провалиться глубоко в сознание.
«Нас тогда было трое, мы выехали в небольшую однодневную экспедицию. Когда приехали к Бутыгычагу, был летний ясный день, стояла жара. Мы походили, поснимали остатки лагеря и решили подняться наверх. Там заброшенные штольни и все остальное. Одеты, соответственно, все были по-летнему. Поднимались мы минут 40-50, и, когда почти добрались до вершины, неожиданно резко пошли туман и снег. Стало очень холодно. Мы замерзли в своих футболках. Меня поразило, какое же это злое место: как будто его специально выбрали, чтобы оно давило на человека. В ясный теплый день не прошло и часа, как погода резко изменилась. Наверху я успел сделать только два кадра, больше мы там находиться не смогли. И этот снимок кровати стал символом лагерей», - вспоминает Валерий Остриков.
МАСТЕР С ДОБРЫМ ПРИЩУРОМ: ЧЕЛОВЕК И ОБЪЕКТИВ
«Нет события в Магадане, где бы ни появился этот невысокий, уже немолодой человек с яркими светлыми глазами, который с добрым прищуром всматривается в объектив фотоаппарата», - так описывают Валерия Георгиевича те, кто знает его лично.
Он – один из самых известных фотохудожников Магадана, неизменно вежливый, улыбчивый, всегда рад видеть знакомых. В жизни он предельно тактичен, с негромким голосом и обезоруживающей улыбкой. Именно так он подходит и к своим съёмкам: ищет смысл, гармонию, свою уникальную тональность. Каждая его фотография – это не просто снимок, а маленький фильм в моменте, который можно рассматривать бесконечно, открывая все новые и новые грани. Он умело передаёт в них своё бережное отношение к миру и всему живому.
ОТ «СМЕНЫ-8» ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫСОТ
Валерий Остриков – это история Колымы в настоящем. Родившись на Дальнем Востоке, детство он провёл в Брянской области, но в 1965 году судьба привела его в Магадан. Здесь, с юных лет, его увлекла магия фотографии. Начав с простого фотоаппарата «Смена-8» и занятий в Доме пионеров, он прошёл путь от киномеханика до специалиста по изготовлению клише в типографии. Первые публикации в местных газетах в 1975 году открыли ему дорогу на телевидение, где он работал фотокорреспондентом, а затем телеоператором. Здесь, среди единомышленников, он встретил свою будущую супругу, с которой связал свою жизнь.
ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРОСТОР: ОТ АРТЕЛЕЙ ДО ЛЕДОКОЛОВ
Командировки в пресс-службе мэрии стали для Валерия Георгиевича настоящей школой жизни и мастерства. Он объездил каждый уголок Магаданской области и Чукотки, показывая нам колымские посёлки, артели и рудники, масштабные стройки, потаённые уголки природы. Его объектив запечатлел праздники и будни, неповторимые лица покорителей Колымы, удивительную культуру коренных народов Севера. Он показал нам величественные ледоколы, работающие в Охотском море, укрощение стихии при строительстве Колымской ГЭС и открытии Билибинской АЭС. Валерий Остриков не просто фиксирует реальность, он помогает нам увидеть жизнь Севера такой, какая она есть, но при этом – более значимой и прекрасной, чем кажется, когда мы проживаем её изо дня в день.
«МАГАДАН»: КОЛЫБЕЛЬ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВА
Валерий Остриков – один из тех, кто стоял у истоков фотолюбительского движения на Колыме. Он член областного фотоклуба «Магадан», некогда народного, объединившего целую плеяду талантливых фотохудожников.
«Мы стояли у истоков фотолюбительского движения на Колыме. Нам всё было интересно: мы познавали азы фотодела», – вспоминает он.
Этот клуб стал настоящей кузницей кадров, местом, где рождались новые идеи и где формировалось целое поколение мастеров, которые, подобно Валерию Георгиевичу, продолжают влюблять мир в Колыму через свои удивительные снимки.
Мы гордимся Валерием Георгиевичем Остриковым! Его талант, его преданность делу и его любовь к Колыме – это бесценное наследие для всех нас. Его фотографии – это не просто изображения, это частички нашей истории, которые будут жить и вдохновлять будущие поколения.