Друзья, мы стараемся развиваться вместе с нашими воспитанниками и родителями. И часто читаем и общаемся с психологами и вообще людьми, у которых можно почерпнуть что-то новое. Но база – она остается всегда.
Наткнулись на просторах интернета на статью профессионального спортивного психолога. И, прочитав ее, в который уже раз утвердились в том, что нередко стараемся доводить до наших родителей. А именно – как же часто наши представления о том, как должен развиваться в спорте (в нашем случае – в футболе!) ребенок, расходятся с тем, что ему на самом деле нужно и полезно.
Дословно статью цитировать не будем, но основные моменты расскажем – все в материале ниже.
Итак, есть несколько ошибочных умозаключений, которые родители старательно реализовывают, думая, что проявляют заботу и обеспечивают будущее для своего чада.
- А. Чем раньше начнем, тем лучше.
- Б. Больше тренировок – разных, в разных клубах, у разных тренеров – путь к успеху.
- В. Топ-академия – попасть всеми правдами и неправдами и как можно скорее.
- Г. Все способности видны уже в самом раннем возрасте. Равно как и потенциал.
- Д. Жесткость – основа воспитания спортивного характера.
Наверное, есть и еще, но остановимся на этом. Ибо это – самое распространенное, с чем и мы сталкиваемся день ото дня. Теперь по пунктам.
А. Чем раньше начнем, тем лучше.
На самом деле, исходя из особенностей развития организма, БОЛЬШЕ возможности реализоваться в футболе не у тех, кто с 3 лет учит финты и осваивает удары по мячу. А у тех, кто с тех же лет в первую очередь осваивает БАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Эти ребята учатся и впоследствии умеют правильно обращаться со своим телом – технически грамотно бегают, прыгают, ПАДАЮТ (!!!), имеют устойчивое чувство баланса тела, ловкости, координации. И пусть даже в футболе они появятся к 7-8-9 годам – технику и тактику они даже с нуля постигнут очень быстро и нагонят своих сверстников, которые преимущественно акцентировались на освоении именно футбольных навыков. А за счет приобретенного устойчивого навыка обращения с телом – получат неоспоримое преимущество, которое будет только увеличиваться в более старшем возрасте.
Выход: все вышесказанное совсем не означает что совсем малышам не надо учиться работать с мячом. Но родители должны понимать и четко осознавать (если они готовы, что называется, «играть вдолгую» и желают своему ребенку успешной и продуктивной футбольной карьеры), что пусть к успеху начинается с развития умения правильно бегать, прыгать, двигаться, падать и так далее. Простой пример вы можете увидеть на поле на любом футбольном турнире – в любой команде есть отчаянный технарь, который проигрывает позицию только из-за того, что не успевает занять свободное пространство – при беге технически неправильно работают руки и ноги. И стоит только совсем немного заняться обычным бегом со специалистом – ребенок взрывными темпами прогрессирует и на поле.
Результат плачевный – к 10-12 годам происходит эмоциональное выгорание из-за постоянных мелких травм и невозможности играть на постоянно высоком уровне (техника есть, но «почему-то» многие вокруг играют лучше и добиваются большего), снижается самооценка, теряется интерес, и мальчишка начинает искать себя в других сферах.
Но большинство футбольных школ, секций, клубов, особенно коммерческих, дадут вашему ребенку только технику, тактику и стратегию – ограниченное время тренировки не позволит впрессовать в него и освоение и закрепление технических элементов, и тактику, и игру, и упражнения на бег, прыжки, акробатику и координацию. Да, автор знаком с такими школами, где тренировочный процесс построен так, чтобы развивать всесторонне. Но это скорее исключение из правил, чем обыденное явление. Построить такой процесс предельно сложно и затратно. Однако ничего не мешает заниматься самостоятельно. Более того – это даже нужно делать. Если в вашей школе есть, пусть даже в виде кружков, занятия гимнастикой, бегом, единоборствами (любые, пусть даже не контактные) – пользуйтесь этим! Это – монетка в копилку навыков чемпиона. Может быть - вы даже будете смеяться – в ТОПе занятий, помогающих развить правильное и гармоничное умение обращаться с телом одно из верхних мест занимают ТАНЦЫ! Ага, понимаем, мальчишек туда не затащить и на аркане. Но это действительно одно из самых лучших занятий для развития координации. Если нет занятий в школе – ищите рядом в спортивном центре, в Москве их сейчас открыто и открывается в достаточном количестве, Москомспорт вызывает искреннее уважение, как в других регионах – не знаем, но поискать точно стоит. Это очень важно.
Б. Больше тренировок – разных, в разных клубах, у разных тренеров – путь к успеху.
Здесь стоит запомнить следующий момент: качество всегда лучше количества. А количество переходит в качество только до определенного предела, потом качество обвально снижается. И этот предел у ребенка сильно ниже, чем у взрослого. В отличие от взрослого, ребенок растет. И для этого ему нужен сон и отдых. Перетренированность приводит к снижению мотивации типа «хочу играть» (внутренняя мотивация), и остается только мотивация «главное, чтобы не ругали» (мотивация внешняя). А там уже и до того, чтобы забросить занятия, совсем недалеко. И это произойдет не потому, что ребенок перестал любить футбол или хотеть научиться в него играть – нет, не поэтому. Причиной будет потеря удовольствия от занятий и от игры. Когда остается только тревожность, перетренированность и хроническая усталость, перемежаемая с травмами.
Вывод: лучше целенаправленно получить больше от двух тренировок в неделю, и уйти с них усталым, но довольным, с горящими глазами и желанием воплотить все в завтрашнем матче, чем получать ежедневные рутинные занятия, да еще и у разных тренеров. Больше – не значит лучше. И еще немного о разных тренерах и разных командах: вы и ваш ребенок всегда должны понимать, чего именно вам не хватает у одного тренера (или в одной команде), что вы бы хотели дополнительно получить у другого. И оба тренера тоже должны это понимать. И идти на тренировки, четко понимая, что будет из них взято.
В. Топ-академия – попасть всеми правдами и неправдами и как можно скорее.
Академии элитных клубов – это «конвейер». Это система массового отбора, психологического прессинга, а дети там – обычные «винтики». Это система высокого давления. Эффективный и зрячий отбор в подобные «системы высокого давления» проводят как раз лет в 12-13-14, ближе уже к старшей школе. Отбирают самых психологический устойчивых, самых мотивированных, тех, кого в раннем возрасте не убил психологический прессинг «все ради победы», оставив любовь к футболу, тех, кто имеет за плечами значительный игровой опыт, опыт принятия решений на поле и лидерские качества, тех, у кого уже сформированный характер и кто делает осознанный выбор.
Для ребенка же в 7-9-10 лет ключевые факторы развития лежат совсем в другой плоскости:
- ему нужен тренер-наставник, который видит в нем личность, человека, а не средство достижения целей;
- ему нужно игровое время вне зависимости от уровня его навыков и способностей, и чем больше этого времени, тем лучше;
- ему необходимо находиться в среде здоровой конкуренции, где всегда не только оценят его результат, а смогут рассмотреть и старания, которые были на этот результат направлены, пусть даже этот самый результат и не был достигнут.
Пусть лучше в этом возрасте ребенок будет лидером в какой-нибудь «заштатной» и неизвестной команде, чем сидеть в запасе без вариантов хоть на пару минут выйти на поле в топ-академии. Талант не потеряется и путь к славе и высотам найдет.
Г. Все способности видны уже в самом раннем возрасте. Равно как и потенциал.
Настоящий футбол – это игра головой. Не, не так – это игра «головой». То есть, это футбольный интеллект, понимание игры, видение поля, умение принимать решение в ограниченном пространстве и в условиях крайнего дефицита времени. Плюс к этому:
- характер, устойчивость к стрессу, умение работать в команде;
- понимание своих ошибок, склонность к самоанализу и самообучению, умение прогрессировать на основании полученных данных анализа.
Эти качества проявляются уже в позднем подростковом возрасте, к концу средней школы. А детский футбол – это гонка за мячом, это игра, где выигрывают или те, кто физически сильнее и мощнее (разрыв в скорости роста в этом возрасте может быть существенен даже на полугоде разницы), или агрессивнее, или просто начали заниматься раньше. То есть, то, что обывательски принимается за потенциал, по факту – лишь стартовые условия.
Вывод – не стоит ни в коем случае не стоит делать далеко идущих выводов по игре дошкольников и младших школьников. Не делайте кумиров из ранних «звездочек», не оставляйте на задворках и не списывайте откровенно, на первый взгляд, «слабых» ребят. К 12-13 годам «звезды» могут «упасть» и сгореть в плотных слоях давления ожиданий окружающих, а середнячки выйти на первые позиции, развив определенные навыки и найдя себя в каком-нибудь узком футбольном амплуа. А вам надо было всего лишь дать им играть и не позволять прятаться в свете звезд.
Д. Жесткость – основа воспитания спортивного характера.
Страх – худший мотиватор. Все просто. Он убивает мыслящего игрока, сводит на нет попытки самоанализа, уничтожает любовь к игре. Да и вообще к любому делу.
Спросите ребенка – чего он боится, в большинстве случаев вы услышите, что он боится ошибиться, так как будут ругать. В среде страха ребенок перестает учиться мыслить креативно, быстро расстается с мячом – это страх не верно им распорядиться, пусть лучше «попадет» партнер по команде, действует однообразно, единожды выученными навыками, не стремясь получить больше умений. Однажды вы просто услышите от него – «мне надоело». А может быть, и не услышите, но увидите, что прогуливаются тренировки под всяческими благовидными предлогами, снижено общение с друзьями-одноклубниками.
Но с нашей стороны было бы не совсем честным и ошибочным апеллировать предыдущим абзацем только к тренерам. Это в не меньшей мере относится и к родителям. Папин прессинг на поле во время игры и после нее в машине по дороге домой – это то еще испытание для ребенка.
В любом случае – третировать нельзя, надо создавать атмосферу «ошибка – способ обучения». Тут уже тренер – наставник, а родитель – помощник. Как и должно быть. В этой среде вырастет психологически устойчивый, думающий и инициативный футболист. Крик не поможет, дисциплина, построенная на страхе, уступает в прочности дисциплине, построенной на уважении.
Подытожим. Не боясь кого-то обидеть, скажем, что попытки форсировать рост футболиста от родителей и тренеров часто имеют под собой фундамент ошибочных суждений и предпосылок. Можем лишь посоветовать (и тренерам, и родителям) – всегда осознавайте, что футболиста и спортивную звезду мирового уровня вы растите во вторую очередь, а сначала – человека. И про звезду мирового уровня… это все-таки лотерея, где выигрывают единицы. А те, кто не выиграл – утешительным призом должны стать навыки здорового человека, любящего спорт, сильной и гармонично развитой личности, а не забитого исполнителя, замершего в ожидании решения, которое кто-то примет за него.
Если вам есть что сказать - приходите в комментарии к этой статье. Мы там всем рады, и отвечаем каждому.
Если вы хотите попасть к нам на тренировку - пишите к нам по почте, указанной в профиле. Или просто оставляйте свои контакты в комментарии - мы обязательно ответим.
Ну и да, подписывайтесь, тут инттересно.