- Мама, когда к бабе и деду поедем? – всё чаще спрашивала пятилетняя Лиза родителей Татьяну и Сергея.
Казалось, не так давно Таня с Сергеем поженились, решено было сыграть свадьбу после окончания института, где они учились на одном курсе. Так просили родители с обеих сторон: чтобы дети сначала получили дипломы, а потом уж и жили одной семьёй.
Но, получив дипломы, молодожёны тут же уехали работать по распределению в небольшой городок на Дальнем Востоке на молодёжную стройку.
- Вы уж пишите почаще, - вздыхали родители, - и не торопитесь рожать на чужбине-то, быстрее возвращайтесь! И тут Татьяна с Сергеем послушались своих родителей: как только отработали два года, так и вернулись в свой родной провинциальный городок в Тверской области. Соскучились по родным, по дому, по друзьям.
И сразу же объявили, что Таня ждёт ребёнка. Лизонька родилась в срок и сразу же стала любимицей и «светом в окне» для всех: и родителей, и бабушек с дедами.
И вот, когда уже бабушка и дед, родители Тани, вышли на пенсию, и приобрели домик на краю города, упирающийся своим просторным участком в лесок, то квартиру отдали дочери и зятю.
- Нельзя, чтобы у Лизы не было своей комнаты. Девочке надо развиваться и иметь свой уголок, - сказала мама Тани Любовь Николаевна, - гладя внучку, - а к нам с дедом чтобы за это почаще в гости ездили!
Вот и начала проситься каждый выходной к деду Саше и бабушке Любе Лиза. Но не только из любви к ним она рвалась в частный дом на окраине городка. Бабушка с дедом купили щенка. Татьяна и Сергей не заводили собаку, не смотря на отчаянные просьбы дочери, а Любовь Николаевна с Александром Ивановичем купили щенка именно не столько для себя, сколько для любимой внучки.
- Ну, мама, это запрещённый приём, - усмехался зять Сергей, - у вас собака! Лиза теперь к вам жить собирается, нам покоя не даёт.
- У девочки должно быть полноценное детство, - улыбалась тёща, - а собака этому способствует! Да вы сами посмотрите в глаза Рексу! Он так и смотрит на Лизу, словно выбрал именно её хозяйкой. Вот что странно!
- Ничего странного, - сказала девочка, - просто я с ним всё время играю, а он такой же маленький как и я. А все дети любят играть!
- А ведь верно, - заметила Татьяна, - дочка права, они одного возраста! Да и роду племени тоже: весёлые, горластые, не сидят на месте!
Взрослые наблюдали, как щенок и Лиза бегают по двору, играют в мяч, и гоняются за бабочками.
- И веселее сразу стало, - заметил дед Саша, - много ли надо для счастья ребёнку? И собаке тоже… Да и нам!
Когда дочь с семьёй уезжали на другой край города в квартиру, Любовь Николаевна говорила мужу глядя им вслед:
- Как мы их уговаривали продать квартиру и пристройку к дому сделать с отдельным входом, чтобы жить всем вместе, но ведь наша Таня и слышать не хочет. Только квартира! Мол, нам квартира, а вы в земле ковыряйтесь, если вам это нравится…
- Верно, чтобы жить в доме, надо во-первых, природу любить, землю, растения… - задумчиво произнёс Александр Иванович, - а мы Танюшу как-то к этому и не приучили…
- Есть у меня одна мысль. Ты что думаешь, я зря собаку купила внучке? – улыбнулась жена, - через этого хвостатого пса и нашу Лизу мы и перетянем дочку в дом. Полюбит и она и сад, и огород! Вот увидишь, не может не проявиться наша кровь. И она прикипит душой к дому, нужно только время…
- Ну-ну… - покачал головой Александр, - значит, ход конём? Исправляем огрехи воспитания? Ну, посмотрим, посмотрим…
Время шло, и Лизонька почти каждый день рвалась к своему щенку.
- Ба, как там Рекс? – спрашивала девочка по телефону каждый вечер, прежде чем ложиться спать.
- Тебе привет передаёт, - отвечала бабушка, - правда, он грустный немного… И глаза у него такие, будто сказать что-то хочет.
- Что же он хочет сказать? – удивлялась девочка.
- А то, что скучает по тебе и очень ждёт, когда ты снова придёшь к нам. И к нему, - отвечала бабушка.
- Мама! Это запрещённый приём! – тут же слышала в телефонную трубку Любовь Николаевна от дочери, - я всё слышу.
- Во-первых, подслушивать нехорошо, во-вторых, мы тут действительно очень все скучаем по Лизе, а в-третьих, снимай ты её с этого детсада, в который она не любит ходить даже потому, что ей приходится рано вставать…Мы с дедом сами научим ёё и писать и читать до школы, как это сделали в своё время с тобой. Не сомневайся. И радуйся, что девочка будет присмотрена, обласкана, и здорова. Пока мы с отцом можем этим вам помочь, - отвечала Любовь Николаевна.
Так и получилось, что Лиза стала практически жить у деда и бабушки, и лишь на выходные приезжать к маме и папе в гости, а иной раз и, наоборот, папа и мама каждый вечер приезжали полюбоваться на дочку, поужинать с родителями, и все выходные вся большая семья собиралась вместе в доме. Когда наступила весна, бабушка с дедом приобрели кур. Молодки начали нести яйца, Лиза практически взяла на себя кормление кур, и меняла им воду в поилках, и приучала своего Рекса не гонять домашнюю птицу, а охранять.
- Ну, бабушка, - смеялись Татьяна и Сергей, - куры – это уже «тяжёлая артиллерия». Теперь отсюда Лизу и клещами не вытянешь. Никакими конфетами не выманишь. Вот это да! Свой дом, да ещё с курами, собакой, и двумя кошками! Настоящее богатство!
- Да ещё с такими бабушкой и дедом, - вставлял сам дед Саша, обнимая внучку, - и все в выигрыше. Особенно наша Лиза. Она руководит курами, а они её слушаются.
Бабушка Люба даже сшила внучке рабочий халатик с большими карманами и длинным рукавами для походов в курятник, чтобы девочка не замарала свои красивые платья.
- Ну, мам, гляжу вы тут забавляетесь, и в Лизу как в куклу играете! – смеялась Таня, - дочку теперь в квартиру не заманишь: ей некогда!
- Ну, и хорошо. Вы лучше пойдите в сад и поешьте ягод с куста, - говорила бабушка Люба, - Лиза вам покажет самый её любимый сорт.
А девочка вела мать и отца в свой садик, где они с бабушкой и дедом развели клубнику по сортам. У каждой гряды стояла табличка, изготовленная дедом, и Лиза знала все сорта наизусть, и уже бегло читала названия ягод.
Таня и Сергей улыбались, и хвалили и дочь, и бабушку с дедом, и всё дольше засиживались в доме, явно не желая возвращаться в городскую квартиру. К тому же дед затеял строительство бани, и в этом они с зятем нашли общий интерес. А Татьяна наслаждалась солнцем и салатами. Она была беременна вторым ребёнком…
- Вот и хорошо, что надумали родить Лизе братика, - радовалась Любовь Николаевна, - Лизоньке как раз исполнилось шесть лет. Не так трудно будет растить второго, потому что и мы рядом, и ребёнок будет есть натуральные продукты – всё со своего сада и огорода, без химии. Ведь вкусно же? Есть разница, сама поняла?
Таня соглашалась. Поскольку все праздничные застолья теперь автоматически перенеслись в дом к родителям из-за просторной кухни, Татьяна познакомилась с соседями по участку. Друзьями матери и отца на удивление оказалась довольно молодая ещё пара с девочками десяти и тринадцати лет, которые стали подружками и наставницами в играх Лизы.
Когда неделю назад отмечали день рождения Лизы, соседские сестрёнки преподнесли ей необычный подарок, от которого девочка почувствовала себя невероятно счастливой. В коробке подружки принесли живых цыплят!
Одни бабушка и дед были в курсе подарка, и Лиза чуть не расплакалась от умиления и радости, увидев уже оперённых птенцов, который рвались из коробки гулять по кухне.
Но тут дед Саша сгрёб их обратно и покрыл крышкой, сказав, что поскольку он знал тайну преподношения, то и приготовил домик для цыплят, где они будут в безопасности и на свежем воздухе.
Все гости вышли во двор смотреть сюрприз дедушки. А там уже у курятника стоял домик для цыплят, похожий на крышу дома, только под сеткой с одного бока и остеклённой с другого, с дверцей, с поилкой и кормушкой.
Цыплята были тут же пересажены в их домик без дна, поставленный прямо на песочек, и дети занялись хлопотать около них, угощая нарезанной заранее дедом травкой лебедой и мокрицей, и взрослые стояли и не хотели уходить. Так было интересно наблюдать за новым пополнением в хозяйстве Лизы.
- Да где же нам переплюнуть деда и бабушку, и Лизиных друзей в таких удовольствиях? – смеялась Таня, - да разве любые игрушки заменят настоящих цыплят, кур, собак и кошек?
- Верно ты говоришь. И не надо заменять. Это лишнее. Жизнь должна быть настоящей, живой, с настоящим уходом и заботой, переживаниями, и радостью общения со всем живым…- ответила бабушка. А Лиза не слышала их разговора. Она сидела, склонясь над цыплятами, и просовывала через сетку им траву, лепеча что-то нежное, напевное вроде песенки баюкалки…
В этот вечер вся семья ночевала в доме, надолго засидевшись в саду. Теперь Таня с Сергеем часто ночевали в доме. У них была отдельная комната, светлая, тёплая, с окнами в сад.
Дед тоже не сидел на месте. Если Люба укрепляла тылы с помощью всякой животинки, то он уже разработал план пристройки вместе с Сергеем и вскоре они посвятили и женщин в свой проект.
Таня только улыбалась. Она уже была согласна на всё. Лишь решено было квартиру всё-таки не продавать, а пристройку ставить небольшую, по мере поступления денег, с зарплат и премий, постепенно и максимально экономно, просто, но удобно. Конечно, и родители с обеих сторон обещали материальную и физическую помощь.
Так и получилось, что пристройка стала детищем мужчин – Александра и Сергея, а женщины были настоящими вдохновительницами и неутомимыми помощницами в деле обустройства комнат, кухни, сеней.
Сад был общим. Землю делить не стали, также, как и покос за садом, за которым поднимался молодой смешанный лесок, богатый на подберёзовики и маслята летом.
Когда сыну Тани и Сергея исполнилось четыре года, молодая семья переехала в дом окончательно. Лиза уже училась в школе, и помогала маме и бабушке нянчить брата Алёшу. Она очень гордилась тем, что они теперь все вместе живут в большом удобном доме, где и у неё, и у братика есть отдельные комнаты, а вместе они играют во дворе и саду с любимыми питомцами: верным псом Рексом, с Мусей и Дусей. Большая семья кур у Лизы была вся по именам, а некоторые и по отчеству звались. Но знала точно их всех только Лиза.
А бабушка Люба всегда удивлялась, что Лизины куры понимают зов хозяйки, и даже свои имена.
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала.
Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ! Большое спасибо за маленький донат!