История кино знает множество амбициозных проектов, которые по разным причинам так и не были реализованы. Обычно, оглядываясь назад, зрители и кинокритики вспоминают именно те незавершённые фильмы, которые хотелось бы увидеть на экране. Мы сочувствуем режиссёрам и сценаристам, которым не дали полностью воплотить своё видение. Некоторые отменённые картины со временем обрастают легендами, а в редких случаях «утраченные» проекты всё же получают вторую жизнь и признание — как это было, например, с посмертно восстановленным фильмом Орсона Уэллса «Другая сторона ветра» или с «Пиноккио» Гильермо дель Торо, который спустя годы всё-таки выбрался из производственного ада.
Однако на каждый перспективный фильм, закрытый студиями, приходится куда больше проектов, которые не были сняты по вполне веским причинам. В одних случаях сама идея изначально вызывала вопросы, в других — неплохую концепцию почти доверили людям, чей стиль и мировоззрение были откровенно несовместимы с материалом. Мы вспоминаем самые скандальные и неудачные отменённые фильмы, и объясняем, почему хорошо, что они так и не дошли до зрителя.
«Маккавеи» Мела Гибсона
Немногие актёры и режиссёры получали столько незаслуженных вторых шансов, сколько Мел Гибсон. Один из его так и не состоявшихся «камбэков» — фильм о Маккавеях, еврейских повстанцах II века до нашей эры, чья борьба с Селевкидской империей легла в основу праздника Ханука. Даже поверхностного знакомства с репутацией Гибсона достаточно, чтобы понять: этот проект был бы катастрофой, если бы получил зелёный свет.
Сценарий писал Джо Эстерхаз — автор «Основного инстинкта» и «Шоугёлз». В 2012 году Warner Bros. заморозила проект после резкой критики со стороны еврейских организаций. В открытом письме, опубликованном изданием The Wrap, Эстерхаз описал многочисленные случаи антисемитских высказываний Гибсона, его пугающие фантазии о насилии в отношении бывшей возлюбленной Оксаны Григорьевой, а также психологическую травму, нанесённую семье самого сценариста. По словам Эстерхаза, интерес Гибсона к фильму был продиктован не искренними намерениями, а попыткой отвлечь внимание от обвинений в антисемитизме и абсурдным желанием «обратить» евреев в христианство.
«Чудо-женщина» Джосса Уидона
Когда-то этот проект казался фанатам несбывшейся мечтой. В 2000-х Джосс Уидон считался культовой фигурой гик-культуры, а успех «Баффи — истребительницы вампиров» обеспечил ему репутацию прогрессивного автора. В то же время Warner Bros. годами не могла запустить в производство фильм о Чудо-женщине, несмотря на популярность персонажа. В 2007 году стало известно, что студия отклонила сценарий Уидона — и тогда это выглядело как очередной конфликт художника и продюсеров.
Но в 2017 году, одновременно с выходом успешной «Чудо-женщины» Пэтти Дженкинс, сценарий Уидона утёк в сеть — и стало очевидно, что студия поступила правильно. История была сосредоточена не на Диане, а на Стиве Треворе, диалоги изобиловали неловким сексизмом, а общий тон вызывал скорее недоумение. В сочетании с обвинениями в неподобающем поведении Уидона на съёмках «Лиги справедливости» стало ясно: он был далеко не лучшим выбором для фильма о Чудо-женщине.
«Жёлтая подводная лодка» Роберта Земекиса
Анимационный фильм 1968 года «Жёлтая подводная лодка» запомнился не сюжетом, а уникальным психоделическим стилем и музыкой The Beatles. Это произведение настолько привязано к своей эпохе, что идея ремейка изначально выглядела сомнительно — особенно если речь шла о фотореалистичной motion-capture-анимации. Тем не менее Disney и студия Роберта Земекиса ImageMovers Digital попытались воплотить именно такой вариант.
Концепт-арты отменённого ремейка превратили очарование оригинала в настоящий кошмар. В итоге Disney отказалась от проекта примерно за полтора года до запланированного релиза в 2012 году. Учитывая провал визуально схожего фильма «Марс нуждается в мамах», это решение выглядит более чем разумным.
«Человек-паук» Джеймса Кэмерона
На первый взгляд идея кажется идеальной: культовый супергерой и режиссёр крупнейших блокбастеров. Однако сценарный набросок Кэмерона 1993 года показывает, что союз был бы неудачным. Его версия Питера Паркера — в исполнении Леонардо ДиКаприо — представляла собой мрачного и жестокого персонажа, далёкого от образа «дружелюбного соседа».
Странный кастинг (Арнольд Шварценеггер в роли Доктора Осьминога, Кевин Спейси — Зелёного гоблина), ограниченные спецэффекты начала 90-х и финал на башнях Всемирного торгового центра делали проект заведомо проблемным. В итоге юридические сложности поставили точку, и дебют Человека-паука в кино состоялся лишь в 2002 году в версии Сэма Рэйми — к счастью для зрителей.
«История игрушек 3» без Pixar
Сегодня «История игрушек 3» считается одним из лучших сиквелов в истории анимации. Но до покупки Pixar корпорацией Disney существовала реальная угроза, что третью часть снимут без участия оригинальной студии. Для этого даже была создана студия Circle 7, разрабатывавшая дешёвые продолжения.
Сюжеты варьировались от детективной истории на чердаке бабушки Энди до приключений Базза на фабрике игрушек в Тайване. Лишь уход Майкла Айснера и покупка Pixar остановили этот процесс. В итоге зрители получили именно ту «Историю игрушек 3», которая стала классикой, а не сомнительный видеосиквел.
«Малкольм Икс» с Чарлтоном Хестоном
Фильм Спайка Ли 1992 года с Дензелом Вашингтоном по праву считается одной из лучших биографических драм. Но мало кто знает, что сценарий начал разрабатываться ещё в 1968 году Джеймсом Болдуином. Тогда студия Columbia Pictures настаивала на том, чтобы роль Малкольма Икса исполнил Чарлтон Хестон… в блэкфейсе.
Болдуин отказался от участия, назвав это «вторым убийством» Малкольма Икса. Нет сомнений, что подобный фильм стал бы одним из самых позорных эпизодов в истории Голливуда.
«Rub & Tug» со Скарлетт Йоханссон
Биографический фильм о трансмаскулинном гангстере Данте «Тексе» Гилле вызвал волну критики ещё на этапе кастинга. Назначение Скарлетт Йоханссон на главную роль в 2018 году выглядело особенно неуместно на фоне требований транс-сообщества привлекать транс-актёров к таким ролям.
Йоханссон вскоре покинула проект, хотя и выступила с неоднозначными заявлениями в защиту своего выбора. В 2020 году проект был переформатирован в сериал с обещанием корректного кастинга, но с тех пор новостей о нём не поступало.
«Возвращение в Касабланку»
«Касабланка» — один из тех фильмов, которые не нуждаются в продолжении. Тем не менее попытки создать сиквел предпринимались неоднократно. Проекты «Браззавиль» и «Возвращение в Касабланку» так и не вышли за рамки идей. Сюжет о внебрачном сыне Рика и Ильзы выглядит типичным примером ненужного «наследственного» продолжения.
Все попытки снять «Акиру» в игровом кино
Голливудская версия культовой манги «Акира» десятилетиями застревает в производственном аду. Проблемы адаптации японского контекста, риск «обеления» персонажей и колоссальный бюджет делают проект крайне рискованным. Несмотря на участие известных режиссёров, ни одна версия так и не была реализована — и, возможно, это к лучшему.
«День, когда клоун плакал» Джерри Льюиса
Самый печально известный фильм в этом списке почти добрался до релиза. Незавершённая версия картины 1972 года будет частично представлена Библиотекой Конгресса. Сюжет о клоуне, который в нацистском лагере ведёт детей в газовую камеру, шокирует даже по современным меркам. Неудивительно, что Джерри Льюис сделал всё, чтобы фильм не увидел свет при его жизни.
Эти истории наглядно показывают: не каждый отменённый фильм — утраченный шедевр. Иногда решение остановить проект вовремя спасает репутацию студий, авторов и самого киноискусства.