Найти в Дзене
РЮКЮ КАРАТЭ

Почему Окинава стала островом Каратэ

  Любые знания, умения, навыки, возникающие в обществе людей, являются следствием запроса, которое это самое общество формирует и который, в свою очередь является продуктом тех социальных, культурных и политических условий в котором эти люди существуют. И боевые искусства не исключение. Борьба двух невооруженных людей есть в традиции, наверное, всех народов мира. Люди всегда преклонялись перед физической силой и ловкостью, а схватка – это лучший способ выяснить чья сила сильнее, а ловкость ловчее. А еще это яркое зрелище, возможность почтить богов или поднять дух воинов перед битвой. Той самой битвой, где все решает не рукопашные умения, а искусство владения оружием. Поэтому традиции обучения владению оружием тоже были не редкостью и в отличии от безоружной борьбы являлись куда более практичным и конкретным навыком. Так было практически везде до тех пор, пока в Китае, сначала наряду с оружейными техниками, а позже, как полностью самостоятельные явления стали появляться разнообразные

 

Любые знания, умения, навыки, возникающие в обществе людей, являются следствием запроса, которое это самое общество формирует и который, в свою очередь является продуктом тех социальных, культурных и политических условий в котором эти люди существуют. И боевые искусства не исключение.

Борьба двух невооруженных людей есть в традиции, наверное, всех народов мира. Люди всегда преклонялись перед физической силой и ловкостью, а схватка – это лучший способ выяснить чья сила сильнее, а ловкость ловчее. А еще это яркое зрелище, возможность почтить богов или поднять дух воинов перед битвой. Той самой битвой, где все решает не рукопашные умения, а искусство владения оружием. Поэтому традиции обучения владению оружием тоже были не редкостью и в отличии от безоружной борьбы являлись куда более практичным и конкретным навыком.

Так было практически везде до тех пор, пока в Китае, сначала наряду с оружейными техниками, а позже, как полностью самостоятельные явления стали появляться разнообразные системы ведения поединка без оружия и традиции их передачи. 

Причем сначала в Поднебесной все было как у всех. Еще в третьем веке до нашей эры в исторических документах встречаются упоминания борьбы сянбо, в текстах 6-10 веков имеется много упоминаний о схватках шоубо и цзюэли, которые проходили на специальном помосте и являлись по сути спортивным состязанием. 

И так продолжалось до периода Империи Мин (XIV-XVIIвв.) – время, когда произошел взрывной рост интеерса к безоружным единоборствам. Период, когда началась история большинства школ Китайского ушу. «Золотой век» школ рукопашного боя в Поднебесной и время, когда было создано большинство известных трактатов посвященных практике ушу. 

Что же произошло в это время в серединной империи?

С одной стороны первая половина времени правления династии Мин связано с усилением централизации власти, невиданным развитием чиновничьего аппарата и ужесточением законов, в том числе контролирующих оборот оружия, с другой вторая половина истории Империи связана с нестабильностью, нападением маньчжуров и переносом административного центра государства на юг, что также привело к значительной миграции населения. Проще говоря народ, сначала приучили к тому, что государство контролирует каждый их шаг и полностью монополизирует все, что касается владения и применения оружия, но в условиях относительного порядка и государственной защиты, а потом этот самый порядок и защиту из уравнения исключили при этом оставив контроль и оружейную монополию. 

Именно в период династии Мин, а точнее в 1392 году в корлевстве Рюкю, сегодня известном как Японская префектура Окинава появилось поселение Кумэмура, которое основали 36 китайских семей – переселенцев из Поднебесной империи. Они привезли с собой многие аспекты своей культуры, в том числе ростки того, что позже мир узнает под именем каратэ. 

На Окинаве, с точки зрения запроса социума все было еще интереснее.

1. Находясь в вассальной зависимости от Китая Окинавцы с огромным пиететом относились ко всему, что поступало из метрополии. Эти знания и умения воспринимались как абсолютная ценность, трепетно сохранялись и не менее трепетно передавалось.

2. Окинава никогда не отличалась воинственностью, и ее история не знает войн или завоевательных походов. Уникальное положение островов на пересечении почти всех морских торговых путей Азии привело к тому, что королевство превратилось в, говоря современным языком, чрезвычайно доходный морской логистический хаб. Серцем всей социальной движухи становится порт со всеми вытекающими: бытовой и организованный криминал, пираты, охранная деятельность и прочая, и прочая. 

3. Королевство унаследовало китайское отношение к контролю оружия и местные власти мягко говоря, не поощряли ношение и уж тем более применение смертоносных дивайсов. После завоевания Окинавы японским кланом Сацума самураи окончательно монополизировали все, что касалось этих вопросов. Власти Рюкю, в свою очередь, попав в ситуацию двойного вассалитета и от Китая и от Японии пытаясь сохранить хрупкий баланс между этими могучими силами так старательно изображали крайнее миролюбее, что провозгласили жизнь каждого человека главной ценностью государства залодивтеоретическую основу под явление, которое в современном мире знают как Икигай.

 

В результате этих факторов, рукопашные умения завезенные из Китая приобрели на островах невиданную актуальность, трепетное к ним отношение обеспечили их сохранность и ощущение их ценности в глазах местного населения, а специфика политического положения королевства привела к тому, что школы боевых искусств существовавшие в Китае, как комплексные и чаще всего объединяющие оружные и безоружные техник на Окинаве разделились. Причем безоружные умения стали даже более актуальными и востребованными.

 Богдан Курилко

 

Карате
7974 интересуются