Российские разработчики создали первую отечественную ИИ-систему для оценки рыночной стоимости объектов современного искусства. В отличие от ChatGPT и других универсальных моделей, способных давать лишь общие ориентиры, новая технология проводит глубокий статистический анализ более чем 30 параметров и формирует конкретную оценку стоимости. По задумке авторов, это должно помочь потенциальным инвесторам получить более объективное представление о рынке и избежать субъективных завышений цен. Так, по расчетам ИИ, одна из картин Никаса Сафронова может стоить в 20 раз меньше, чем запрашивают продавцы, тогда как арт-объект современного художника Тараса Желтышева, напротив, может быть недооценен. Подробнее — в материале «Известий».
ИИ для оценки современного искусства
Специалисты МФТИ совместно с коллегами из МГУ создали первую специализированную отечественную систему для оценки рыночной стоимости произведений современного искусства. Алгоритм анализирует арт-объекты по 35 параметрам, определяет ключевые факторы, влияющие на цену, и практически мгновенно выдает итоговую оценку. Для расчета в систему достаточно загрузить изображение работы и указать ее основные характеристики: автора, год и страну создания, размеры и другие данные. По словам разработчиков, их задача заключалась в том, чтобы создать инструмент для тех, кто рассматривает искусство как объект инвестиций.
— В России рынок современного искусства в значительной степени серый или даже черный. На нем практически нет объективных условий, определяющих цену, — таких как, например, себестоимость товаров. Арт-объекты покупает крайне узкий круг коллекционеров, и стоимость произведений нередко определяется мнением отдельных лидеров рынка. Если, условно, аукционному дому Sotheby's что-то понравится, это будет стоить дорого, если нет — она может вообще не найти покупателя. В итоге остается неясно, почему одни объекты стоят дороже других. Главная задача нашей модели — выявить реальную ликвидность художественных работ и сделать их более понятным и прозрачным объектом для инвестиций, — сказала «Известиям» научный сотрудник кафедры технологического предпринимательства МФТИ+Сколково Татьяна Шага.
Новая система оценивает произведение в два этапа. Сначала алгоритмы компьютерного зрения определяют его стиль, художественное направление и жанр. Затем модель машинного обучения проводит глубокий анализ рыночных данных, среди которых размер, материал, техника исполнения, сведения об авторе, его выставочная активность, наличие работ в музейных и частных коллекциях, уровень медийности, история продаж и динамика цен. В итоге на основе большого массива данных система формирует прозрачную и обоснованную оценку стоимости произведения.
«Известия» в качестве эксперимента попытались рассчитать стоимость нескольких актуальных произведений с помощью общедоступных ИИ-сервисов. Так, ChatGPT смог предоставить только справочную информацию общего характера о том, как размер и техника, в которой выполнена работа, могут влиять на цену. А также выдержки из интервью, где автор сам называл суммы. Например, языковая модель сообщила, что работы Никаса Сафронова продавались с аукционов в интервале от $38 до $104 тыс., что очень сложно интерпретировать для оценки его конкретных картин.
— ChatGPT — это лингвистическая предсказательная модель. Она формирует текст, прогнозируя следующее слово на основе огромного массива данных. Но, несмотря на доступ к практически всему интернету, такая модель не способна корректно рассчитать рыночную стоимость. Модель, которую использовали мы, предсказывает числа на основе статистического анализа: для каждого художника она учитывает 35 критериев и определяет те, что сильнее всего влияют на цену. При этом вся загружаемая информация верифицирована, — пояснила Татьяна Шага.
Сколько стоят объекты современного искусства
«Известия» протестировали систему на работах нескольких известных художников. Например, картина маслом «Явление корабля в ночь перед Венецианским карнавалом» (2011 год, 51×42,5 см) Никаса Сафронова, по оценке ИИ, должна стоить около 160 тыс. рублей. Тогда как на сайте художника за оригинал сейчас просят 3 млн, а за копию — 500 тыс. рублей. Как пояснили разработчики, в данном случае результаты расчетов машины были основаны главным образом на реальной истории аукционов по продаже работ этого автора.
Фото: сайт художника Никаса СафроноваН. Сафронов, Картина «Явление корабля в ночь перед Венецианским карнавалом»
А вот арт-объект нарды-клатч Another Kingdom: Game of Light, созданный художником Тарасом Желтышевым, ИИ оценил дороже, чем сам автор. Произведение продается за $20 тыс., а по оценкам машины, оно может стоить $21 671.
— Для меня идея оценки современного искусства с помощью ИИ звучит необычно, ведь такой процесс неизбежно остается отчасти субъективным и подвижным. В арт-среде нет универсальной формулы стоимости, но есть набор ключевых факторов, на которые алгоритм, видимо, ориентируется, — возможно, поэтому он оценил мою работу даже чуть выше заявленной цены, что приятно. Уверен, что сегодня художники и галеристы не опираются на результаты подобных технологий, а прежде всего учитывают историю владения, контекст, редкость, спрос и другие важные характеристики, — сказал «Известиям» Тарас Желтышев.
По словам художника, ИИ может быть неплохим инструментом, но в руках опытного человека, поскольку в конечном итоге всё сводится к его решению. Искусство — от людей и для людей, и именно они будут формировать рыночный спрос и маркетинговую стратегию, что тоже влияет на процесс и решает судьбу произведений, особенно когда речь идет о выходе на большие торги.
По мнению художницы Анастасии Копытцевой, использование ИИ-технологии для определения рыночной цены предметов современного искусства может принести пользу, однако для адекватной оценки важно учитывать множество факторов, которые трудно заложить в программу.
— Например, у художника формально может быть богатая история зарубежных выставок, но всё это коммерческие мероприятия, за участие в которых достаточно заплатить. Так, например, можно и в Лувре выставляться. Чтобы разобраться, какой статус имеет та или иная галерея, нужен опытный специалист. В том же Нью-Йорке открывается огромное количество галерей, но большинство из них не существует дольше года, — отметила она.
По ее словам, сегодня российское искусство сложно рассматривать как надежный инвестиционный актив. Работы отечественных художников XX века на Западе практически не покупают, а у современных авторов еще меньше шансов быть востребованными в мире. Российский арт-рынок крайне невелик, поэтому вероятность продать что-то с прибылью также низкая. Лучше рассматривать эти работы как инвестицию в собственную эмоциональную жизнь, подчеркнула Анастасия Копытцева.
С тем, что заработать на предметах российского современного искусства крайне сложно, согласна и владелица и директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова. В него бессмысленно инвестировать, потому что оно должно приносить удовольствие. А на финансовый успех художника сильнее всего влияет личность его промоутера, резюмировала она.