Найти в Дзене

Порча и не только. Немного о старых суевериях

Константин Савицкий «С нечистым знается» (1879) Вера в различные суеверия встречается даже в наши дни, а в прошлом мистическими причинами и злонамеренным использованием магии могли объяснять вообще что угодно. Влюбилась девушка в кавалера сомнительных достоинств, мужчина без ума от дамы, которую окружающие приятной не считают – приворожили. Померли все курицы в курятнике – навели «мор». На происки тёмных сил могли списать любые житейские неприятности. О приворотах пост уже был, на этот раз поговорим о порче. Как и в случае с приворотами, можно условно разделить работу «профессионалов» от бытового вредительства «дилетантов», которые, например, народными способами решили навредить соседям, соперникам и т. д. Профессиональные колдуны «монетезировали» страхи людей и брали деньги не за то, чтобы по заказу навести порчу, а за то, чтобы её не наводить. На картине В. М. Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) как раз подобный эпизод. Автор изобразил ситуацию, которая прои
 Константин Савицкий «С нечистым знается» (1879)
Константин Савицкий «С нечистым знается» (1879)

Вера в различные суеверия встречается даже в наши дни, а в прошлом мистическими причинами и злонамеренным использованием магии могли объяснять вообще что угодно. Влюбилась девушка в кавалера сомнительных достоинств, мужчина без ума от дамы, которую окружающие приятной не считают – приворожили. Померли все курицы в курятнике – навели «мор». На происки тёмных сил могли списать любые житейские неприятности. О приворотах пост уже был, на этот раз поговорим о порче.

Как и в случае с приворотами, можно условно разделить работу «профессионалов» от бытового вредительства «дилетантов», которые, например, народными способами решили навредить соседям, соперникам и т. д. Профессиональные колдуны «монетезировали» страхи людей и брали деньги не за то, чтобы по заказу навести порчу, а за то, чтобы её не наводить.

-2

На картине В. М. Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) как раз подобный эпизод. Автор изобразил ситуацию, которая произошла на свадьбе его брата. В таком случае люди предпочитали откупаться. Иногда наоборот колдунов приглашали заранее, чтобы они, приятно проведя время на свадьбе, не наводили порчу и не давали это сделать другим. Порча, наведённая на «молодых» - один из самых больших страхов во время свадеб. Считалось, что недоброжелатель может наслать, например, на жениха импотенцию. Для этого колдун должен был подкараулить, когда парень выйдет справлять нужду, а затем в это место воткнуть иголку, произнеся соответствующий заговор. Были и другие варианты, фантазия у народа богатая. На девушек могли наслать различные психические расстройства, проблемы в интимной жизни, бесплодие. Если молодожёны не ладили, это тоже могли считать результатом порчи.

-3

На картине этого же художника «Залом ржи» (1903) мужчина особым образом заламывает колосья, чтобы навести порчу на урожай, само поле или хозяина. Если люди находили в поле такой залом, это считалось дурным знаком, а самостоятельно убирать его было, по мнению крестьян, смертельно опасным. За этим обращались к колдунам. Хлеб, собранный близ залома, часто продавали по цене намного ниже рыночной, мякину выбрасывали. Как не трудно догадаться, сами колдуны иногда эти заломы и делали, обеспечивая себя работой.

Крестьяне верили, что настоящий колдун может подселить в человека бесов, сделать так, чтобы пропал аппетит (худоба в крестьянской среде красивой не считалась), «надеть хомут» (хомутом называли опоясывающие боли, якобы, если такого человека раздеть, то на животе и спине его обнаружится красная полоса), навести на женщин кликушество, сделать так, чтобы у кормящих матерей пропало молоко. Утверждали, что колдуны могли даже влиять на менструацию, сбивая цикл. Часто колдунов обвиняли в том, что они могут подсаживать «килы» - опухоли, грыжи и абсцессы.

3 Деревенский знахарь в приуральской местности. Село Новоабдулино
3 Деревенский знахарь в приуральской местности. Село Новоабдулино

Доктор Г. И. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» подробно описывает подобные суеверия. «Чрезвычайно, интересны способы, при посредстве которых производится порча. Всего чаще она пускается по ветру, по воде, примешивается к пище и питью, а иногда достигается и путем заклинания… Таким образом, одна из них имеет случайный характер и является более общей, другая же – чисто индивидуальной: порча в виде заклятий и данная в пище и питье неизменно входит в того, кому «дано», а пущенная по ветру и по воде, на кого попадет. Вероятно, на основании такой случайности, про порченых и говорят иногда, что они “вбрели” (Скопинск. у. Рязанск. г.). “Идешь себе, – объясняют крестьяне такой случайный вид порчи, – и вдруг тебе лицо раздует, во, какое” (Владимирск. г. и у.). – “Колдун зайдет на ветер, – стараются объяснить порчу другие, – так, чтобы ты стоял под ветром и пустит на тебя ее с этим ветром” (Малмыжск. у. Вятск. г.). – “Увидит колдун проходящего мужика, дунет на него – и готово”, – еще проще объясняют такую порчу третьи (Городищенск. у. Пензенск. г.). При посредстве одного из таких удивительных способов «присаживается и кила». – “На вечерней заре выходит колдун на перекресток, делает из теплого навоза крест, обводит его кругом чертой и посыпает каким-то порошком, что-то нашептывая. Оставшуюся часть порошка кидает по ветру и если хотя одна крупинка этого порошка попадет на человека, то у него через три дня непременно появится кила” (Пензенск. у. и г.).

Подобными же трудно объяснимыми способами пускается порча и по воде. Сюда также пускаются какие-то порошки и особенные яды, а иногда нечто совсем необъяснимое. “Заметит колдун, – объясняет такую порчу мужик, – что ты хочешь, примером, купаться, и пустит это свое колдовство по воде” (Орловск. г. и у.).

Несколько более понятной является индивидуальная порча. Здесь какие-то неведомые снадобья и напитки подмешиваются к хлебу, кушаньям, квасу, пиву, водке, чаю и т. п. Славой производить порчу пользуются, между прочим, большие белые черви, которые заводятся в бочке из-под вина. Доставь червей и подойдя к кабаку, пускают их ползти по земле. Тот червяк, который поползет к кабаку, и есть обладатель вредоносных свойств. Стоить его взять, высушить, перетереть в порошок, подсыпать кому-нибудь в кушанье или питье – и человек этот будет пить запоем (Саран, у. Пенз. г.). Подобными же свойствами обладает и земляной паук. Если его, поймав, высушить и превратив в порошок, запечь в хлеб и дать кому-нибудь поесть, то тот в 3 года исчахнет (Алатырск. у. Симбирск, г.)… В случае невозможности испортить человека на пище и питье колдуны, будто бы, ухитряются как-нибудь “наколдовать у одёжи”… Существуют и многие другие способы порчи. С этою целью бросаются на дороги различные заговоренные предметы: стоит поднять такой предмет – и человек уже испорчен. Передают также, что колдуны кидают под ноги намеченного человека какие-то небольшие шарики, скатанные из овечьей шерсти, с примесью кошачьих и человечьих волос (Грязовецк. у. Вологод. г.). Достигают колдуны порчи, будто бы, и тем, что замазывают в трубе волосы намеченной жертвы, зашивают их с перьями неизвестных птиц в подушки, а также подкидывают в печь, подкладывают под стену в хате и зарывают под ворота».

В качестве атрибута, с помощью которого наводили порчу, могла использоваться, например, земля с могилы самоубийцы. Часто использовались иконы, перевёрнутые вверх ногами. Ещё один популярный способ вредительства – «вынимание следа». Колдун высматривал, когда человек наступит на землю так, чтобы остался отпечаток ноги, затем вырезал этот участок и проводил над изъятой землёй разные манипуляции. Некоторые верили, что навести порчу можно просто потрогав человека, похлопав по плечу.

Из наблюдений публициста Е. К. Евлентьева: «Суеверия эти так вошли в плоть и кровь, что ничуть не поражают своей нелепостью. Рассказы про знахарей, ворожбу и порчу стали неотъемлемой частью нашей жизни.

То чего все больше всего боятся - это конечно же порча.

Порчу наводят обыкновенно маленькую в виде мухи, нитки, волоса, зернышка. При благоприятных для нее условиях она в человеке разрастается. Сперва она ничего не говорит и не мучает того, в ком сидит. Если испорченный догадается, что в него посажена порча, будет морить ее в себе, то она может погибнуть и испорченный человек излечится. Если же порчу не задушать, не изводить, то она развивается и даже начинает говорить. Но не так как говорят обычно люди. Когда порча заговаривает в человеке, то предварительно с ним делаются судороги, грудь высоко поднимается и случается сильный прилив крови к голове. Из горла, точно из груди вырываются неестественные, поражающие ужасом дикие, грубые, бессвязные звуки, которые с трудом можно составить в слова - это порча называет своего отца или мать, то есть того кто ее навел. Порча начинает хвастать, что теперь уж ее ничем не изгонишь, просит себе пищи-молока и пряников. А всего горького, особенно табаку она не переносит. О горьких продуктах при ней лучше не упоминать, а иначе она начинает сильно бить и метать того, в ком сидит. Начинает страшно ругаться, бросаться в злобе на других людей. Так как в подобном припадке силы больного перенапряжены, то он скоро ослабевает и без чувств падает на пол или на лавку. И в этот момент становится видно как большой клубок бьется в его груди и подступает к горлу. Тут уж нужна скорая помощь больному, чтобы порча его не задушила, ее нужно отвлечь от горла к желудку для этого срочно делают щелок из горячей воды и золы и щелоком этим - чаще всего мутным, стараются напоить больного. Иногда бывает, что в горло порченного вливают по три полных ковшика. Когда же порчу ублажают и делают то, что она хочет, то она бывает ласкова, не бранится, говорит сносно и предсказывает судьбу того, кто ее об этом просит и угощает ее пряниками, орешками, изюмом и прочими сладостями. Если же порчу хотели уничтожить, уморить в испорченном, да не успели этого сделать, то после, выросши и окрепши, она хвастается своей хитростью и изворотливостью. Теперь уж порченному не помочь никакими травами и зельями. А когда испорченный человек умирает, порча из него выползает и ее стараются скорей бросить в топящуюся печь и быстро захлопывают заслонку, чтобы порча не убежала - иначе беда. Порча, брошенная в печь после долгих визжаний наконец сгорает, пепел от нее развеивают в прах, чтобы и помину о ней не было. Если же вылезшую из человека порчу изрубить, то кусочки ее будут шевелиться, содрогаться и попытаются срастись в целое».

От порчи защищались разными способами. Невесты втыкали в подол булавки. Где-то сыпали соль. Встречалась рекомендация при встрече с колдуном держать фигу в кармане. Г. И. Попов в своей книге приводит такие рекомендации: «При свидании с колдуном, чтобы он не мог причинить вреда, нужно: упереться безыменным пальцем о сучок, где бы он ни был, а при споре или ссоре с колдуном следуем, плюнуть ему в лицо и смотреть в глаза: тогда он на время лишается своей силы. Теряет он эту силу и в том случае, если «вышибить» из него кровь. При этом необходимо пользоваться осиновой или вязовой палкой, а если нужно совсем убить колдуна, то этого ничем другим нельзя сделать, как только осью из летней повозки (Грязовецк. у. Вологодск. г.).Орловцы, для того, чтобы пустить колдуну кровь, прямо рекомендую «бить его по носу, разбить ему губы или зубы, а в более легких случаях – ударить его наотмашь в сказать: “чур меня”. Те же орловцы, для обезвреживания колдуна, поят его чистым дёгтем, смешанным с лошадиными испражнениями, и прокалывают левое ухо, но иногда пользуются и более невинными средствами. Хорошо, оказывается, пробить тень колдуна осиновым колом и пользоваться палкой с прожженным концом. Такой палкой, при встрече с колдуном, следует сделать круг на земле и встать на его середине: тогда колдун ничего не может сделать». Многие старались с колдунами не ссориться и просто держаться от них как можно дальше (что не мешало обращаться к ним же за помощью в других ситуациях).