Жил в Камышине Волгоградской области журналист, ветеран редакции газеты «Ленинское знамя» (ныне «Диалог»), который дважды встречался с Героем Советского Союза Алексеем Петровичем Маресьевым – в 1959 году в Камышине и, спустя двадцать лет, в Москве. Его имя Николай Максимович Присталов (10.12. 1925-18.11.2019).
«Нужен репортаж с места встречи Маресьева!»
Участник Великой Отечественной Войны, Лауреат премии имени Канунникова, член Союза журналистов СССР, Н. М. Присталов всю свою большую светлую жизнь хранил память о тех встречах.
В 1959 году состоялся первый приезд Маресьева на малую родину, после того, как он уехал из Камышина строить Комсомольск – на Амуре. Славному герою в ту пору было 43, Николаю Максимовичу – 34 года.
По рекомендации горкома партии он работал зональным корреспондентом областного радио в Сталинграде (Волгограде). Зона Сталинградского радиокомитета простиралась от Палласовки до Елани.
Рабочий кабинет оборудовали прямо в его камышинской квартире. Действовал стационарный телефон, по которому поддерживалась связь с редакцией и читателями. Однажды позвонил председатель радиокомитета Василий Иванович Бондаренко: «Николай! Нужно срочно подготовить репортаж о прибытии в Камышин героя Маресьева!».
С «Репортером» на вокзал
Прихватив верного «друга» — катушечный диктофон «Репортер», он отправился на железнодорожный вокзал. С минуту на минуту сюда прибывал поезд «Москва – Камышин» с Настоящим человеком «на борту». На станции собралось море народа, – все хотели увидеть живую легенду.
Прорвавшись к составу сквозь ликующую толпу, Присталов включил «Репортер». Магнитная звукозаписывающая лента плавно закрутилась, фиксируя шум приближающегося поезда, приветственные аплодисменты, голос долгожданного оратора.
Алексей Петрович начал говорить, стоя на подножке вагона: «Здравствуйте, дорогие земляки! Я рад, что приехал в город, где прошла моя юность!». В негромком выразительном голосе проскальзывали нотки волнения: столько глаз восхищенно смотрели на него!
Высокий, ладно сложенный. Невозможно было представить, что он стоит на протезах. Слушая Маресьева, Николай Максимович совершенно забыл про диктофон, а когда посмотрел в маленькое окошечко, оторопел: случился обрыв ленты! Все насмарку!
«Чем могу помочь?»
Времени на размышление не было. На областном радио ждали репортаж «с колес». И он предпринял шаг, граничащий с авантюрой, – отправился вслед за машиной, которая увезла высокого гостя и сопровождавших его лиц, на Площадь Павших Борцов, в гостиницу.
Узнал номер, в котором поселили героя, поспешил к представителю обкома партии (он сопровождал Алексея Петровича, начиная с Москвы), представился: «Я – радиорепортёр! Помогите увидеться с Маресьевым! Случились непредвиденные обстоятельства – сорвалась запись его речи на вокзале!».
Партработник ненадолго удалился, вернувшись, сообщил: «Алексей Петрович принимает душ. Но минут через десять подойдет, и вы поговорите! Вскоре появился и сам Маресьев. Поздоровались за руку, и он пригласил Николая Присталова в свой номер.
–Алексей Петрович, выручайте!
– Чем могу помочь?
– Мне нужно сделать звукозапись минут на десять-пятнадцать, – в области ее уже ждут! А у меня такая «загвоздка»! Повторите, пожалуйста, речь, произнесенную вами на перроне! – попросил Присталов, цепляясь за соломинку.
– Раз надо, повторю.
Закончив «дубль», Маресьев прослушал, что получилось, кивнул головой: «Пойдет, наверное!».
Овации, инструменты и арбуз
Полдела было сделано. Но овации! Они так мощно и долго звучали на вокзале! Тут пришли на помощь коллеги – журналисты (с которыми впоследствии Н.М. Присталову пришлось проработать 33 года). Сотрудники газеты «Ленинское знамя» собрались в большой комнате и по команде Николая Максимовича на последних словах Алексея Петровича выдали бурные, продолжительные аплодисменты.
Ровно в назначенное эфирное время жители Сталинградской области услышали по радио тот самый репортаж о встрече А.П. Маресьева в Камышине. Все закончилось хорошо.
Поездку в Москву в октябре 1979 года инициировали камышинский комсомол и горком партии. Присталов тогда работал корреспондентом газеты «Ленинское знамя». Редактор М.И. Дробитов коротко сказал ему: «С делегацией из 4 человек поедешь к Маресьеву. Собирайся!»
Возглавил группу в ту пору комсомольский вожак, сегодня известный всем камышанам историк-краевед Вячеслав Шамаев. С делегатами был фотограф и представитель комсомольско-молодежной бригады Камышинского завода слесарно-монтажного инструмента. Зачем? Бригада включила в свой состав А.П. Маресьева, нужно было заручиться его личным согласием.
Инструментальщики приготовили Алексею Петровичу славный подарок – набор ключей для ремонта автомобиля. Они знали, что у Маресьева есть личный «Москвич», и решили: «инструмент лишним не бывает». А еще выбрали для презента огромный арбуз, свой, камышинский!
В гостях у Маресьева
Прибыли в Москву, взяли такси, добрались до Гоголевского проспекта, вошли в здание советского комитета ветеранов войны. Наш земляк А.П. Маресьев работал там ответственным секретарем. А возглавлял организацию видный военный деятель П.И. Батов.
Пришлось подождать Маресьева с совещания. Он вышел к прибывшим с широкой улыбкой, — ему уже сообщили, что гости - с его малой родины. Рукопожатия, шутки, — все как полагается при теплой встрече. Беседа была недолгой, но насыщенной. Маресьев расспросил о новостях родного края, порадовался арбузу. Заглянувшему в кабинет Батову, сказал: «Это плод с моей земли!».
А как понравился волжанину с московской пропиской набор инструментов, изготовленный на заводе СМИ! «Мне он очень пригодиться ремонтировать машину!»
– Вы хорошо знакомы с Москвой? Сейчас позвоню председателю советского комитета защиты мира Борису Полевому, — они наши шефы и покажут вам все достопримечательности города! – предложил нам земляк на прощанье.
И вот уже камышане катят по столице нашей Родины, радуясь тому, какая она светлая, красивая. Для них – «маресьевская», не иначе!
А еще… Николаю Максимовичу Присталову запомнилось, что Алексей Петрович ходил слегка прихрамывал, но без палочки. Черноволосый, красивый, высокий, очень бодрый. Только однажды в разговоре с сердечной болью проронил: «У меня Леша, сынок, болеет» (прим. А.А. Маресьев, 1958-2001, – второй сын А.П. Маресьева, как позже выяснилось - третий). А так, все хорошо!»
Николай Максимович Присталов подумал тогда: «Если бы меня попросили охарактеризовать земляка – волжанина «в трех словах», я бы сказал: «Простой мужик, правильный».
Марина КАРАВАЕВА