На прошлой неделе Toyota напомнила о своих амбициях, показав суровое и эффектное купе GR GT — по сути, первый полноценный суперкар в истории бренда. Но было бы ошибкой думать, что до этого японцы играли исключительно в прагматизм. В разное время крупнейший автопроизводитель мира создавал автомобили с выдающимся дизайном, смелой инженерией и по-настоящему драйверским характером. Вспоминаем самые яркие примеры.
Toyota 2000GT — японский вызов Европе и агенту 007
В 1960-е годы японские автомобили воспринимались как недорогой и утилитарный транспорт. Toyota решила сломать стереотип и замахнулась на святое — сегмент элитных спорткаров. Что если японское купе сможет на равных соперничать с Jaguar E-Type и Aston Martin DB4?
Совместно с Yamaha у Toyota с первой попытки получился шедевр. Элегантный силуэт в духе лучших итальянских и британских школ сочетался с продвинутой начинкой. Двухлитровую рядную «шестерку» от седана Crown оснастили новой ГБЦ с двумя распредвалами и тремя карбюраторами, подняв мощность до внушительных по тем временам 150 л.с.
Пятиступенчатая «механика», независимая двухрычажная подвеска, дисковые тормоза по кругу, самоблок и реечное рулевое управление — по уровню технологий 2000GT был настоящим прорывом. Купе установило 13 мировых рекордов скорости, вышло тиражом всего 337 экземпляров и даже стало кинозвездой: ради Шона Коннери для фильма «Живешь только дважды» пришлось построить два кабриолета — актер попросту не помещался в купе.
Toyota MR2 — суперкар в миниатюре
Среднемоторная компоновка ассоциируется с экзотикой, но Toyota доказала, что драйв может быть доступным. Вдохновившись, по слухам, Fiat X1/9, японцы в 1984 году представили MR2 (Midship Runabout 2-seater) с индексом W10.
В отличие от почти забытого сегодня Pontiac Fiero, MR2 быстро завоевал культовый статус. В разработке управляемости участвовали инженеры из США, а вклад в настройку шасси внес бывший пилот Формулы-1 Дэн Герни.
Легкий кузов (менее тонны), задний привод, отличная развесовка и 1,6-литровый мотор 4A-GE мощностью 130 л.с. делали MR2 машиной для чистого удовольствия. Позже появился еще более азартный вариант с компрессорным 4A-GZE (147 л.с.), разгонявшийся до сотни примерно за 7 секунд.
MR2 второго поколения — «Ferrari для небогатых»
Успех требовал продолжения, и в 1989 году на свет появился MR2 W20. Формула осталась прежней, но автомобиль стал крупнее, тяжелее и мощнее. Клиновидный дизайн ушел в прошлое — на смену ему пришли плавные формы эпохи биодизайна.
Именно тогда за машиной закрепилось прозвище «Ferrari для бедных». Кульминацией линейки стала версия с 2-литровым турбомотором 3S-GTE мощностью 228 л.с., хорошо знакомым по Celica GT-Four и отлично подходящим для тюнинга.
MR2 W30 — возвращение к истокам
Третье поколение, известное в Японии как MR-S, неожиданно стало компактнее предшественника. Даунсайзинг затронул все: длина менее 3,9 м, атмосферный мотор 1.8 VVT-i мощностью 140 л.с., «механика» или роботизированная коробка.
Зато главное осталось — легкость. Масса менее тонны вернула MR2 философию удовольствия от вождения через минимализм, прямо по заветам Колина Чапмена.
Toyota Previa — минивэн не от мира сего
Первое поколение Previa (Estima) ломало представления о семейных автомобилях. Двигатель был уложен под полом под углом 75 градусов — фактически среднемоторная компоновка для минивэна.
Такое решение обеспечивало высокий уровень безопасности и впечатляющий простор салона. Базовый задний привод, опциональный полный, а в моторной гамме — даже 2,4-литровая компрессорная «четверка» 2TZ-FZE мощностью 163 л.с. Некоторые версии получали независимую заднюю подвеску.
Покупатели оценили машину, но не настолько, чтобы оправдать всю сложность конструкции. Во втором поколении Toyota вернулась к классической схеме.
Toyota Soarer — гран-турер с характером Supra
Soarer часто вспоминают в контексте дрифта, но изначально это был роскошный гран-турер на базе Supra с удлиненной колесной базой. Независимая подвеска на двойных рычагах, электронно управляемые амортизаторы TEMS, рядные «шестерки» с турбонаддувом и даже цветной ЭЛТ-дисплей Electro Multivision — для своего времени Soarer был технологическим откровением.
Второе поколение удивляло навигацией на кассетах и редчайшей версией Aero Cabin с убирающейся секцией крыши. Третья генерация Z30 пошла еще дальше: V8 1UZ-FE, турбомотор 1JZ-GTE, GPS и полноуправляемое шасси. Supra в смокинге — не иначе.
Toyota Century — японский Rolls-Royce
Венец инженерного консерватизма и роскоши. Toyota Century второго поколения — единственный японский седан с двигателем V12. Пятилитровый 1GZ-FE с четырьмя распредвалами и 48 клапанами выдавал скромные по цифрам, но благородные 280–299 л.с.
Шерстяная обивка вместо кожи, феноменальная тишина в салоне и плавность хода сделали Century символом японской элиты. Выпуск длился ровно 20 лет — с 1997 по 2017 год. Автомобиль вне времени и вне моды.
ОФФТОП: Где найти качественные запчасти для ВАЗ и Нивы, которые точно подойдут? Удобный подбор по модели — на sv-parts.ru. Быстро, без лишних вопросов и с доставкой в любой регион