По шесть попыток предпринимали желающие попасть в Грузинский цирковой коллектив в 1958 году. Первый в советском цирке грузинский клоун выступал вместе с осликом, знаменитые воздушные гимнасты приветствовали стыковку космических кораблей «Союз»-«Аполлон», а иллюзионисты воплотили в жизнь на манеже сюжет романа «Человек-невидимка».
Зажигаем с мушаити!
Грузинский цирк имеет давние традиции. С древних времен здесь были популярны народные игрища, участники которых состязались в силе и ловкости. В представления старинного импровизационного театра «берикаоба» непременно входили номера прыгунов, акробатов, силачей, жонглеров и канатоходцев. В придворном театре «Сахиоба», существовавшем в XII-XIII веках, представители различных цирковых жанров назывались «мушаити», а их номера – «мушаитоба».
Царь Фридон в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в стихотворной форме описывает народное восхищение цирковыми умениями:
«С детских лет я упражнялся, подражая акробату,
И в прыжках через преграды изощрялся я вполне,
Я умел ходить бесстрашно по упругому канату,
И ровесники горели тайной завистью ко мне».
После революции 1917 года, когда произошла национализация цирков, новые возможности для их развития появились и в Грузии.
Первый подход
Когда зашла речь о создании грузинского национального циркового коллектива, встал вопрос: кто войдет в его состав? Да, были блестящие мастера, артисты Союзгосцирка, уже полюбившиеся зрителям, ставшие его основой.
Заслуженный артист РСФСР Алексей Цхомелидзе, клоун и дрессировщик, подготовил для Грузинского циркового коллектива номер с собачками «Картинки старого Тифлиса», где играл традиционного скомороха «масхара».
Гимнасты на турниках под руководством Антона Агдгомелашвили с участием его жены Августы, а также детей Ларисы и Георгия демонстрировали впечатляющие по тем временам трюки, в частности, заднее сальто с первого турника на третий, а также тройное сальто-бланш с турника на манеж.
Участниками коллектива стали эквилибристы на вольностоящей лестнице под руководством артиста Николая Голядзе, Людмила и Михаил Лалашвили с трюками на двухъярусной проволоке, работавшие на экспериментальном аппарате. Но артистов все равно не хватало.
Кадровый вопрос
Новому коллективу нужны были представители совершенно разных жанров – гимнасты, акробаты, прыгуны, наездники. И они нашлись – на спортивных площадках и стадионах Грузии! Так в составе труппы появился, например, четырехкратный чемпион СССР по акробатике Гурам Гарсеванишвили, выполнявший на манеже сложные силовые этюды, сложные прыжки и акробатические элементы.
Все желающие могли попробовать свои силы и принять участие в конкурсе, чтобы войти в формирующийся состав. Приходили артисты театров и кино, студенты театрального института, просто люди, влюбленные в цирк – некоторые предпринимали по шесть попыток! Победила молодежь – именно она была нужна, чтобы вдохнуть жизнь в долгожданное начинание и наполнить смелыми идеями.
Первый блин… вкусный!
Девятнадцатого февраля 1958 года первую программу Грузинского циркового коллектива показали публике. Ее встретили на ура, хотя не всё, что хотелось сделать создателям, получилось. Не мудрено – на подготовку выделили всего пять месяцев. Например, не успели подготовить конноспортивные игры – номер с прославленными во всем мире грузинскими наездниками.
Зато в программу вошли народно-акробатические танцы молодых артистов под руководством Гурама Бибилури. Они исполняли огненный «горский танец», ритмичный «хоруми» и стали фирменной «фишечкой» грузинского цирка.
Александр Тедиашвили, блиставший, в том числе, на сцене столичного ТЮЗа, стал первым грузинским клоуном. На манеж он выходил в образе мужичка с осликом. Позже стал художественным руководителем коллектива грузинского цирка. Проработал в цирке более 20 лет, на пенсии преподавал в эстрадно-цирковом училище в Тбилиси и написал книгу «Искусство чудес».
Элегантный и невероятный Да-Деш
Яркой звездой грузинского национального циркового коллектива стал Александр (Сандро) Дадешкелиани, работавший под псевдонимом Да-Деш в оригинальном жанре. Он родился без рук, но стал блестящим артистом и поражал зрителей ловкостью и элегантностью трюков, выполняемых ногами. Представьте себе: артист выходит на манеж, ногой снимает с головы цилиндр, скидывает накидку на спинку стула и присаживается за столик. Одной ногой берет меню, другой – очки, изучает его. Ногой же достигает папиросу из портсигара, прикуривает, открывает штопором бутылку вина, стреляет по мишени из винтовки и гасит горящую в ней свечу, и так далее в таком же духе. Это было впечатляюще! Под впечатлением были и женщины – у Сандро было четыре жены.
Когда Да-Деш ушел из жизни, его дело продолжил клоун Важа Натрошвили – он так же блистательно выполнял все трюки ногами, как и его «учитель», с которым он начинал работать – хотя с верхними конечностями у него все было в порядке. Но обещал ему, пока тот жив, на манеже не практиковать.
«Двойной обрыв» – новый прорыв!
Шли годы, и грузинские артисты демонстрировали все новые и новые эффектные номера, которые на заре становления национального коллектива было сложно представить. Например, «Космическая фантазия» Карин Тятте и Автондила Перадзе – в 1975 году в Сочи они показывали воздушный номер в парад-прологе в честь совместного полета космических кораблей «Союз» – «Аполлон».
В 1970-х акробаты на буйволах под руководством Тенгиза Самхарадзе впечатляли многочисленными сальто и калейдоскопами прыжков. Позже его сын еще больше усложнил номер и посадил на буйволов медведей!
Со временем появились в грузинском цирке и конные номера. Александр Эристави, бывший главный режиссер Тбилисского цирка, вспоминал о том, как родился один из трюков конного аттракциона «Джигиты Грузии». Тогда цирковой коллектив Грузии в 1961 году уже получил статус заслуженного. Руководитель аттракциона, Керим Варзиев, выступавший еще в составе цирковых наездников Тугановых, контролировал номер на манеже. Молодые, но достаточно опытные артисты Юрий Чомахидзе и его партнер Анзор Куталадзе, выполнявший роль комика в джигитовке, репетировали новый трюк. Анзор должен был запрыгнуть с манежа на мчавшегося галопом коня, а затем взобраться на плечи Юрия, выхватить знамя Грузии и продолжить торжественный круг. Но конь внезапно решил изменить «стиль вождения», и Анзор стал падать. Юрий крепко держал ногу в стремени и товарища тоже не отпускал. В итоге так они вдвоем и «проволоклись» по манежу. Посмеялись, а затем подумали и… решили сделать новый трюк – «двойной обрыв»! Так он появился в репертуаре и с успехом повторялся на каждом представлении.
«Человек-невидимка» с грузинскими корнями
В истории советского цирка был очень яркий иллюзионный аттракцион, созданный представителем Грузии, Отаром Ратиани – «Человек-невидимка». Это был инновационное по тем временам, необычное и технологичное шоу. Хотя премьера состоялась в 1967 году не в Тбилиси, а в Ярославле, в Грузии спектакль всегда воспринимался как «свой». Главный герой, «человек-невидимка», которого играл Отар Ратиани, появлялся на полностью освещенном манеже, его было прекрасно видно, а затем начинали происходить настоящие чудеса. По сюжету героя преследовали два дотошных репортера. Незримый артист подписывал программки – зрители видели только ручку, листал журнал. Даже принимал душ, в котором явно просматривались контуры тела, поднимался на «Луну» под куполом, катался на мотоцикле.
С «Человеком-невидимкой», созданным вместе с художником и постановщиком Александром Фальковским, Отар Ратиани объездил более 30 городов страны, побывал в Румынии, в Польше получил почетный приз иллюзионистов – «Золотую волшебную палочку с бриллиантами».
Ярославский цирк специально для аттракциона оснастили сложной техникой, а когда трюки в 1977 году обновляли уже в Перми, реконструировали местный цирк и обновляли аппаратуру и здесь. Здесь зрители могли видеть появлявшиеся на манеже «сами по себе» мокрые следы босых ног, а некоторые из них тоже превращались в «невидимок»! Отар Ратиани закончил показ аттракциона в 1986 году, а его дело продолжила дочь Людмила.