Найти в Дзене
ABW

Брызговики: забытая мелочь или must-have для машины — объясняет эксперт

Брызговики на автомобиле относятся к тем элементам, о которых большинство водителей вспоминают только тогда, когда на дверях появляются следы от песка и реагентов. Или когда после поездки по мокрой дороге боковины машины покрывает слой грязи. На первый взгляд брызговики кажутся незначительными и даже необязательными. Многие новинки автопрома вообще выходят с завода без брызговиков, и это создает впечатление, что они не играют важной роли. Но так ли это на самом деле – разбираемся с экспертом. Многим не нравятся машины с брызговиками чисто внешне – как говорится, «на вкус и цвет фломастеры разные». Но если речь заходит о функционале, когда на форуме сталкиваются сторонники и противники брызговиков, обсуждение моментально превращается в зацикленную полемику – почти такую же бесконечную, как спор о том, что появилось первым: курица или яйцо. Одна сторона апеллирует к пункту 41 главы 7 Правил дорожного движения, где прямо указано, что движение на автомобиле без предусмотренных конструкцией
Оглавление

Брызговики на автомобиле относятся к тем элементам, о которых большинство водителей вспоминают только тогда, когда на дверях появляются следы от песка и реагентов. Или когда после поездки по мокрой дороге боковины машины покрывает слой грязи.

На первый взгляд брызговики кажутся незначительными и даже необязательными. Многие новинки автопрома вообще выходят с завода без брызговиков, и это создает впечатление, что они не играют важной роли. Но так ли это на самом деле – разбираемся с экспертом.

Красиво не всегда функционально

Многим не нравятся машины с брызговиками чисто внешне – как говорится, «на вкус и цвет фломастеры разные». Но если речь заходит о функционале, когда на форуме сталкиваются сторонники и противники брызговиков, обсуждение моментально превращается в зацикленную полемику – почти такую же бесконечную, как спор о том, что появилось первым: курица или яйцо.

Одна сторона апеллирует к пункту 41 главы 7 Правил дорожного движения, где прямо указано, что движение на автомобиле без предусмотренных конструкцией брызговиков запрещено. Оппоненты же возражают: если заводу вздумалось выпускать модель без брызговиков в базовой комплектации, значит, они не обязательны. Однако сторонники брызговиков напоминают, что производитель нередко просто предлагает установить их за отдельную плату, а в кузове все равно оставляет штатные места под крепления. Поэтому формально ответственность ложится на владельца: попадется внимательный инспектор ГАИ или сотрудник техосмотра – проблемы обеспечены.

-2

Кроме того, отсутствие брызговиков – это еще и банальное неуважение к другим водителям: камень, вылетевший из-под колес «противника брызговиков», разобьет стекло не ему, а тому, кто случайно окажется рядом. А найти виновного и доказать его причастность к порче имущества практически невозможно.

«За последние годы конструкции автомобилей заметно эволюционировали, и в большинстве случаев – в угоду дизайну, – отмечает директор компании «Тохома Импорт» Андрей Демьянчик. – Именно внешность сейчас часто определяет продажи, поэтому производители нередко жертвуют функциональными элементами, особенно теми, которые находятся вне зоны прямого внимания покупателя. Эта тенденция стала особенно заметной на фоне доминирования китайских марок на нашем рынке: стремясь снизить себестоимость и ускорить обновление модельного ряда, они активно упрощают конструкционные решения.

Речь идет не только о кузовах, где защитные покрытия стали тоньше, а лак – мягче, а о целом комплексе изменений, которые в итоге снижают долговечность автомобиля. Современные модели создаются по принципу «на гарантию хватит», а не «прослужит десятилетиями». Жесткость кузова обеспечивается геометрией, а не металлом, экологические нормы заставляют уменьшать толщину покрытий, а мода – усложнять формы. И, как ни странно, эти изменения непосредственно касаются такого вроде бы простого элемента, как брызговики».

Многие противники брызговиков приводят в свою защиту тезис, что современные антикоррозийные технологии стали куда совершеннее, а значит, кузова новых машин меньше страдают от ржавчины. По их логике, брызговики попросту не нужны: мол, современные автомобили гниют медленнее. Если следовать подобной логике, даже спустя десятилетия современные авто будут выглядеть лучше сегодняшних «долгожителей». Что ж, время расставит все по местам. Однако спорить с тем, что нынешние производители вовсе не стремятся выпускать машины на века, как делали это раньше, вряд ли кто-то станет. К тому же стоит учитывать, что автомобили, которые приезжают к нам из-за границы, создавались для совершенно иных климатических условий. В тех странах свой уровень влажности, другие температуры и иные методы зимней обработки дорог. В итоге получается, что белорусские реалии для машины заметно суровее и нагрузки на кузов несравнимо выше, а значит, и автомобиль нужно защищать лучше.

-3

«Колесные арки и бамперы современных автомобилей выглядят эффектно, но почти всегда проигрывают по функционалу старым, более простым конструкциям. Во многих моделях точки крепления брызговиков попросту не предусмотрены. Владельцу приходится дорабатывать – ставить дополнительные саморезы, искать нестандартные решения, использовать пистоны или зажимы.

Похожая ситуация давно наблюдается с тягово-сцепными устройствами (ТСУ или фаркоп. – Прим. ABW). Если в европейских машинах они заложены конструктивно – с расчетом прочности кузова и штатных точек крепления, – то на большинстве китайских автомобилей установить ТСУ можно только изобретательными методами, а иногда невозможно вовсе. Судьба брызговиков аналогичная: унификация ушла, а потребность осталась.

При этом производители находят нестандартные способы соответствовать нормативам. Например, те самые странные бугорки на накладках колесных арок, которые вызывают вопросы у владельцев, – это не декоративный излишек, а способ расширить габариты автомобиля, чтобы колесо не выступало за арку. С эстетикой все хорошо, но вот без брызговиков такие машины буквально закидывают кузов грязью до самых стекол. Отсутствие брызговиков можно назвать вариантом, но только если вы планируете менять авто каждые два-три года. Тем, кто рассчитывает на долгий срок эксплуатации, экономить на защите явно не стоит», – считает Андрей Демьянчик.

-4

Защита кузова от пескоструя – миф или нет

Многие специалисты по детейлингу и сотрудники СТО уверены: брызговики действительно нужны. Каждый день через их руки проходят десятки автомобилей, и по состоянию порогов, арок и нижней части бампера они легко отличают машины, которые ездят с брызговиками, от тех, где владелец решил «обойтись без лишнего». На защищенных автомобилях меньше следов пескоструя, реже встречаются сколы, а загрязнение распределяется предсказуемо и не наносит существенного вреда.

«Разумеется, решающим фактором является не просто наличие брызговиков, а общий подход владельца к уходу за своим транспортом. Те, кто действительно заботится о машине, обычно делают антикор, следят за состоянием арок, регулярно моют и обслуживают кузов. И примечательно, что именно на таких ухоженных автомобилях брызговики чаще всего уже стоят – как один из инструментов комплексной защиты, а не формальный элемент», – говорят сотрудники СТО.

По мнению специалистов, брызговики выполняют три ключевые функции: защищают кузов от грязи и пескоструя, уменьшают заброс грязи на пороги и элементы подвески, а также – не менее важно – оберегают автомобили, едущие позади.

«Передние брызговики – это защита своего авто, а задние – уважение к другим участникам движения. Недаром именно от машин без задних брызговиков чаще всего прилетают камни в лобовое стекло: задний привод и отсутствие защиты создают эффект пушки. При этом рассчитывать на брызговики как на абсолютную защиту от коррозии нельзя. Нужно учитывать целый комплекс факторов: наличие подкрылков, их материал (пластик или войлок), обработку арок антикором, защищенность зон пескоструя. Но вклад брызговиков в снижение износа порогов и днища бесспорен», – отмечает Андрей Демьянчик.

-5

Виды брызговиков: от универсальных до модельных

Автопроизводители обычно сами не выпускают брызговики, которые относятся к категории дополнительного оборудования и делаются компаниями, специализирующимися на этом.

«Все брызговики условно можно разделить на 2 вида: модельные (разработанные для определенной модели автомобиля) и универсальные. Многие ошибочно считают, что универсальные брызговики подходят почти ко всем автомобилям, однако это не так. Они лишь условно совместимы с несколькими моделями, у которых схожая геометрия колесной арки.

Модельные брызговики в свою очередь тоже делятся на 2 вида: оригинальные (рекомендованные производителем автомобиля) и аналоги. При этом оригинальные не означают лучшие, так как при выборе оригинала часто в первую очередь принимают во внимание ценовый фактор. Бывают случаи, когда оригинальные брызговики или даже установленные на конвейере не выполняют свою функцию. Типичный пример – Hyundai Creta 2021. Безусловно, модельные брызговики будут лучше универсальных, так как разработаны под конкретную модель автомобиля», – отмечает эксперт.

Выбор формы и размера брызговиков во многом зависит от наличия подходящих вариантов для конкретной модели.

«Владельцы некоторых автомобилей сталкиваются с тем, что для их машины подходящих брызговиков просто нет. Если же варианты все-таки есть, стоит ориентироваться на условия эксплуатации: для бездорожья – более широкие и выступающие за арку, при частых контактах с бордюрами – из мягкого материала. Для седанов обычно подходят более компактные модели, для кроссоверов – длиннее и шире, для коммерческого транспорта – самые большие. В итоге выбор сводится к сочетанию функциональности, условий эксплуатации и личных предпочтений владельца».

-6

По материалу изготовления брызговики делятся на резиновые, полиуретановые, пластиковые и из смеси материалов.

«Резиновые обладают гибкостью, они мягкие и эластичные, но не способны держать форму. Поэтому резиновые брызговики в основном представлены в виде плоского листа. Полиуретановые изготовлены из ТЭП, они держат форму, но при этом сохраняют гибкость. В зависимости от используемого состава ТЭП при низких температурах теряют эластичность, но не становятся хрупкими. При деформации восстанавливают первоначальную форму. Пластиковые брызговики в основном жесткие, их эксплуатационные характеристики зависят от конструктива брызговика, качества и толщины пластика. Брызговики из смеси материалов – это обычно пластиковые брызговики из комплексных материалов с добавлением резины. Они совмещают жесткость в местах крепления брызговика с мягкостью кромки, позволяя брызговику гнуться, но не ломаться. В основном это оригинальные брызговики европейских производителей, которые на нашем рынке сейчас практически не встречаются.

Наиболее распространены у нас полиуретановые (некоторые ошибочно их считают резиновыми) и пластиковые брызговики. Плюсы полиуретановых – гибкость, держат форму, не царапают кузов. Плюсы пластиковых – возможность сделать более сложную форму, позволяющую закрепиться в штатных местах. Пластик устойчив к УФ-излучению и агрессивным средам, брызговик со временем меньше теряет свой первоначальный вид. На мой взгляд, для зимы больше подходят брызговики, обладающие гибкостью, с них проще сбивать налипший снег и наледь», – говорит Андрей Демьянчик.

-7

Как установить брызговики

Чтобы установить брызговики правильно, стоит ориентироваться на инструкцию производителя. При наличии подходящего инструмента это можно сделать и самостоятельно. Как правило, для передних брызговиков достаточно повернуть колеса в сторону, чтобы получить доступ к арке. А вот с задними сложнее – чаще всего без снятия колеса установить их корректно не удастся. Оптимальное решение – обратиться к специалистам, у которых есть опыт монтажа брызговиков именно на вашей модели автомобиля.

«В силу того что современные производители не сильно заботятся о местах крепления брызговиков, способы их установки во многом зависят от того, как это видит конструктор. Иногда невозможно объяснить, почему брызговики крепятся именно так. В любом случае максимально задействованы штатные саморезы или пистоны, имеющиеся в колесной арке, но их чаще всего недостаточно. Поэтому при установке брызговиков нередко используются дополнительные саморезы, пистоны, зажимные пластины, возможно даже кронштейны (в основном это касается грузовых фургонов). Иногда бывает, что штатных мест креплении нет совсем, поэтому брызговик крепится дополнительными саморезами или пистонами – в основном за пластиковые элементы кузова (пластиковые накладки колесных арок, подкрылок). Пластиковые пистоны – за счет сверления дополнительных отверстий в пластиковом подкрылке автомобиля. Зажимные пластины крепят брызговик за кромку бампера или пластиковую кромку накладки колесной арки. Металлические элементы кузова не используются для установки брызговиков. В них не закручиваются саморезы, не сверлятся отверстия для пистонов. Идеальный способ крепления – использование только штатных точек, имеющихся в автомобиле. Но в текущих реалиях это практически невозможно.

При установке брызговика, особенно если он модельный и водитель следует инструкции, ошибиться практически невозможно. Однако все зависит от человека. Что касается универсальных брызговиков, то тут важную роль играют возможности установить его на данный автомобиль и способности самого водителя (если он ставит сам). Единых правил нет. Установка универсальных брызговиков – это что-то из народного «заколхозить». Но в силу того что модельные брызговики часто не найти, это лучший вариант, чем отсутствие брызговиков вовсе», – считает Андрей Демьянчик.

Некоторые ставят удлиненные брызговики, считая, что они эффективнее выполняют свою работу. По мнению эксперта, это оправдано только в условиях бездорожья.

«Во-первых, есть ли удлиненные брызговики на ваш автомобиль? Во-вторых, даже если есть варианты выбора, то удлиненные брызговики больше подходят для джипов и кроссоверов в условиях бездорожья, когда грязи реально слишком много. В городских условиях, на мой взгляд, они не очень актуальны. Но в таких автомобилях, как кроссовер или джип, стандартные брызговики априори больше, чем на седанах».

-8

Как ухаживать за авто с брызговиками

Особого ухода в процессе эксплуатации брызговики не требуют. По словам специалистов, этот элемент предназначен для работы в суровых условиях, и максимум, который нужен – периодический осмотр самих брызговиков и их креплений. Зимой брызговики и колесные арки стоит очищать от налипшего снега, а также регулярно мыть автомобиль от грязи и соли.

«Брызговики рассчитаны на весь срок эксплуатации автомобиля, менять их, как, например, дворники, нет необходимости, если, конечно, на них нет заметных повреждений: оторвался, треснул, выгорел. Наиболее часто встречаемая причина замены брызговиков, кроме «оторвался или треснул после наезда на бордюр», – «собаки погрызли», – отмечает специалист.

Некоторые владельцы автомобилей не хотят устанавливать брызговики из-за того, что, по их мнению, они будут портить внешний вид автомобиля, а также могут вызывать коррозию в местах креплений. По мнению Андрея Демьянчика, вред брызговиков для автомобиля преувеличен:

«Вряд ли брызговики, которые предназначены для защиты автомобиля, могут ему навредить. В основном вред в них видят те, кто в силу различных причин не хочет их устанавливать. Для них и дизайн портится, и снег брызговики собирают, и бампер могут оторвать при наезде на бордюр, и так далее».

]]>