Найти в Дзене

Армяне - самые древние христиане, приносящие животных в жертву и не признающие иконы

Христианство, расколовшееся на множество осколков, продолжает удивлять разнообразием ритуалов, обрядов и попросту выдумок священников-фарисеев. Все эти христианские толки ненавидят друг друга и считают сектантами. Они настолько разнообразны и непохожи. Не все признают Троицу и иконы с мощами, все крестятся по-разному, а некоторые и не крестятся, одни делают татуировки и исполняют ритуальные танцы, другие приносят в жертву барана с петухом. Их всех объединяет одно – они далеки от учения Иисуса. В этой статье мы рассмотрим армянское христианство. Внутреннее убранство и богослужение в армянской церкви Фото из открытого доступа Армянская христианская традиция имеет уникальные особенности, выделяющие её среди других ветвей христианства. Армяне первыми в мире приняли христианство как государственную религию около 1700 лет назад, примерно в 301году, задолго до официального признания христианства Римской империей. Армянская церковь признает решения только первых трех Вселенских соборов (Никей

Христианство, расколовшееся на множество осколков, продолжает удивлять разнообразием ритуалов, обрядов и попросту выдумок священников-фарисеев. Все эти христианские толки ненавидят друг друга и считают сектантами. Они настолько разнообразны и непохожи. Не все признают Троицу и иконы с мощами, все крестятся по-разному, а некоторые и не крестятся, одни делают татуировки и исполняют ритуальные танцы, другие приносят в жертву барана с петухом.

Их всех объединяет одно – они далеки от учения Иисуса.

В этой статье мы рассмотрим армянское христианство.

Внутреннее убранство и богослужение в армянской церкви Фото из открытого доступа
Внутреннее убранство и богослужение в армянской церкви Фото из открытого доступа

Армянская христианская традиция имеет уникальные особенности, выделяющие её среди других ветвей христианства. Армяне первыми в мире приняли христианство как государственную религию около 1700 лет назад, примерно в 301году, задолго до официального признания христианства Римской империей.

Армянская церковь признает решения только первых трех Вселенских соборов (Никейского, Константинопольского и Ефесского), отвергая решения Четвертого Вселенского собора в Халкидоне (451 год).

Основная особенность заключается в понимании природы Христа: армяне принадлежат к группе нехалкидонитов-миафизитов, считающих, что Христос обладает единой природой, сочетающей человеческую и божественную сущности, без разделения на две воли (человеческую и божественную), как принято большинством православных и католических церквей.

Так, например, РПЦ в России принадлежит к халкидонитам, которые считают, что две природы во Христе «НЕраздельны, НЕразлучны, НЕизменны, НЕслиянны».

Таким образом, армянская церковь выделяется уникальной интерпретацией основополагающих догматов христианства, сохраняя древние корни и собственную самобытность.

Ереван. Эчмиадзинский кафедральный собор Фото из открытого доступа
Ереван. Эчмиадзинский кафедральный собор Фото из открытого доступа

Армянская христианская церковь носит название Апостольской, так как её происхождение связывают с деятельностью апостолов Фаддея и Варфоломея, учеников Христа, которые проповедовали в Армении. Особенности армянской литургической практики и символики проявляются следующим образом:

Крест используется особый, украшенный характерным орнаментом ("ласточкины хвосты"), без изображений распятия.

Методы вычисления дат главных христианских праздников, таких как Пасха (Затик), отличаются от принятых в православии, совпадение возможно лишь раз в семь лет.

Дата празднования Рождества (Сурб Цнунд) остаётся неизменной — 6 января, в отличие от общепринятой даты 25 декабря, установленной позднее в Риме. Способ совершения крестного знамения соответствует католическому обычаю (слева направо).

Матах – обряд жертвоприношения

Одна из уникальных традиций армянского христианства — жертвоприношение животных, известное как матах. Традиция матаха восходит ко времени принятия христианства в Армении в IV веке усилиями святого Григория Просветителя и царя Трдата III. Тогда царь совершил первое большое жертвоприношение в знак благодарности Богу за победу над врагами. Получившееся мясо раздавалось нуждающимся.

Жертвоприношение животных Фото из открытого доступа
Жертвоприношение животных Фото из открытого доступа

Существует разделение на большой и малый матах:

Большой матах: включает принесение в жертву крупного животного, такого как бык или баран, и сопровождается большим праздником. Обычно проводится по случаю значительных событий: рождение ребенка, возвращение солдата домой, выздоровление после тяжелой болезни, спасение от опасности.

Малый матах: предполагает жертвоприношение меньшего животного, чаще всего петуха, совершается в менее значительные события, такие как небольшие заболевания или памятные мероприятия.

Особенности процедуры включают использование специальной соли, символизирующей очищение, и обязательность мужской роли в проведении ритуала. Жертвенное животное непременно должно быть мужского пола. Не иметь никаких травм или увечий. Все дело совершает только мужчина. Традиционно приготовленное мясо обязательно раздается нуждающимся семьям.

Некоторые особенности

Армянская Апостольская церковь имеет собственный богослужебный язык — древнеармянский грабар.

Возглавляется Католикосом, находящимся в городе Эчмиадзин, который не зависит от папы Римского или патриарха Константинополя.

Практически отсутствует женское монашество, запрещённое королём Папом примерно полторы тысячи лет назад, чтобы женщины занимались воспитанием детей, а не находились в монастырях.

Эти особенности показывают, что армянская церковь бережно хранит древние традиции раннего христианства, оставаясь независимой и самостоятельной ветвью христианства.