Многие считают, что оригинальное масло от производителей авто - это просто переплата за упаковку с эмблемой конкретной марки автомобиля. Другие уверены, что масла, которые получают допуски и сертификацию авто-производителей являются самыми лучшими, так как прошли испытания в двигателях конкретного бренда и заточены именно под их особенности.
Думаю, многие знают, что производители автомобилей сами не производят моторные масла. Они заключают OEM-контракты с известными масляными брендами (Shell, Mobil и др.), которые после производства моторного масла по требованиям автомобильных концернов, разливают его в канистры с логотипом того или иного бренда авто.
Я, как владелец современной Audi, решил выяснить, насколько качественным является оригинальное моторное масло для автомобилей концерна VAG. Ведь именно его льют официальные дилеры в Европе и заявляют, что эти масла могут ходить по 20 000 - 30 000 км. Так называемые LongLife масла. В Европе официальный регламент замены масла составляет впечатляющие 25 000 км.
Кстати, пригнал свою Ауди именно из Европы. У меня в наличии электронная сервисная книжка на мою машину. И в ней масло меняли именно каждые 25 000 км.
Лично для меня такой интервал просто не укладывается в голове, уверен, что даже самое хорошее масло способно выдержать такой длительный интервал только при полностью трассовом режиме эксплуатации. И все равно уже будет «мертвое» по своим характеристикам. А если будет городской режим эксплуатации, то страшно даже думать, в каком состоянии окажется масло в конце подобного LongLife цикла.
Спорить обо всем этом и обсуждать, правы ли производители в своих расчетах или нет, можно очень долго. Я решил узнать все на практике и через лабораторные анализы масел на различных моточасах.
В прошлом лабораторном анализе пробы нового оригинального ваговского масла мы выяснили, что в канистрах с надписью VW LongLife находится моторное масло производства Shell Германия. Но это не банальный Shell Helix Ultra 0w30, который просто перелили в оригинальную канистру VAG. Рецептура оказалась уникальной.
Признаюсь, что я был очень удивлен этому факту. Линейка Shell Helix Ultra реально крутая и масла в ней очень хорошие. Это я говорю из личного опыта, когда заливал именно масла от Shell в свою чипованную бензиновую BMW в кузове F30. Но концерн VAG решил, что для их двигателей нужна своя особенная формула, а просто топовая линейка Shell Helix Ultra им не подходит.
Вот я и решил выяснить, данные уникальные рецептуры - это просто маркетинг или продуманный инженерный ход?
Сколько я отъездил на оригинальном ваговском масле?
Проехал на оригинальном ваговском масле в районе 250 м/ч. Большая часть пробега пришлась на город со стояниями в пробках, поэтому пробег получился небольшой 6 547 км.
Я планирую также откатать этот оригинал до 350 м/ч, там точно пробег выйдет за 10 000 км. Но для начала езжу именно 250 моточасов, так как буду сравнивать VW LongLife III FE 0w30 с другими брендами масел с допуском концерна VAG 504 00/507 00.
У нас на рынке есть, как российские масла с таким допуском (пусть и без официальной сертификации), так и другие зарубежные бренды.
250 моточасов выдерживают многие хорошие масла и даже некоторые бюджетные линейки моторных масел (например, российский SINTEC) выдерживают подобные интервалы.
Есть уже анализы самых дешевых масел на 250 моточасах. Они также могут ездить такие интервалы при трассовом режиме, но оказываются по своим основным показателям уже на грани «мертвого» масла.
О сравнении ваговского оригинала с другими моторными маслами, которые представлены на рынке РФ, поговорим в следующих постах.
Переходим к анализу отработки масла VW LongLife III FE 0w30 504 00/507 00, которое работало в современном дизельном двигателе Audi на нашем российском топливе.
Я умышленно постарался сделать совсем не щадящий режим эксплуатации. Ведь 25 000 км, которые были в Европе по автобанам на отличном европейском топливе при очень высокой средней скорости, можно сравнить с 10 000 км в наших российских условиях при высоких нагрузках на двигатель.
Поэтому сразу дал себе слово не жалеть масла, которые я буду тестировать в моем рейтинге, но делать для них примерно одинаковые, а именно, показательно тяжелые режимы эксплуатации.
Поэтому, по трассе я наваливал в режимах «педаль в пол» в диапазонах скоростей 160-230 км/ч. Специально включал спорт режим на загородных поездках и ускорялся до 200 км/ч от камеры до камеры.
Понимаю, что у меня не спортивная машина, но мало кто ездил быстрее меня в потоке. Я вернулся во времена, когда гонял на своей чипованной BMW довольно быстро, с резкими ускорениями в городе и на трассе.
Также прогревал мотор по 3-7 минут регулярно. Любое масло не любит долгих холостых оборотов. Режим эксплуатации вышел примерно 80% город и 20% трассы.
Еще раз остановлюсь на моменте оценки угара масла. Чтобы быть максимально точным, я выставляю уровень масла по электронному щупу крайне педантично.
При замене масла не доливаю 200 грамм до максимума, после чего несколько дней езжу и доливаю по 50-100 гр, перепроверяя много раз электронный щуп. Чтобы уровень был на отметке MAX, но даже без минимального перелива. Именно так я оцениваю, на какой объем угорело масло на момент замены на определенных моточасах.
К примеру, после покупки машины, я сначала залил масло Motul 8100 X-clean + (C3) 5W-30.
Так вот оно угорело на четверть щупа за 250 м/ч. Именно поэтому я решил пробовать другие масла. Чтобы выяснить, это уже прежние европейские LongLife интервалы привели к тому, что мой дизель начал заметно употреблять масло, или это Мотюль, который я очень любил в свое время, склонен к небольшому угару в моем двигателе 40TDI на Audi 2018 года.
По итогу, оригинальное ваговское масло от Shell не угорело совсем. Щуп как был на отметке MAX, так там и остался на момент его слива. Механики мне говорили, что эти дизельные двигатели совсем не склонны к угару масла, в отличие от бензиновых собратьев, и это правда.
Причем я уже сделал 3 подряд замены масла VW LongLife III FE 0w30 и всегда уровень стоял у меня на максимуме. Летом я ездил в дальние поездки по России. Севастополь - Москва - Тольятти- Казань - Нижний Новгород - Сочи.
Жара иногда стояла по бортовому компьютеру 39-40 градусов. А я кочегарил по платным трассам под 200 км/ч на все деньги. И не угорал у меня этот оригинал, даже когда я его катал почти 10 000 км в трассовом режиме. Умеет Shell делать стойкие к угару масла, признаю это как факт. Думаю, что это их GTL-база так сказывается на стойкости к угару.
Стоит отметить, что я пишу этот пост из прошлого, когда я уже успел откатать масла других брендов с допусками 504 00/507 00. Тот же Lukoil Genesis Armotech GC 5w30 и Mobil 1 ESP 5w30 уже откатаны по 250 м/ч и есть анализы их отработок. Найду время и добавлю расшифровку их анализов в этот мой блог на Дзене.
Думаю, что именно Mobil 1 ESP должен побороться с оригиналом от Shell за 1-е место. Именно лидеров по цифрам в лаб. анализах обработок я сравню еще на 350 м/ч, чтобы понять, какие из масел, которые доступны на российском рынке, лучше всего подойдут для вагов при режимах LongLife для длительных интервалов замены.
В Мобиле меня очень заинтриговал их нанополимер, который не просто срабатывается, как в обычных маслах, а со временем даже восстанавливает вязкость масла на несколько процентов, что позволяет компенсировать потерю вязкости от попадания топлива в масло и от естественной сработки полимера в процессе эксплуатации. Этот факт подтвердили лабораторные анализы на Oil Club.
Что ж, переходим к самому анализу масла VAG LongLife III FE 0w30 VW 504 00/507 00. Его делал Альдар Хосе. У него есть канал Ютубе и Рутубе, где он выкладывает небольшой процент из всех сделанных им анализов (добавляет видео с анализами по самым интересным брендам, которые просят подписчики или которые он давно не выкладывал).
У него имеется дорогой прибор. Такие приборы стоят в районе 5 млн рублей, некоторые крупные автотранспортные предприятия покупают себе подобное оборудование для анализа и контроля отработок масла из машин автопарка.
Уже сравнивали с ребятами анализы одной и той же отработки у Альдара Хосе с результатами известных лабораторий. Все совпадает, погрешность совсем небольшая. Я об этом напишу отдельный пост.
Более того, планирую сделать анализ одной и той же отработки масла в 2-х известных сертифицированных лабораториях и у Альдара Хосе. После чего покажу, есть ли какие-то отличия между ними. Но пока у Альдара все совпадает с сертифицированной лабораторией УРЦ ТЭиД в Екатеринбурге, поэтому и делаю анализы именно у него ради экономии бюджета.
Результаты лабораторного анализа масла VW LongLife III FE 0w30 504 00/507 00
В кавычках цитирую ответы Альдара Хосе.
«По показателям очень похоже на 504/507 (даже по уровню противоизносных присадок).»
Я бы удивился, если бы оригинальное масло для VAG не соответствовало допускам VW 504 00/507 00. Поэтому спектры и совпадают.
«Анализ показал совпадение пакетов присадок с другими такими же маслами VAG LongLife III FE 0w30, которые анализировались ранее. Сомнений в оригинальности нет. Это именно оригинальное масло для VAG, произведенное на заводе Shell в Германии. Совпадение с пакетом присадок для оригинального VAG, который делает Shell - 100%. Также обнаружено 99,9% совпадение с пакетом присадок масла Shell Helix Ultra ECT 0w30. Также не удивительно.»
Но еще раз повторю то, что уже писал в лабораторном анализе новой пробы этого ваговского масла. Shell разработал специально для концерна VAG свою уникальную рецептуру. Немецкие инженеры посчитали, что необходимо добавить большее содержание некоторых компонентов по сравнению с той же линейкой Helix Ultra 0w30.
Этот момент обсуждали на форуме Oil Club, ссылку на статью с тем анализом я дал выше, и скрины обсуждений форумчан там также имеются.
Процитирую еще пару очень понравившихся мне комментариев от завсегдатаев форума Oil Club:
«Чтобы моторам вагов было послаще, а обладатели масел стандарта C3 немного позавидовали».
«Нашелся автопроизводитель, который не затерпел и заказал то масло, которое ему нужно, а не масловары хотят продать».
По базе это гидрокрекинг (3-я группа), ПАО практически нет или в гомеопатических дозах. Ближе всего к Шеллу и ваговскому оригиналу из Германии.
Альдар Хосе абсолютно прав, ведь именно Shell производит моторное масло для концерна VAG на своих Европейских заводах. Есть также заводы в Турции и других странах. Анализируемое мной масло является 100% оригиналом, на канистре указан производитель Shell Deutschland, Hamburg.
“Это полноценный Лонг лайф, на стандартном пакете Инфинеум.”
Интересный момент, что в масле оказалось почти 2% топлива. А именно 1,98%. Предполагаю, что момент прожига сажевого фильтра совпал с активным педалированием при высоких скоростях на трассе (под 200 км/ч) и немного перелило топлива, которое оказалось по итогу в масле. Этот показатель не критичен и находится в пределах нормы для дизеля.
Еще один интересный факт, что анализ показал повышенное содержание противоизносных присадок в масле. Цифра даже чуть больше, чем было в пробе нового масла. Но грешить на анализ не стоит.
Профессиональный технолог объяснил этот момент для Альдара Хосе уже давно. Это зола так влияет на данный показатель. Она является модификатором трения и по факту делает противоизносные свойства масла лучше.
Но положительное влияние золы не безгранично. Если золы в отработке более 5% - это уже может пойти во вред (красная зона прибора).
Аминных присадок в отработке ваговского масла осталось очень много 92,24%. Прекрасный показатель, учитывая, что именно аминные присадки замедляют процесс окисления масла, не дают образовываться шламу и кислотам. Простыми словами, чем больше аминных в масле, тем дольше оно будет «стареть».
Щелочное число отработки составило 4,82. У пробы нового масла цифра была на отметке 7,52. Если перевести в проценты, то осталось еще 64,09% моющих присадок.
Что еще более важно, кислотное число подросло незначительно. У пробы свежего масла был показатель 1,61, а отработка дала цифру 2,27. Ощутимый запас для роста кислотного числа еще есть.
Напомню, что гарантированный признак "умершего" масла - это когда показатель кислотного сравнялся с показателем щелочного числа. И абсолютные цифры мало что значат. Если у пробы нового масла высокий показатель щелочного числа - это ещё не значит, что масло будет прекрасно мыть и щелочное долго не сработается.
Очень многое зависит от качества самих присадок. Простыми словами, у качественного масла кислотное будет расти очень медленно, а щелочное снижаться очень постепенно. И, наоборот, дешевые присадки могут иметь высокие цифры у пробы нового масла, но сработаются они максимально быстро. Этот момент я рассмотрю в отдельной статье со ссылками на исследования на эту тему.
Вязкость просела с 12,05 у пробы нового масла до 10,83 в моей отработке после 250 м/ч. Учитывая, что в масле присутствовало топливо в объеме 1,98%, результат снижения вязкости всего на 1,22 очень достойный.
Режим эксплуатации был совсем не щадящий. Скорее всего, при активной езде по трассе мог произойти прожиг сажевого фильтра и это повлияло на перелив топлива.
Присутствие сажи в масле в объеме 0,34% - это норма. В абсолютно новых и исправных моторах бывает ниже 0,2%, но допустимый порог сажи составляет 2% (все, что выше - это уже проблемы с топливной системой). Мне с моими 0,34% до критического верхнего порога еще очень далеко. Поэтому топливная система пока работает исправно и хорошо.
Подчеркну, что моя Ауди уже прошла более 280 000 км и автомобиль не новый, езжу я в довольно активных режимах, поэтому цифры анализа радуют. Кстати, мои форсунки до сих пор дают заводские параметры по коррекциям. Думаю, что этому также способствуют хорошие смазывающие и моющие присадки в топливо, которые я лью регулярно.
Прогноз по ресурсу масла
По моюще-нейтрализующим свойствам прибор дал следующий прогноз ресурса у отработки ваговского оригинала: 10 979 км или 406 м/ч. Достойный запас, учитывая, что масло работало в нагруженном турбированном дизельном двигателе в не самых простых режимах.
Те же оксиды азота приятно удивили. Прогноз составил 47 963 км или же 1 773 м/ч. Фактически это образцовые цифры в дизельном современном двигателе. Медленный процесс азотирования характеризует потенциально хороший ресурс масла. В моем случае еще довольно большой запас по этому параметру.
Топливо повлияло на просадку вязкости масла, но даже с учетом этого, прогноз по вязкости составил 478 м/ч или 12 935 км. Хорошие цифры, масло VAG LongLife III FE 0w30 точно может справиться с длительными интервалами смены.
Непосредственно топливная смесь немного обедненная, как и положено современным двигателям VAG с присутствием экологии. Довольно мало двигателей последних поколений имеют настройки 50% на 50%.
Выводы по результатам анализа отработки оригинального масла VAG LongLife III FE 0w30
Ожидаемо, ваговский оригинал показал очень хорошие результаты. Масло оказалось современным и очень качественным. В нем используется более усиленный пакет присадок, специально заточенный под допуск VW 504 00/507 00. Цифры немного отличаются от популярных масел стандарта C3 на схожих пакетах присадок от Infineum.
Учитывая, что режим эксплуатации был довольно активным и непростым: высокие скорости и резкие ускорения, масло имеет довольно приличный запас в плане ресурса. Оно точно может называться LongLife и я обязательно протестирую его на более длительные интервалы. В частности, покатаю 350 моточасов в таких же режимах и сделаю анализ.
Был ли угар у оригинального масла для VAG от Shell?
Крайне важно, что это масло не угорело от слова совсем. Я на нем ездил на высоких скоростях летом в жару по трассе и оно всегда держало отметку MAX. При сливе масла в районе 250 м/ч отметка по электронному щупу так и осталась на показателе MAX, как и было при заливке.
Какие моторные масла планирую протестировать следующими?
P.S. Результаты данного оригинального масла для концерна VAG будут являться эталоном для сравнения с другими моторными маслами, которые представлены на рынке РФ.
Я уже залил и откатал в своей Ауди масло Lukoil Armotech GC 5w30. Многие линейки Лукойла сейчас производятся на основе китайских присадок Richful или с использованием присадок собственного производства Lukoil LV3300.
Но конкретно в линейке Lukoil Genesis Armotech GC 5w30 используется проверенный пакет присадок от мирового лидера Infineum.
Напомню, что до санкций именно Lukoil производил масло по официальному контракту для концерна VAG в оригинальных канистрах и поставлял его на российский рынок. Эту линейку Лукойла GC (for German cars) позиционируют как аналог того оригинального ваговского масла от Lukoil, которое показывало хорошие цифры в лабораторных анализах новых проб масла и имело хорошие отзывы.
Анализ отработки Lukoil Genesis Armotech GC 5w30 после 250 м/ч выложу в следующем выпуске моего рейтинга масел и сравню его цифры с показателями оригинала от Shell.
Очень болею за Лукойл, хотелось бы, чтобы была отечественная альтернатива зарубежным аналогам. Тем более, что у масел от Лукойла есть отличная защита от подделок и официальные точки продаж по всей территории России.
После Лукойла будет анализ великого и могучего Mobil 1 ESP 5w30, а также Zic TOP LS 5w30, Liqui Moly Top Tec 4200 5w30, а также обязательно протестирую масло из топовой линейки бренда Ravenol.
Те же Liqui Moly и Ravenol стоят довольно дорого, но так ли они хороши по факту? Это обязательно узнаю на практике. Не верю в рекламу и не являюсь заложником брендов.
Цифры в анализах новых масел все производители подгоняют под заявленные требования и стандарты. А вот реальные результаты отработок в одинаковом двигателем и на схожих моточасах все расставят на свои места.
Режимы эксплуатации буду стараться выдерживать для всех масел примерно одинаковыми - показательно тяжелая активная езда с прогревами, стоянием в пробках, и "педалью газа в пол" на максимальных скоростях по трассе в диапазонах 160-230 км/ч.
До встречи в следующих выпусках моего «Рейтинга моторных масел».