Найти в Дзене
Психолог в Шляпе

Когда в отношениях появляется «третий»: почему это почти всегда симптом застоя

Когда в отношениях появляется «третий»: почему это почти всегда симптом застоя Появление третьего в отношениях редко начинается с желания разрушить существующую связь, гораздо чаще оно начинается с незаметного внутреннего ощущения неподвижности, когда жизнь как будто продолжается внешне, а внутри исчезает чувство течения, интереса, обновления, и отношения всё больше переживаются как структура, которая держится, функционирует, выполняет свои задачи, при этом перестаёт быть местом живого обмена. С точки зрения аналитической психологии диада по своей природе стремится к устойчивости, потому что устойчивость снижает тревогу, создаёт предсказуемость и даёт ощущение безопасности, однако именно в этом месте возникает риск застоя, когда отношения перестают перерабатывать напряжение, перестают вмещать изменения, а накопленная энергия не находит выхода через диалог, телесность, конфликт, игру или совместное развитие. Когда движение внутри пары замедляется или замирает, психика начинает искать

Когда в отношениях появляется «третий»: почему это почти всегда симптом застоя

Появление третьего в отношениях редко начинается с желания разрушить существующую связь, гораздо чаще оно начинается с незаметного внутреннего ощущения неподвижности, когда жизнь как будто продолжается внешне, а внутри исчезает чувство течения, интереса, обновления, и отношения всё больше переживаются как структура, которая держится, функционирует, выполняет свои задачи, при этом перестаёт быть местом живого обмена.

С точки зрения аналитической психологии диада по своей природе стремится к устойчивости, потому что устойчивость снижает тревогу, создаёт предсказуемость и даёт ощущение безопасности, однако именно в этом месте возникает риск застоя, когда отношения перестают перерабатывать напряжение, перестают вмещать изменения, а накопленная энергия не находит выхода через диалог, телесность, конфликт, игру или совместное развитие.

Когда движение внутри пары замедляется или замирает, психика начинает искать способ вернуть динамику, и тогда появляется третий элемент, который размыкает замкнутый круг, привносит ощущение новизны, риска, отклика, жизни, даже если на уровне сознания это переживается как внезапная влюблённость, судьбоносная встреча или необъяснимый срыв.

И третий в этой логике далеко не всегда является реальным человеком, потому что по своей функции он может проявляться как работа, ребёнок, болезнь, зависимость, духовный поиск, бесконечный поток информации, фантазийная фигура, прошлые отношения или симптом, и во всех этих случаях он выполняет одну и ту же задачу- увести энергию туда, где она снова может двигаться.

Любовный треугольник в этом смысле становится не столько историей про секс или предательство, сколько символом того, что диада перестала быть пространством трансформации, и психика вынуждена создавать дополнительную опору, дополнительный полюс, чтобы выдержать внутреннее напряжение, которое больше невозможно удерживать внутри прежней формы отношений.

Часто люди описывают этот момент словами «я снова почувствовала себя живой», и если слышать эту фразу внимательно, становится ясно, что речь идёт не столько о другом человеке, сколько о возвращении утраченного контакта с собственной витальностью, с импульсом, с желанием, с ощущением себя как субъекта, а не только как функции в отношениях.

В юнгианской перспективе третий почти всегда несёт вытеснённую часть жизни пары или личности, то качество, которое по разным причинам оказалось недопустимым внутри основного союза: спонтанность, агрессию, чувственность, автономию, игру, риск, право на отдельность, и тогда появление третьего становится симптомом, указывающим на место утраты живого контакта.

Это позволяет иначе смотреть на измену и треугольники, смещая фокус с морали и обвинений к смыслу происходящего, потому что вопрос здесь состоит не в том, почему человек «сорвался», а в том, где именно отношения перестали быть живым процессом, в каком месте энергия застряла, и каким образом психика попыталась вернуть движение.

В терапевтической работе этот взгляд открывает возможность не просто чинить разрушенное, а исследовать, какие потребности, состояния и импульсы долгое время оставались без места в жизни человека или пары, и как они могут быть интегрированы осознанно, без необходимости проживать их через разрушение, тайну и хроническое повторение одних и тех же сценариев.

И тогда третий перестаёт быть фигурой, которую нужно немедленно устранить, и становится знаком, сигналом, приглашением к пересмотру формы отношений, к возвращению диалога, к расширению контейнера, в котором снова может течь жизнь, потому что именно отсутствие движения, а не присутствие другого человека, чаще всего оказывается тем узким местом, из которого и вырастает любовный треугольник.