Многие из нас слышали о треугольнике Карпмана. Даже если не слышали, все равно мы в нем живем. Вопрос в том, какую роль мы играем в этом треугольнике и зачем?
На этот вопрос интересно ответил психолог и нейробиолог Денис Чернаков в своем платном сообществе. Я тоже состою в нем. Мне нравится его нестандартный взгляд на привычные вещи, поэтому решила поделиться с вами.
Треугольник Карпмана
Концепцию треугольника страданий «Спасатель-Жертва-Палач» придумал американский психотерапевт Стивен Карпман в 1968 году.
Эта модель отражает динамику нездоровых отношений в обществе, на работе, в семье и с самим собой.
Палач
Палач ( он же Преследователь, он же агрессор) давит, критикует, обесценивает, требует, упрекает, осуждает, винит.
Его девиз: «Я тебе покажу, как надо жить!». (читайте: «страдать, как я»).
Палач же на самом деле страдает, как и жертва, только не показывает этого, а самоутверждается за счет других.
На канале «Без иллюзий» полно палачей. Найти примеры не составило труда:
Жертва
Жертва страдает, ноет, ощущает себя слабой, беспомощной, покинутой, «несчастной».
Девиз: «Весь мир против меня!» Подразумевается злой Палач и убогий Спасатель, который спасать толком не может.
Спасатель
Спасатель лечит, утешает, советует, тащит, «любит».
Девиз: «Я спасу тебя!» ...И докажу всем, какой я хороший, пока не сдохну от усталости и обиды.
Все эти персонажи живут в каждом из нас, периодически меняясь местами. Спасатель, разочарованный в Жертве, становится ее Палачом. Жертва, подпитавшись энергией от Спасателя, начинает палачествовать. Уставший от сопротивления Палач вдруг превращается в Жертву. Непрерывный порочный круг.
Откуда ноги растут?
Треугольник Карпмана строится на вине.
Немного философии
Со времён рабства прошли столетия, но мораль рабов остаётся с нами.
Вина — оружие слабых в борьбе против сильных. (с.)
То бишь не смей быть счастливым, богатым, успешным и так далее. Это несправедливо к страдающим, может вызвать зависть, озлобленность, негодование.
Философ Фридрих Ницше обозначил эти негативные чувства термином «ресентимент».
- Вспомните недавний опрос про вину. Он выявил много «ресентиментщиков» — агрессоров, палачей и судей. Заметили, как некоторые упивались «казнью» автора? Вот это оно и есть.
Ницше считал, что ресентимент возникает из-за ощущения слабости и неполноценности.
Основные признаки ресентимента:
- Формирование системы ценностей, которая отрицает ценности «врага».
2. Перекладывание ответственности. Человеку проще найти виновного, вместо того, чтобы устранять проблемы внутри себя.
(!)Ресентимент бывает по отношению к себе (вина на себя) или другим (обвинение других).
Люди создают образ врага, чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Нас бесят счастливые люди, потому что сами мы глубоко несчастны, мы завидуем успехам других, хотя сами ни к чему не стремимся и т. д. Чтобы выйти из треугольника, надо избавиться от рабской психологии. Но не всё так просто.
Почему трудно выйти из треугольника?
Можно сказать, игры в треугольник — не что иное, как избегание собственной жизни. За границами фигуры нужно принимать решения и нести за них ответственность. А это сложно и непонятно. Проще списать всё на судьбу: «Трудное детство, родители не такие, начальник скверный». Очень удобно ссылаться на роли, которые мы якобы вынуждены играть в семье и своем окружении. Создаётся видимость бурной жизни. Игрок в любой момент может сказать, что он занят из-за кого-то, кто не дает ему спокойно жить.
- Жертва избегает своей жизни, потому что не может жить из-за «них». Они все ей мешают.
- Палач избегает жизни, потому что вокруг все тупые и неправильные. Он лучше будет строчить злобные комменты в Дзене, чтоб его трусило и колбасило в адреналиновом гневе. Какие тут могут быть дела...
- Спасателю просто некогда жить, он занят спасением окружающих. Спасатель же думает, что без него уж точно никто не справится.
Треугольник — это такой театр для разыгрывания ресентимента, говорит Чернаков. Палач наказывает за «вину» (реальную или выдуманную). Жертва «страдает», и виноватится. Спасатель искупает «вину». Может за то, что не так сильно страдает как другие?
Вина — наш добровольный невроз. Мы страдаем, что не оправдываем своих или чужих ожиданий. Нам страшно просто БЫТЬ. Быть такими, какие мы есть.
Просто быть
Я не идеальна. В личном блоге стараюсь быть собой. У меня куча недостатков, о которых тоже пишу. При этом я счастлива и любима. Взаимная любовь — большая редкость, и мне повезло её найти.
Я не предъявляю претензий миру, радуюсь мелочам, ценю то, что имею. Мне не стыдно, что зарабатываю мало (в России этим никого не удивишь). Я умею жить по средствам и не пытаюсь казаться лучше, чем есть. Не вру себе и всячески избегаю шаблонного мышления.
Я обычная женщина в разводе, у меня двое взрослых детей. Они выросли красивыми и добрыми оптимистами. Дочери не хватает уверенности, сыну — самостоятельности, но все это поддается личной корректировке, было бы желание.
Я всегда стремилась жить осознанно. Если что-то не получалось, где-то ленилась или относилась несерьёзно — не казню себя за это. Ошибки — это нормально. Ненормально, когда человек не признает их.
А еще я довольна тем, что к 42 годам смогла сохранить физическое здоровье и более-менее здоровую психику в нашем-то не совсем здоровом обществе.
Всё, о чём мечтала, сбывается, и я надеюсь, что так будет и дальше.
Что говорит нейробиология
Нейробиология говорит, что вина — это наркотик. Когда человек виноватится или виноватит других, мозг получает дозу определенных нейромедиаторов.
- У Жертвы — кортизол (стресс) и 4 вида опиоидов, которые облегчают страдания.
- У Палача — адреналин (гнев) и дофамин, дающий временное ощущение силы.
- У Спасателя — серотонин (кайфует от процесса спасения) и окситоцин — гормон привязанности. Спасатель ощущает «близость» с Жертвой.
Это химическая зависимость от драмы, друзья! Это физиологический процесс саморазрушения. Вина уродует тело, подавляет разум и заставляет мозг хотеть этого яда снова и снова.
Вот почему так трудно выйти из треугольника.
Чтобы выбраться из психологической ловушки, необходимо поменять оптику.
Для начала, вместо «Я виноват/ты виноват» спросите себя: «Чего я на самом деле хочу, но не могу или нельзя (на самом деле я так себе придумал), поэтому выбираю ресентимент и игру в треугольник?»
Когда задаешь себе правильные вопросы (Зачем мне сейчас это надо? Почему я решил это сделать? Что бы что?), жизнь меняется. Проявляются твои настоящие ценности. Брать на себя ответственность страшно, но если хочешь жить свободно, другого варианта нет.
В завершение хочу рассказать об одной нейротехнике, которая очень мне понравилась.
Нейротехника избавления от вины
Каждый раз, как ловите себя в треугольнике, включайте осознанность: «Вау! Да это же вина! Мои старые грабли! Отлично!» (слова можете свои придумать, главное — искренне и эмоционально, желательно вслух).
Как это работает:
1. Восклицание «Вау» действует как мощный триггер для выброса дофамина.
2. Дофамин передает мозгу предвкушение награды (еще до решения задачи).
3. Система вознаграждения получает «плюшку» заранее просто за распознавание триггера вины.
4. Распознавание вины («Вау!») создает новый условный рефлекс: теперь сама вина становится триггером для позитивной реакции, а не для страдания.
Техника стирает в мозге старую программу страдания от вины и записывает новую — восприятие вины не как угрозы, а как возможности для «победы». Это меняет эмоциональный фон события. Согласитесь, решать проблемы проще, когда ситуация еще под контролем, а не когда вы увязли по горло в бесконечном цикле страданий.
Друзья, надеюсь, статья была полезной.
- Что думаете по теме?
- Признавайтесь, какие роли ваши «любимые»?
- Как думаете, чего именно вы избегаете, играя в треугольник?
- Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы выйти из него?