Найти в Дзене
КИНО TALK

«Первый на Олимпе»: От слёз восхищения до крика «Да как так можно?!»

Все мы любим спортивные драмы, правда? За то мурашечное чувство, когда герой выжимает из себя последнее, преодолевает невероятное и в итоге поднимается на пьедестал. За истории не просто о победах, а о силе духа, которая заставляет верить: невозможное возможно. Мы выросли на «Чемпионах: быстрее, выше, сильнее», смотрели «Славу» про Фетисова и переживали за «Роднину». И вот на экраны выходит «Первый на Олимпе» — новая попытка рассказать одну из таких вдохновляющих историй, на этот раз про первого олимпийского чемпиона СССР по гребле Юрия Тюкалова. Если коротко, фильм — это парадокс. С одной стороны, он может вас захватить и растрогать, а с другой — заставить хвататься за голову от несоответствий. Давайте разбираться по порядку. Что в фильме цепляет и вызывает уважение Скажем честно, когда картина работает — она работает на ура. Динамичные сцены гонок, особенно кульминационная гребля на Олимпиаде в Хельсинки, сняты зрелищно и заставляют замереть у экрана. Музыкальное сопровождение попад
Оглавление

Все мы любим спортивные драмы, правда? За то мурашечное чувство, когда герой выжимает из себя последнее, преодолевает невероятное и в итоге поднимается на пьедестал. За истории не просто о победах, а о силе духа, которая заставляет верить: невозможное возможно. Мы выросли на «Чемпионах: быстрее, выше, сильнее», смотрели «Славу» про Фетисова и переживали за «Роднину». И вот на экраны выходит «Первый на Олимпе» — новая попытка рассказать одну из таких вдохновляющих историй, на этот раз про первого олимпийского чемпиона СССР по гребле Юрия Тюкалова.

Если коротко, фильм — это парадокс. С одной стороны, он может вас захватить и растрогать, а с другой — заставить хвататься за голову от несоответствий. Давайте разбираться по порядку.

Что в фильме цепляет и вызывает уважение

Скажем честно, когда картина работает — она работает на ура. Динамичные сцены гонок, особенно кульминационная гребля на Олимпиаде в Хельсинки, сняты зрелищно и заставляют замереть у экрана. Музыкальное сопровождение попадает точно в эмоцию, а песня в финале — идеальный аккорд, после которого тяжело сдержать чувства.

Глеб Калюжный в главной роли — пожалуй, одна из главных удач. Он играет не просто спортсмена, а сложного, ранимого человека, который борется не только с водой и соперниками, но и с внутренними демонами, страхом, усталостью. Его эмоции выглядят искренне, и в моменты внутренней борьбы ты ему веришь безоговорочно. Поддерживает его сильный актерский состав: Андрей Смоляков, Владимир Ильин, Елена Лядова — мастера, которые даже в спорной истории играют убедительно.

Фильм честно пытается донести главную мысль: победа на Олимпе — это не только медаль. Это в первую очередь победа над собой, над обстоятельствами (а у Тюкалова их было с лихвой: блокадный Ленинград, послевоенная разруха). И он это показывает — через упорные тренировки, через важность поддержки тренера, который становится почти отцом. Большой плюс, что создатели не забыли показать Юрия как разностороннюю личность — его увлечение рисованием и скульптурой добавляет герою глубины. И, конечно, финальные реальные кадры с самим Тюкаловым и дань памяти его тренерам — это сильный и правильный ход, вызывающий уважение.

Но тут начинается «но», и оно огромное

А теперь перейдем к тому, что заставило многих зрителей, особенно знакомых с реальной биографией Тюкалова, возмутиться. Проблема в том, что сценаристы взяли потрясающую историю и… щедро разбавили ее откровенным вымыслом, иногда переходящим все границы.

  1. «Драма ради драмы». Создается ощущение, что реальной спортивной судьбы показалось мало. Откуда-то взялась трагическая гибель отца во время блокады (на самом деле он выжил), конфликты тренеров «за звезду» (документально не подтвержденные) и, самое шокирующее, смерть ключевого тренера прямо перед финальной олимпийской гонкой. В реальности Михаил Савримович, тренер Тюкалова, был жив, здоров и находился рядом с ним в Хельсинки, о чем писали все газеты. Зачем нужна такая жёсткая подмена фактов — большой вопрос.
  2. Слабая и странная любовная линия. Она выглядит надуманной и лишней. Девушка героя то уезжает с летчиком, то внезапно возвращается, а их отношения развиваются так, что невольно задаешься вопросами о реалиях того времени. Эта сюжетная ветка не развивает главного героя, а лишь отвлекает.
  3. Пропуск важных этапов. Как так вышло, что в фильме про великого гребца почти не показан сам путь в спорте? Первые тренировки, первые победы и поражения, становление — все это остается за кадром. Зато много времени уделяется тренерским склокам. В итоге не понятно, почему Юрий так полюбил греблю и что его двигало.
  4. Исторические ляпы. Знатоки отмечают массу неточностей: от бытовых деталей до ключевых моментов в карьере спортсмена (например, его работа на заводе подана вне контекста).

Итог: два фильма в одном

В результате получается странный гибрид. С одной стороны — эффектная и трогательная спортивная драма с хорошей актерской игрой и зрелищными сценами, которая может искренне вдохновить того, кто не в курсе реальных событий.

С другой стороны — вольная биографическая фантазия, которая вызывает справедливое возмущение у тех, кто хочет видеть правду истории и уважение к реальному герою. Второй лагерь резонно спрашивает: зачем было искажать факты, если жизнь Тюкалова и так полна драматизма и подвигов?

Смотреть или нет?

Решайте по своим приоритетам.

  • Стоит посмотреть, если вы просто хотите мотивирующего кино про силу духа, готовы закрыть глаза на исторические неточности и хотите просто получить эмоции от хорошей игры актеров и красивых съемок.
  • Лучше пропустить, если вы цените историческую достоверность в байопиках, не терпите излишней мелодрамы и вымысла в ущерб реальным событиям. А чтобы узнать настоящую историю Юрия Тюкалова, возможно, лучше поискать документальный фильм или почитать его биографию.

В общем, «Первый на Олимпе» — это тот случай, когда талантливая съемочная группа и актеры столкнулись со спорным сценарием. Получилось ярко, но с горьким послевкусием. Будем надеяться, что следующие российские спортивные драмы сделают больший акцент на правде, потому что она, как известно, часто увлекательнее любого вымысла.