Найти в Дзене

Гамарджоба, цирковые генацвале!

По шесть попыток предпринимали желающие попасть в Грузинский цирковой коллектив в 1958 году. Первый в советском цирке грузинский клоун выступал вместе с осликом, знаменитые воздушные гимнасты приветствовали стыковку космических кораблей «Союз»-«Аполлон», а иллюзионисты воплотили в жизнь на манеже сюжет романа «Человек-невидимка». Грузинский цирк имеет давние традиции. С древних времен здесь были популярны народные игрища, участники которых состязались в силе и ловкости. В представления старинного импровизационного театра «берикаоба» непременно входили номера прыгунов, акробатов, силачей, жонглеров и канатоходцев. В придворном театре «Сахиоба», существовавшем в XII-XIII веках, представители различных цирковых жанров назывались «мушаити», а их номера – «мушаитоба». Царь Фридон в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в стихотворной форме описывает народное восхищение цирковыми умениями: «С детских лет я упражнялся, подражая акробату, И в прыжках через преграды изощрялся я вполне
Оглавление

По шесть попыток предпринимали желающие попасть в Грузинский цирковой коллектив в 1958 году. Первый в советском цирке грузинский клоун выступал вместе с осликом, знаменитые воздушные гимнасты приветствовали стыковку космических кораблей «Союз»-«Аполлон», а иллюзионисты воплотили в жизнь на манеже сюжет романа «Человек-невидимка».

Гастроли грузинского циркового коллектива во время проведения Декады грузинского искусства и литературы, 1958 год, Семен Мишин-Моргенштерн. Эквилибристы Людмила и Михаил Лалашвили выступают на свободной проволоке на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, фото отсюда: russiainphoto.ru
Гастроли грузинского циркового коллектива во время проведения Декады грузинского искусства и литературы, 1958 год, Семен Мишин-Моргенштерн. Эквилибристы Людмила и Михаил Лалашвили выступают на свободной проволоке на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, фото отсюда: russiainphoto.ru

Зажигаем с мушаити!

Грузинский цирк имеет давние традиции. С древних времен здесь были популярны народные игрища, участники которых состязались в силе и ловкости. В представления старинного импровизационного театра «берикаоба» непременно входили номера прыгунов, акробатов, силачей, жонглеров и канатоходцев. В придворном театре «Сахиоба», существовавшем в XII-XIII веках, представители различных цирковых жанров назывались «мушаити», а их номера – «мушаитоба».

Царь Фридон в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в стихотворной форме описывает народное восхищение цирковыми умениями:
«С детских лет я упражнялся, подражая акробату,
И в прыжках через преграды изощрялся я вполне,
Я умел ходить бесстрашно по упругому канату,
И ровесники горели тайной завистью ко мне».

После революции 1917 года, когда произошла национализация цирков, новые возможности для их развития появились и в Грузии.

Берикаоба - импровизированный маскарадный народный театр в Грузии. Картина Зураба Капанадзе. Фото отсюда: https://vk.com/georgianhistory
Берикаоба - импровизированный маскарадный народный театр в Грузии. Картина Зураба Капанадзе. Фото отсюда: https://vk.com/georgianhistory

Первый подход

Когда зашла речь о создании гру­зинского национального циркового коллек­тива, встал вопрос: кто войдет в его состав? Да, были блестящие мастера, артисты Союзгосцирка, уже полюбившиеся зрителям, ставшие его основой.

Заслуженный артист РСФСР Алексей Цхомелидзе, клоун и дрессировщик, подготовил для Грузинского циркового коллектива номер с собачками «Картинки старого Тифлиса», где играл традиционного скомороха «масхара».

Гимнасты на турниках под руководством Антона Агдгомелашвили с участием его жены Августы, а также детей Ларисы и Георгия демонстрировали впечатляющие по тем временам трюки, в частности, заднее сальто с первого турника на третий, а также тройное сальто-бланш с турника на манеж.

Участниками коллектива стали эквилибристы на вольностоящей лестнице под руководством артиста Николая Голядзе, Людмила и Михаил Лалашвили с трюками на двухъярусной проволоке, работавшие на экспериментальном аппарате. Но артистов все равно не хватало.

Кадровый вопрос

Новому коллективу нужны были представители совершенно разных жанров – гимнасты, акробаты, прыгуны, наездники. И они нашлись – на спортивных площадках и стадионах Грузии! Так в составе труппы появился, например, четырехкратный чемпион СССР по акробатике Гурам Гарсеванишвили, выполнявший на манеже сложные силовые этюды, сложные прыжки и акробатические элементы.

Гурам Гарсеванишвили и другие силовые акробаты на манеже Московского цирка на Цветном бульваре. Семен Мишин-Моргенштерн, Декада грузинского искусства и литературы, 1958 год. Фото отсюда: https://russiainphoto.ru/
Гурам Гарсеванишвили и другие силовые акробаты на манеже Московского цирка на Цветном бульваре. Семен Мишин-Моргенштерн, Декада грузинского искусства и литературы, 1958 год. Фото отсюда: https://russiainphoto.ru/

Все желающие могли попробовать свои силы и принять участие в конкурсе, чтобы войти в формирующийся состав. Приходили артисты театров и кино, студенты театрального института, просто люди, влюбленные в цирк – некоторые предпринимали по шесть попыток! Победила молодежь – именно она была нужна, чтобы вдохнуть жизнь в долгожданное начинание и наполнить смелыми идеями.

Здание цирка в Тбилиси, афиша грузинского цирка с этикетки спичечного коробка, фото отсюда: https://meshok.net/
Здание цирка в Тбилиси, афиша грузинского цирка с этикетки спичечного коробка, фото отсюда: https://meshok.net/

Первый блин… вкусный!

Девятнадцатого февраля 1958 года первую программу Грузинского циркового коллектива показали публике. Ее встретили на ура, хотя не всё, что хотелось сделать создателям, получилось. Не мудрено – на подготовку выделили всего пять месяцев. Например, не успели подготовить конноспортивные игры – номер с прославленными во всем мире грузинскими наездниками.

Зато в программу вошли народно-акробатические танцы молодых артистов под руководством Гурама Бибилури. Они исполняли огненный «горский танец», ритмичный «хоруми» и стали фирменной «фишечкой» грузинского цирка.

Танцакробаты под руководством Гурама Бибилури. Декада грузинского искусства и литературы.. Фотограф Семен Мишин-Моргенштерн, 1958 г. Фото отсюда: https://russiainphoto.ru/
Танцакробаты под руководством Гурама Бибилури. Декада грузинского искусства и литературы.. Фотограф Семен Мишин-Моргенштерн, 1958 г. Фото отсюда: https://russiainphoto.ru/

Александр Тедиашвили, блиставший, в том числе, на сцене столичного ТЮЗа, стал первым грузинским клоуном. На манеж он выходил в образе мужичка с осликом. Позже стал художественным руководителем коллектива грузинского цирка. Проработал в цирке более 20 лет, на пенсии преподавал в эстрадно-цирковом училище в Тбилиси и написал книгу «Искусство чудес».

Элегантный и невероятный Да-Деш

Яркой звездой грузинского национального циркового коллектива стал Александр (Сандро) Дадешкелиани, работавший под псевдонимом Да-Деш в оригинальном жанре. Он родился без рук, но стал блестящим артистом и поражал зрителей ловкостью и элегантностью трюков, выполняемых ногами. Представьте себе: артист выходит на манеж, ногой снимает с головы цилиндр, скидывает накидку на спинку стула и присаживается за столик. Одной ногой берет меню, другой – очки, изучает его. Ногой же достигает папиросу из портсигара, прикуривает, открывает штопором бутылку вина, стреляет по мишени из винтовки и гасит горящую в ней свечу, и так далее в таком же духе. Это было впечатляюще! Под впечатлением были и женщины – у Сандро было четыре жены.

Клоунская реприза, Сандро Да-Деш, фото отсюда: ruscircus.ru
Клоунская реприза, Сандро Да-Деш, фото отсюда: ruscircus.ru

Когда Да-Деш ушел из жизни, его дело продолжил клоун Важа Натрошвили – он так же блистательно выполнял все трюки ногами, как и его «учитель», с которым он начинал работать – хотя с верхними конечностями у него все было в порядке. Но обещал ему, пока тот жив, на манеже не практиковать.

Важа Натрошвили и Юрий Никулин, фото отсюда: https://sputnik-georgia.ru/
Важа Натрошвили и Юрий Никулин, фото отсюда: https://sputnik-georgia.ru/

«Двойной обрыв» новый прорыв!

Шли годы, и грузинские артисты демонстрировали все новые и новые эффектные номера, которые на заре становления национального коллектива было сложно представить. Например, «Космическая фантазия» Карин Тятте и Автондила Перадзе – в 1975 году в Сочи они показывали воздушный номер в парад-прологе в честь совместного полета космических кораблей «Союз» – «Аполлон».

Фрагмент номера "Космическая фантазия" Карин Тятте и Автондила Перадзе, фото отсюда: https://www.ruscircus.ru/
Фрагмент номера "Космическая фантазия" Карин Тятте и Автондила Перадзе, фото отсюда: https://www.ruscircus.ru/

В 1970-х акробаты на буйволах под руководством Тенгиза Самхарадзе впечатляли многочисленными сальто и калейдоскопами прыжков. Позже его сын еще больше усложнил номер и посадил на буйволов медведей!

Со временем появились в грузинском цирке и конные номера. Александр Эристави, бывший главный режиссер Тбилисского цирка, вспоминал о том, как родился один из трюков конного аттракциона «Джигиты Грузии». Тогда цирковой коллектив Грузии в 1961 году уже получил статус заслуженного. Руководитель аттракциона, Керим Варзиев, выступавший еще в составе цирковых наездников Тугановых, контролировал номер на манеже. Молодые, но достаточно опытные артисты Юрий Чомахидзе и его партнер Анзор Куталадзе, выполнявший роль комика в джигитовке, репетировали новый трюк. Анзор должен был запрыгнуть с манежа на мчавшегося галопом коня, а затем взобраться на плечи Юрия, выхватить знамя Грузии и продолжить торжественный круг. Но конь внезапно решил изменить «стиль вождения», и Анзор стал падать. Юрий крепко держал ногу в стремени и товарища тоже не отпускал. В итоге так они вдвоем и «проволоклись» по манежу. Посмеялись, а затем подумали и… решили сделать новый трюк – «двойной обрыв»! Так он появился в репертуаре и с успехом повторялся на каждом представлении.

«Человек-невидимка» с грузинскими корнями

В истории советского цирка был очень яркий иллюзионный аттракцион, созданный представителем Грузии, Отаром Ратиани – «Человек-невидимка». Это был инновационное по тем временам, необычное и технологичное шоу. Хотя премьера состоялась в 1967 году не в Тбилиси, а в Ярославле, в Грузии спектакль всегда воспринимался как «свой». Главный герой, «человек-невидимка», которого играл Отар Ратиани, появлялся на полностью освещенном манеже, его было прекрасно видно, а затем начинали происходить настоящие чудеса. По сюжету героя преследовали два дотошных репортера. Незримый артист подписывал программки – зрители видели только ручку, листал журнал. Даже принимал душ, в котором явно просматривались контуры тела, поднимался на «Луну» под куполом, катался на мотоцикле.

С «Человеком-невидимкой», созданным вместе с художником и постановщиком Александром Фальковским, Отар Ратиани объездил более 30 городов страны, побывал в Румынии, в Польше получил почетный приз иллюзионистов – «Золотую волшебную палочку с бриллиантами».

Ярославский цирк специально для аттракциона оснастили сложной техникой, а когда трюки в 1977 году обновляли уже в Перми, реконструировали местный цирк и обновляли аппаратуру и здесь. Здесь зрители могли видеть появлявшиеся на манеже «сами по себе» мокрые следы босых ног, а некоторые из них тоже превращались в «невидимок»! Отар Ратиани закончил показ аттракциона в 1986 году, а его дело продолжила дочь Людмила.