Найти в Дзене

Проблема обожествления внешних и внутренних объектов

Уважаемые читатели, сегодняшняя тема моей статьи может звучать несколько абстрактно, но, на самом деле, имеет прямое и конкретное применения к нашей реальности. Суть её заключается во влиянии людей и событий на наш мир и его восприятие. У этой темы есть два аспекта: обожествление окружающих и себя. Здесь я поведу речь об отношениях с окружающими нас людьми. И давайте начнём с простых примеров, чтобы было сразу понятно, о каких ситуациях идёт речь. На Вас наорал начальник, Ваша работа была осмеяна на совещании, Вас уволили, Вы поругались с коллегой. По сути, любая неприятная ситуация в рабочем пространстве. И по итогам такой ситуации Вы впадаете в уныние, мир кажется тусклым, Вы себе кажетесь никчёмным, практически «Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает». Что в этот момент происходит? Могу отразить это следующим образом: Вы обожествили, возьмём одну ситуацию, своего начальника. То есть Вы наделили правом одного человека превращать мир в хороший или в плохой. Вы сами отдали сво
Оглавление

Уважаемые читатели, сегодняшняя тема моей статьи может звучать несколько абстрактно, но, на самом деле, имеет прямое и конкретное применения к нашей реальности. Суть её заключается во влиянии людей и событий на наш мир и его восприятие. У этой темы есть два аспекта: обожествление окружающих и себя.

Обожествление окружающих

Здесь я поведу речь об отношениях с окружающими нас людьми. И давайте начнём с простых примеров, чтобы было сразу понятно, о каких ситуациях идёт речь.

Пример 1

На Вас наорал начальник, Ваша работа была осмеяна на совещании, Вас уволили, Вы поругались с коллегой. По сути, любая неприятная ситуация в рабочем пространстве. И по итогам такой ситуации Вы впадаете в уныние, мир кажется тусклым, Вы себе кажетесь никчёмным, практически «Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает». Что в этот момент происходит? Могу отразить это следующим образом: Вы обожествили, возьмём одну ситуацию, своего начальника. То есть Вы наделили правом одного человека превращать мир в хороший или в плохой. Вы сами отдали своему начальнику роль Бога, именно Вы сделали из этого персонажа Бога. Этот человек имеет право вершить судьбы, он – Великий Бог в Вашем мире. Классический терапевтический вопрос: и как Вам с тем, что некий Вася является для Вас Богом? Не жирно ли для Васи? Уже этого вопроса, заданного самому себе, бывает достаточно, чтобы вывести себя в реальность.

Если двигаться глубже, то встаёт вопрос, что происходит в глубинах Вашей психики с точки зрения архетипической реальности. Здесь мы можем видеть слитость архетипа и реальных объектов. С точки зрения взаимодействия со структурой, а любая профессиональная деятельность представляет из себя некую структуру. Даже если Вы художник, Вы принадлежите к сфере деятельности художников, где есть законы признания, успеха, оценки и так далее. Это всё равно структура. И здесь мы будем говорить именно об архетипе Великого Отца – структурирующего божественного. В терапии для нас важно будет проработать разделение фигуры своего земного отца и Бога Отца. Важно осознать, где реальный отец своими установками окрашивает мир. Именно начиная с истории и разделения объектов личной истории от архетипического начала мы прорабатываем зависимость нашего внутреннего восприятия/состояния от событий в любых структурах.

Пример 2

Вы поругались со своей девушкой, она Вас бросила, Вы развелись с женой, ушли из дома или произошёл ещё какой-то конфликт с партнёром/партнёршей. И Вы сваливаетесь в депрессивное состояние, вообще не наблюдая событий из других плоскостей реальности. Не ощущаете радости от общения с друзьями, культурных мероприятий, праздников, не испытываете удовлетворения от профессиональной деятельности. При этом, мы, конечно, говорим о том, что до конфликта всё это было. Если и так всё было плохо, мы говорим либо о депрессии, либо о депрессивном эпизоде, и это уже совсем другая история. Здесь происходит то же самое. Происходит обожествление своего партнёра. Вопрос тот же: с каких пор Маша или Вася стали богами, имеющими власть над всем миром? А Ваш мир – это и есть весь мир для Вашей реальности.

С архетипической точки зрения возникает вопрос, что происходит с Вашими Анимой/Анимусом внутри Вас? Именно архетипическими образами противоположного пола. Известно, что в отношениях в паре мы проецируем своих Аниму/Анимуса на партнёра. Если я мужчина, и если моя девушка/жена имеет власть превратить весь мой мир в полное, простите, «Г», то какой властью внутри меня обладает моя Анима? Она стала богиней? Она главная в моей психике? И тогда в терапии нам надо задаться вопросами двумя вопросами. Не стоит ли архетип противоположного пола у руля (что нехорошо, в психике вторым после соединяющего с реальностью крепкого Эго-комплекса (не в фрейдистском, а в юнгианском смысле этого понятия) должен стоять образ своего пола)? И второй вопрос: с какой целью я инфлирую, раздуваю архетипический образ противоположного пола? Чего я боюсь, например, в архетипическом образе своего пола?

Пример 3

Вы поругались со свекровью, матерью, учительницей или иной материнской фигурой. И происходит то же самое. Мир становится гадким, Вы всех ненавидите, ощущаете беспомощность или иным образом сваливаетесь в депрессивное состояние. Вы уже могли догадаться, каким будет вопрос 😊.  С каких пор эта земная женщина стала Великой Матерью? Здесь мы опять разделяем земное и божественное в терапии. Не буду углубляться, так как думаю, что предыдущие примеры уже погрузили вас в механику.

Обожествление себя

Это классика жанра проявления нашей детской нарциссической части. И проявлений вполне может быть два. Первое, это когда мы думаем, что вот если мы этого не сделаем, например, на работе, то никто этого не сделает. Помните пословицу «хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам»? Это оно и есть. Здесь мы впадаем в детскую грандиозность. Наш внутренний ребёнок сливается с архетипом божественного ребёнка. Он отрицает все иные факторы, он говорит, что я один прекрасен, рыцарь на белом коне и в сияющих доспехах. Где здесь отрицание реальности? Ты можешь сколько угодно изобретать «гениальные решения и продукты», но если они не нужны реальному миру, то толку от них не будет. Ну и кирпичи на голову, вероятность собственных ошибок и так далее. Собственно, в такой позиции мы делаем из себя бога, пренебрегая всем и всеми остальными.

И второй вариант – это проявление нарциссической дефицитарности. Это когда реальность отрицается только с другим знаком: я во всем виноват или могу всё испортить. Это та же грандиозность и обожествление себя любимого только с другим знаком. Не важны ни другие люди, ни объективные обстоятельства. Всемогущее Я, которое умеет рушить весь мир. Прекрасный детский сад. Разве что Вторую Мировую не Вы начали, хотя и это вопрос.

При любом знаке окрашивания реальности, если речь идёт о себе как о первопричине, то мы говорим о детском всемогуществе. И тогда в своей истории мы идём в область первичного нарциссизма, формировавшегося в отношениях с матерью. А в архетипической реальности сегодняшнего дня работаем над двумя вещами: слитостью внутреннего ребёнка с архетипом Божественного ребёнка и захватом психики внутренним ребёнком, как проявлением архетипического образа. И, кстати говоря, когда мы заболели и эта ситуация делает то же самое с нашим миром, – это тот же самый механизм захвата психики внутренним ребёнком / обожествлением этой внутренней части.

Вариации на тему могут быть многообразны. Мои примеры не означают, что в подобной ситуации со стопроцентной вероятностью происходит взаимодействие с тем или иным архетипом. Всё может меняться, как девушка может быть проекцией материнской фигуры, к примеру. Главное, что я хотела показать в этой статье это то, что если мы сталкиваемся с влиянием одной ситуации/ одного объекта на весь наш мир, то мы имеем дело с механизмом обожествления.

Желаю нам устойчивого контакта с реальностью и умения осознавать внутрипсихические процессы!

Искренне ваша,

Глубинный психолог / супервизор

Анастасия Малышева

Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/