Найти в Дзене

Deep Forest. Как два француза превратили колыбельную с Соломоновых островов в мировой хит

Смешав африканские и полинезийские мотивы с западными мелодиями в стиле нью-эйдж, французский дуэт под названием «Дремучий лес» создал альбом, который поразил слушателей по всему миру странными, гипнотическими созвучиями. Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. В наше время непросто представить себе странный период, который переживал мир поп-музыки в начале 1990-х. Расцвет гранжа и гитарной альтернативы, который олицетворяла Nirvana, соседствовала с другим, менее заметным процессом: этническая музыка, получившая модный маркетинговый ярлык «world music», начала выходить за пределы нишевого рынка и захватывать позиции в эфире радиостанций. Этот подъём был во многом обусловлен глобальным успехом альбома Пола Саймона «Graceland», появлению лейбла Питера Гэбриэла Real World Питера Гэбриэла, а также записям Дэвида Бирна и Брайана Ино, которые ударились в эксперименты с экзотическими созвучиями. Гром

Смешав африканские и полинезийские мотивы с западными мелодиями в стиле нью-эйдж, французский дуэт под названием «Дремучий лес» создал альбом, который поразил слушателей по всему миру странными, гипнотическими созвучиями.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

В наше время непросто представить себе странный период, который переживал мир поп-музыки в начале 1990-х. Расцвет гранжа и гитарной альтернативы, который олицетворяла Nirvana, соседствовала с другим, менее заметным процессом: этническая музыка, получившая модный маркетинговый ярлык «world music», начала выходить за пределы нишевого рынка и захватывать позиции в эфире радиостанций.

Этот подъём был во многом обусловлен глобальным успехом альбома Пола Саймона «Graceland», появлению лейбла Питера Гэбриэла Real World Питера Гэбриэла, а также записям Дэвида Бирна и Брайана Ино, которые ударились в эксперименты с экзотическими созвучиями.

Гром грянул в 1990 году, когда в поп-чартах появилось нечто неслыханное: дебютный сингл загадочного проекта немецкого музыканта Михаэля Крету Enigma. Нежданно-негаданно композиция «Sadeness (Part 1)» выбилась в международные хиты, сплавив григорианские хоралы с чувственным шёпотом Сандры и вкрадчивым электронным битом.

Появление чего-то свеженького в поп-культуре неизменно приводит к тому, что формулу пытаются скопировать. На волне интереса к музыке мира, упакованной в цифровую оболочку, в начале 1992 года появился Deep Forest — проект французских продюсеров и музыкантов Мишеля Санчеса и Эрика Муке.

Вдохновляясь записями пигмеев, жителей тихоокеанских островов и африканских племён, дуэт смешал непривычное для европейца пение с электронными лупами, текстурами эмбиента и атмосферой нью-эйджа. Дебютный альбом «Deep Forest» на тот момент не имел аналогов. Диковинку отвергли несколько лейблов, пока за дело не взялся Фредерик Ребет из Sony Music.

Материал для своих опусов Санчес и Муке брали из аутентичных записей коренных народов, выпущенных ЮНЕСКО в начале 1970-х. Опираясь на синтезаторные текстуры и мягкие басовые линии, Deep Forest создали гибрид, который не только не соответствовал привычным жанровым ожиданиям, но и открывал совершенно новые звуковые горизонты.

Проводником в этот новый мир служил сингл «Sweet Lullaby». Приглушённый, завораживающий женский вокал на незнакомом языке мгновенно врезается в память. Пигмеи из тропических лесов впервые зазвучали чуть ли не из каждого утюга...

Композиция не повторила оглушительный успех «Энигмы», но заняла прочное место в эфире и водрузилась на 14-е место в американском чарте современного рока. В то время «Sweet Lullaby» считалась «альтернативным роком» или «современным роком». Её ставили между треками Nirvana, Энии и Тори Эймос, и никто не удивлялся такому соседству.

«Sweet Lullaby» стремительно вошла в повседневный обиход, став неофициальным саундтреком новой потребительской эстетики. Её можно было услышать в кофейнях, книжных магазинах, бутиках и торговых центрах по всему миру. Звучание Deep Forest ненавязчиво сигнализировало покупателю: здесь царит атмосфера глобального единства, осознанности и гармонии.

Попутно «Sweet Lullaby» звучала в качестве заставки на австралийском телевидении и сопровождала показы матчей Лиги чемпионов УЕФА в Германии. Благодаря ремиксам трек оставался в чартах в 1993 и 1994 годах.

За гипнотической мелодией скрывалось сложное переплетение культур. Лишь годы спустя широкой публике стало известно, что в основе «Sweet Lullaby» лежит традиционная колыбельная с Соломоновых островов, а голос принадлежал женщине по имени Афунаква. В 2008 году благодаря интернет-активисту Мэтту Хардингу, использовавшему трек в своих вирусных видео, её личность была раскрыта миру.

Отсюда было недалеко до критики со стороны культурологов, которые считали, что Deep Forest занимаются культурным присвоением, наживаясь на голосах людей, которые не могут отстоять свои интересы. В этом же в своё время обвиняли и «Энигму». Критики справедливо задавались вопросом: имеют ли право западные музыканты использовать звуки иных культур в качестве декоративного элемента?

В то время как мир заворожённо слушал пение на незнакомом языке, находя его невероятно успокаивающим, в колыбельной шла речь о юном сироте, которого после смерти отца утешают старшие братья и сёстры.

Что касается всего альбома «Deep Forest», при всей его новаторской смелости и общей приятности сегодня он звучит неровно. Продуманные звуковые ландшафты «Night Bird» или «Desert Walk» сохраняют выразительность, но треки, в которых этнические семплы грубо наложены на танцевальный бит, кажутся явным анахронизмом.

Несмотря на критику, успех был ошеломляющим. Альбом стал золотым в США, общие мировые продажи приблизились к четырём миллионам. Платиновые и золотые сертификаты были получены в Австралии, США, Европе и Японии. В 1994 году «Deep Forest» получил номинацию на «Грэмми» как лучший альбом мировой музыки.

Санчес и Муке продолжили свои исследования во втором альбоме «Boheme», в котором акцент сместился с лесов Африки на восточноевропейские народные мотивы. На этот раз участники Deep Forest тщательно документировали сэмплы, чтобы избежать очередного скандала. Пластинка проложила путь целому направлению музыки для расслабления, став образцом для Zero 7, Моби, Air и бесчисленного множества представителей эмбиента и чиллаута.

Дуэт продолжал работать вместе в течение следующего десятилетия и распался в 2005 году из-за творческих разногласий. Муке сохранил бренд за собой и продолжает выпускать музыку под псевдонимом Deep Forest.

Во времена, когда любой обладатель ноутбука может собрать похожий атмосферный трек из библиотеки сэмплов, альбомы Deep Forest рискуют затеряться в потоке «музыки для релаксации», что «фонит» в спа-салонах, йога-клубах и кружках медитации. Но в контексте начала 1990-х они были первыми, кто соединил западные технологии с голосами из отдалённых уголков Земли, ща что и получили порцию славы.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!