Найти в Дзене

Стамбул. Осень 1914 г.

Турция ещё не вступила в войну, но это лишь вопрос времени. Германия передала, формально, в состав турецкого флота два корабля – легкий крейсер Бреслау и линейный крейсер «Гебен». Команда, офицеры остались немецкие, только надели турецкие фески. Петроград заявляет Стамбулу протест, турки отвечают, что России нечего беспокоиться, потому как это строго для обороны и на нейтральный статус Турции никак не повлияет. Линейный крейсер "Гебен" в 1914 г. Фото из открытых источников. Мол, корабли для Турции строили на английских верфях, но англичане, с началом войны те корабли забрали себе. А вот немцы Османскую империю в беде не оставили и едва не «подарили» два корабля. Иллюзий никто не питал, да и немцы не скрывали, что происходит на самом деле. Посланник США в Стамбуле Генри Моргентау описал следующий эпизод: Немецкие офицеры и прочие члены экипажей были в восторге от всего этого маскарада – что «Гебен» и «Бреслау» турецкие корабли. Они с удовольствием напяливали турецкие фески, являя миру

Турция ещё не вступила в войну, но это лишь вопрос времени. Германия передала, формально, в состав турецкого флота два корабля – легкий крейсер Бреслау и линейный крейсер «Гебен». Команда, офицеры остались немецкие, только надели турецкие фески. Петроград заявляет Стамбулу протест, турки отвечают, что России нечего беспокоиться, потому как это строго для обороны и на нейтральный статус Турции никак не повлияет.

Линейный крейсер "Гебен" в 1914 г. Фото из открытых источников.
Линейный крейсер "Гебен" в 1914 г. Фото из открытых источников.

Мол, корабли для Турции строили на английских верфях, но англичане, с началом войны те корабли забрали себе. А вот немцы Османскую империю в беде не оставили и едва не «подарили» два корабля. Иллюзий никто не питал, да и немцы не скрывали, что происходит на самом деле. Посланник США в Стамбуле Генри Моргентау описал следующий эпизод:

Немецкие офицеры и прочие члены экипажей были в восторге от всего этого маскарада – что «Гебен» и «Бреслау» турецкие корабли. Они с удовольствием напяливали турецкие фески, являя миру убедительные доказательства тому, что эти верные моряки кайзера ныне исправно несут службу на флоте султана. Как-то раз «Гебен» прошел по Босфору, остановился прямо перед русским посольством и бросил якорь. Офицеры и матросы выстроились на палубе – на обозрение вражескому посольству – и разом торжественно сняли турецкие фески, надев немецкие фуражки. Оркестр заиграл ««Deutschland über Alles», потом «Die Wacht am Rhein» и прочие песни, а моряки громогласно пели под аккомпанемент. Так они распевали серенады под окнами русского посланника около часа, а то и больше, а затем все вновь сняли фуражки и сменили их на фески. После чего «Гебен» снялся с якоря и направился на юг, к месту стоянки, а до слуха русских дипломатов ещё некоторое время долетали неспешно затихающие вдали обрывки немецких военных песен.

(Цит. по: Боброфф Р. Пути к славе. Российская империя и Черноморские проливы в начале ХХ века. Бостон; СПб., 2022. С. 185.)

Турция вступила в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии 30 октября 1914 г.

На фото «Гебен» в 1914 г.