Найти в Дзене
Журнал "Татарстан"

Какой он – этот удивительный Лаврентьев?

На дворе День гитариста – самое время погрузиться в мир гитары. Слева у нас – ансамбль Guitar magia, справа – сводный детский оркестр. В первом радуют виртуозной игрой преподаватели музыкальных школ Казани, во втором – их ученики. А всех их объединяет один наставник, самостоятельно постигший премудрости игры и нотную грамоту. Знакомьтесь: Александр Лаврентьев. Какой он? Александр Алексеевич – левша, когда он берёт в руки чужую гитару, то, к удивлению многих, начинает играть, перевернув её. Порядок следования струн меняется – басовые оказываются снизу. «Цирковой номер» для тех, кто понимает все трудности такой игры. 2025 г. КАК МАККАРТНИ. ТОЛЬКО КРУЧЕ Он «не так» держит инструмент – гриф у него справа, а не слева. Лаврентьев – левша. Поначалу его пытались переучить, но парень никого не слушал. Пока не появилась собственная шестиструнка, учился ставить зеркальные аккорды, на своей же просто переставил струны наоборот: басовые – вниз. Для него и сейчас не составляет труда сыграть хоть та

На дворе День гитариста – самое время погрузиться в мир гитары. Слева у нас – ансамбль Guitar magia, справа – сводный детский оркестр. В первом радуют виртуозной игрой преподаватели музыкальных школ Казани, во втором – их ученики. А всех их объединяет один наставник, самостоятельно постигший премудрости игры и нотную грамоту. Знакомьтесь: Александр Лаврентьев. Какой он?

Александр Алексеевич – левша, когда он берёт в руки чужую гитару, то, к удивлению многих, начинает играть, перевернув её. Порядок следования струн меняется – басовые оказываются снизу. «Цирковой номер» для тех, кто понимает все трудности такой игры. 2025 г.

КАК МАККАРТНИ. ТОЛЬКО КРУЧЕ

Он «не так» держит инструмент – гриф у него справа, а не слева. Лаврентьев – левша. Поначалу его пытались переучить, но парень никого не слушал. Пока не появилась собственная шестиструнка, учился ставить зеркальные аккорды, на своей же просто переставил струны наоборот: басовые – вниз. Для него и сейчас не составляет труда сыграть хоть так, хоть эдак, многими это воспринимается как фокус.

С середины 60‑х в СССР начался бум вокально-инструментальных ансамблей. В Казани тогда восходили и закатывались звёзды многих ВИА, среди которых были: «Веретено», «Крылья», «Каравелла», «Атланты», «Ровесник», «Серебряные гитары», «Алые паруса», «Орфей»… Три последних сыграли определённую роль в судьбе Лаврентьева.

Началось всё с просмотра во второй состав «Серебряных струн», базирующихся в ДК Ленина. Играли дуэтом: брат Геннадий (25 лет) – на акустической ритм-гитаре, Саша (14 лет) – соло на самодельной электрогитаре, которую они сами, сыновья плотника, сделали из доски, взяв за образец контур легендарного Fender Telecaster. Желающих попасть в ВИА, бывший тогда на слуху, оказалось немало, и играли все хорошо, но только этого было недостаточно. Лаврентьев нашёл чем удивить.

– У «Битлз» тогда же, в декабре 1968-го, вышел двойной сингл, предваряющий альбом Abbey Road, – вспоминает Александр Алексеевич. – Эти песни тогда крутили по радио, одну из них – «Something» – я слышал раза четыре по «Голосу Америки»* и подобрал. Вот её‑то и сыграли. Витя Романов, Володя Бакланов и Слава Купчик (лидеры ВИА. – Прим. ред.) обалдели просто: «Откуда вы эту песню знаете?!» «Подобрал», – говорю. – «У вас что, запись есть?» – «Нет, просто услышал по приёмнику».

Местным звёздам оставалось лишь развести руками, слушая юного самородка, держащего гитару «не так», как и сам Пол Маккартни. Сравнение с ним преследует Лаврентьева всю жизнь ещё и из‑за его «битловской» внешности и того, что он так же играл на бас-гитаре.

-2

Телевизором «Рекорд-12» семья Лаврентьевых обзавелась одной из первых на улице 2‑й Вольной. Соседи, ходившие на коллективные просмотры, окрестили дом №8 «музыкальным».

КАК ГИТАРНЫЙ ГРИФ. ТОЛЬКО ИЗ КАРТОНА

За два года до этого прослушивания у Саши даже не было своей гитары, а о том, что он играет, мало кто знал. Тогда в СССР был бум КВН: в него играли в школах, в вузах, на заводах… Не прошло это поветрие и мимо Казани. Предстоял школьный финал, в их шестом классе активно обсуждали сценарий предстоящего выступления. На экраны кинотеатров только вышел фильм «Кавказская пленница» (апрель 1967 года. – Прим. ред.), и все напевали песенку о медведях: «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…». Как было не вставить такую в программу?! Нашлась голосистая одноклассница, а вот с аккомпанементом возникла проблема.

– Я могу подыграть, – подал с «камчатки» голос Лаврентьев. – Только гитару надо...
– А ты что, играть умеешь?! – удивились все.
– Ну так я же постоянно репетирую, – ответил парень и явил свой «инструмент» – картонный макет гитарного грифа.

Вся его игровая практика ограничивалась тем, что время от времени ребята на улице давали «потрогать» инструмент. Чтобы выучить аккорды, пришлось смастерить себе подобие гитарного грифа из картонки и оттачивать на нём навыки игры. Гитару принёс кто‑то из родителей одноклассников. Аккомпаниатор, хоть и играл без подготовки, не подвёл.

-3

Гитара, похожая на ту, которую сделали из доски братья Лаврентьевы, взяв за образец контур легендарного Fender Telecaster, есть в Музее социалистического быта г. Казани.

КАК ОТЕЦ. ТОЛЬКО ЕЩЁ МУЗЫКАЛЬНЕЕ

Поражать же своими музыкальными способностями Саша начал много раньше. Гостям в доме Лаврентьевых, бывало, показывали такой «аттракцион»: четырёх-пятилетний мальчонка, которого даже не видно было из‑за стоявшего у него на коленях баяна, пиликал подобранные на слух «Огонёк», «В землянке» и другие известные хиты тех лет.

Младшенькому (а был он двенадцатым ребёнком в семье плотника и работницы Льнокомбината) было, в кого быть музыкальным: практически все мужчины в семье так или иначе музицировали, начиная с отца, лихо разводившего меха своей хромки.

Несмотря на то что денег лишних в семье не водилось – была лишь одна кровать, на которой спали родители, дети же – кто где: на печи, на полатях и на полу на матрасах, Лаврентьевы первыми в округе обзавелись телевизором. Это был «Рекорд-12» с маленьким экраном (28 х 21 мм. – Прим. ред.), да и тв-вещание тогда в Казани включалось лишь вечером на несколько часов. На просмотр, особенно популярных программ, таких как КВН или праздничные «Огоньки», набивалась полная комната соседей. Они‑то и окрестили «музыкальным» дом на 2‑й Вольной, в так называемой «Грязнухе» – Кировском районе.

-4

«Обозка» – ДК вертолётного завода в Адмиралтейской слободе, братья Лаврентьевы здесь впервые вышли на сцену. Так здание выглядело до недавней реконструкции. Теперь там досуговый центр «Вертолёт».

КАК В «ПЕСНЯРАХ». НО «ОРФЕЙ» РОДНЕЕ

Отбор в «Серебряные струны» тогда братья прошли, им в придачу дали ударника с басистом. Правда, коллектив тогда так и не сложился. Но они, как говорится, засветились, благодаря чему вскоре оказались в ансамбле при клубе вертолётного завода, или в «Обозке», как говорили в народе (от первоначального названия самого завода – обозных деталей. – Прим. ред.). Сейчас там располагается ДЦ «Вертолёт». Играли главным образом на танцах в саду Рыбака.

Набравшись опыта и поверив в свои силы, Лаврентьевы показались в одном из самых известных казанских ансамблей – «Алые паруса». Удачно. Правда, руководителю – Александру Борцу – понравился лишь басист (Александр), но тот заявил, что без брата он никуда не пойдёт, пришлось брать обоих. Это был уже другой уровень – там играли музыканты с консерваторским образованием. К тому времени Александр самостоятельно овладел нотной грамотой, с трудом продираясь через косные формулировки учебников. С «парусами» же и узнал, что такое гастрольная жизнь – едва ли не весь Татарстан исколесил с концертами, а также овладел азами инструментальных и вокальных аранжировок.

Но всё же это был ещё любительский уровень, ведь денег такое творчество не приносило, так что каждый где‑то работал. Так, Александр год трудился электриком на заводе «Оргсинтез», Геннадий всю жизнь был художником-оформителем. Профессиональным же музыкантом рядовой запаса Лаврентьев стал на третий день после демобилизации из армии – уехал на гастроли в Ижевск с ВИА «Орфей» Казанской филармонии.

И в этот момент отозвалась самым неожиданным эхом служба в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. Оказалось, сослуживец магнитофонную плёнку с записью игры Александра отправил своему знакомому, который работал в одном из самых знаменитых ансамблей СССР – «Песняры». Его руководителя Владимира Мулявина удивила любительская запись, сделанная в казарме, и он пригласил гитариста приехать на прослушивание.

– Я тогда уже в «Орфее» работал и решил, что от добра добра не ищут, и никуда не поехал, – говорит Александр Алексеевич и добавляет, предвосхищая вопрос: – И сожалений по этому поводу не было и нет.

-5

На обложке диска-гиганта ВИА «Орфей», выпущенного в 1979 году, нет Александра Лавренть­ ева, который принимал активное участие в его записи, играя на басу и 12-струнной гитаре. Незадолго до выхода пластинки он покинул коллектив.

КАК ЛОМОНОСОВ. НО СОВРЕМЕННЕЕ

Сомневаться в искренности слов официально – простого преподавателя Казанского музыкального колледжа и музыкальной школы №1, не имеющего никаких регалий, и неформального гуру татарстанских гитаристов не приходится. Польстись он тогда на «Песняры» – и ещё не известно, куда бы завела его дорога…

Из «Орфея» Александр ушёл через два года. Поэтому нет его и на обложке диска-гиганта, выпущенного в 1979 году на фирме «Мелодия», в записи которого он принимал участие. Хотя всё это музыканта-самоучку мало волновало, главной целью для него стало получение образования. Первый этап на этом пути – музыкальное училище, куда ещё попробуй поступи, не имея за плечами музыкальной школы.

Вот и сдача спецпредмета по фортепьяно далась непросто, до этого ведь «просто тыкал тремя пальцами в клавиши». А на экзамене пришлось подобрать на слух две композиции из любимых «Битлз». От комиссии прозвучал лишь один вопрос: «Сколько времени вы играете?» «Неделю», – признался абитуриент, чем рассмешил своих будущих преподавателей. Но он не шутил.

Учиться же по совету знакомых пошёл на дирижёрско-хоровое отделение, дающее более углублённые и базовые знания. Рядом с 15-летними однокурсниками 22-летний Александр чувствовал себя на первых порах неловко, как Михайло Ломоносов на скамьях славяно-греко-латинской академии. Но втянулся за четыре года.

-6

С Ренатом Ибрагимовым Александр Лаврентьев познакомился ещё в начале 70-х – студент консерватории приходил в «Обозку» в гости к ВИА «Алые паруса». А через десять лет уже широко известный певец пригласил гитариста в свой коллектив.

КАК ИБРАГИМОВ. ТОЛЬКО БЕЗ ГОСОВ

А перед госэкзаменами Александра позвал на гастроли в Финляндию Ренат Ибрагимов. В музучилище пошли навстречу неординарному студенту и согласились принять госы по возвращении.

Та зарубежная поездка тоже стала своего рода экзаменом на профпригодность: за 23 дня выступили в 26 городах, при этом из 12 музыкантов за бугор органы выпустили только четверых, так что на сцене приходилось от инструмента к инструменту бегать.

Затем последовало двухлетнее сотрудничество с Ибрагимовым, а когда тот перебрался в Москву, Лаврентьев снова погрузился в учёбу.

-7

Александр Лаврентьев с Виталием Харисовым. Познакомились в колхозе на картошке во время учёбы в музучилище. С тех пор сложился их дуэт, и исполнительский, и энтузиастов – основателей казанской гитарной школы. 1992 г.

КАК В МОСКВЕ. ТОЛЬКО В КАЗАНИ

Высшее образование хотел получить уже как гитарист, но в Казани тогда, в середине 80-х, такой возможности не было. Подался было в Московский институт культуры, но там отказались принимать документы на основании того, что в Казани есть свой музыкальный вуз, а уж преподают там гитару или нет, значения не имело. Пришлось возвращаться в родной город и поступать в консерваторию на кафедру хорового дирижирования.

– Я благодарен судьбе за то, что окончил именно нашу консерваторию. Это меня здорово обогатило. Одно дело – «Битлз» и всё такое, и совсем другое – искренне полюбить классику, научиться понимать её красоту и оценить гениальность. Всё это крайне необходимо для меня как преподавателя классической музыки, к которой уже приобщаю внуков своих первых учеников, – признаётся Александр Алексеевич.

Многое пришлось оставить за скобками из богатой на события жизни музыканта. Её результатом, в частности, стали: рост числа классов классической гитары, концерты и фестивали с участием российских и зарубежных музыкантов, выход за рубежом альбомов, записанных в Казани и выпускаемых мировыми издательствами. А ещё в этом ряду сотрудничество в качестве аранжировщика и гитариста с известными исполнителями эстрадной и бардовской песни; руководство ансамблями гитаристов, да и группе With, исполняющей песни раз и навсегда любимых «Битлз», надо уделять внимание…

-8

Профессор – так Александра Лаврентьева называют в группе With, исполняющей песни раз и навсегда любимых «Битлз». 2022 г.

КАК В ВОСЕМНАДЦАТЬ. ТОЛЬКО В СЕМЬДЕСЯТ

«Как на всё это хватает сил у семидесятилетнего человека?» – спросите вы. Автор тоже задавался этим вопросом, пока не увидел, как Лаврентьев, перепрыгивая через две ступеньки, легко поднимается по лестничным пролётам. А ещё он даже не знает, какое на вкус шампанское, не говоря о более крепком алкоголе. Удивлены? К этому, общаясь с Александром Алексеевичем, надо быть всегда готовым.

-9

Александр Лаврентьев «дирижирует» созданным им уникальным коллективом – сводным оркестром учащихся ДМШ и ДШИ г. Казани. 2025 г.

* Радиостанция «Голос Америки» выполняет функции иностранного агента.