Найти в Дзене
Полянин.РФ

Театр теней на фасаде ратуши

В столице Урала продолжается процесс, который некоторые "социальные архитекторы" пытаются именовать "выборами мэра Екатеринбурга". Лишь одна партия — КПРФ — выступила ясно и определённо против этой процедуры. Отказавшись от участия в спектакле, коммунисты стали единственными, кто на деле поддержал прямые выборы главы Екатеринбурга. Остальные политические силы, согласившись на новые правила игры, фактически отказали жителям в праве выбирать главу своего города. Новая модель "избрания" мэра, по замыслу, должна была выглядеть как конкурс: партии и общественные организации выдвигают кандидатов, специальная комиссия проводит собеседования и отсев, а из оставшихся губернатор представляет городской думе не менее двух претендентов. Такой весьма незамысловатый конкурс легко отсеивает чужих и выводит в финал своих. Показательно заявление КПРФ, которая объяснила свой бойкот тем, что «исход антидемократической процедуры предрешен, а кандидат от Компартии ни при каких условиях не преодолеет "едино
Оглавление

"Есть такая партия!", - только коммунисты выступили против ограничения прямой демократии.

Главные куранты Екатеринбурга будят горожан. Фото: Дмитрий Полянин
Главные куранты Екатеринбурга будят горожан. Фото: Дмитрий Полянин

В столице Урала продолжается процесс, который некоторые "социальные архитекторы" пытаются именовать "выборами мэра Екатеринбурга". Лишь одна партия — КПРФ — выступила ясно и определённо против этой процедуры. Отказавшись от участия в спектакле, коммунисты стали единственными, кто на деле поддержал прямые выборы главы Екатеринбурга. Остальные политические силы, согласившись на новые правила игры, фактически отказали жителям в праве выбирать главу своего города.

Сценарий вместо выбора

Новая модель "избрания" мэра, по замыслу, должна была выглядеть как конкурс: партии и общественные организации выдвигают кандидатов, специальная комиссия проводит собеседования и отсев, а из оставшихся губернатор представляет городской думе не менее двух претендентов.

Такой весьма незамысловатый конкурс легко отсеивает чужих и выводит в финал своих. Показательно заявление КПРФ, которая объяснила свой бойкот тем, что «исход антидемократической процедуры предрешен, а кандидат от Компартии ни при каких условиях не преодолеет "единороссовский фильтр"». И это не просто политическая трескотня: эксперты прямо констатируют, что активность партий носит исключительно формальный характер, а ситуация — полностью управляемая.

Выдвижение действующего мэра Алексея Орлова сразу тремя структурами («Единой Россией», Общественной палатой и Советом муниципальных образований) лишь подтверждает этот тезис, превращая конкуренцию в фикцию.

Где афиши и реклама?

Гипотеза о том, что власть демонстрирует лишь имитацию выбора, находит прямое подтверждение в организации самого процесса. Для процедуры, претендующей на легитимность, она поразительно непублична. В городе нет информационных стендов, представляющих кандидатов и их программы. Не существует и специального сайта, где в режиме реального времени публиковались бы сведения о ходе сбора заявок, полный список претендентов с их выступлениями на комиссии, график работы комиссии или протоколы заседаний.

Единственной точкой входа для информации остаётся сайт губернатора, где был опубликован документ с условиями конкурса. Однако эта информация носит общий, технический характер и не обеспечивает настоящего общественного контроля. Процесс выбора руководителя города-миллионника происходит за закрытыми дверями комиссии и в кабинетах чиновников, без минимальных усилий по вовлечению и информированию тех, чью жизнь этот выбор определит на годы вперёд. Это лишает процедуру даже иллюзии прозрачности и открытости.

Синопсис

Сложившаяся ситуация чётко разделила политическое поле. КПРФ, сделав ставку не на пиар конкретного кандидата, а на принципиальную оппозиционность, укрепляет свой образ защитника прямой демократии. Их риторика о «предрешённом исходе» находит отклик у части разочарованного электората, что может принести партии дополнительные голоса на будущих общеобластных и федеральных выборах осенью следующего года.

Остальные партии, участвующие в представлении, оказываются в двусмысленном положении: их кандидаты (от ЛДПР, Справедливой России, Новых людей) заведомо рассматриваются экспертами как неконкурентоспособные по сравнению с фаворитом, а само участие выглядит как согласие с правилами, ограничивающими волю избирателей.

Главный же промежуточный выигрыш, вероятно, празднует команда губернатора Дениса Паслера. Им удалось взять под полный контроль ключевой кадровый вопрос, минимизировав публичную дискуссию и риски. Теперь интрига сместилась в плоскость сценариев финального решения, о которых мы писали ещё 10 ноября.

Финал "Новая кровь", судя по списку кандидатов, отпал сам собой. Если в двойке останутся Орлов и Нисковских, то будет разыгран сюжет "Решение иезуита", где губернатору подходят оба кандидата. Если Орлов будет выступать в паре с любым иным "оппонентом", то нам покажут концовку "Статус-кво", где "убедительно победит" действующий мэр.

Роли исполняют

  • Алексей Орлов («Единая Россия», Общественная палата Свердловской области и Ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области»)
  • Дмитрий Нисковских (Ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области»)
  • Владимир Кузнецов (ЛДПР)
  • Екатерина Есина (Справедливая Россия)
  • Ирина Виноградова (Новые люди)
  • Юлия Лаврикова (Общественная палата Свердловской области)
  • Жаргал Сушкеев (самовыдвиженец)

Георгий Крушинский / РФ