Продолжаем вечернюю прогулку по арт-парку Никола-Ленивец (первая часть была здесь). Солнце уже скрывалось за горизонтом, когда мы добрались до маленькой деревеньки, давшей название всему парку.
Никола-Ленивец некогда считался селом. Судя по картам начала XIX века здесь проживало несколько тысяч жителей. В то же время местный помещик перестроил в камне старую деревянную церквушку. По легенде, название Никола-Ленивца пошло ещё со времён стояния на Угре - татары, переправившись тут ночью накануне Николиного дня, не встретили сопротивления, местные жители разбежались. Обрадованный лёгкой победе враг проявил неосторожность и был наголову разбит вышедшей из леса русской дружиной.
Напротив церкви - дом Николая Полисского. Здесь он и несколько других художников из Москвы поселились в начале 90-х, когда даже дорогу в Никола-Ленивец ещё не проложили. Во время войны немцы сожгли деревню, поэтому к концу советского периода она представляла из себя всего несколько ветхих домишек. И повезло, что именно её облюбовали "гости из столицы". Первым здесь построил дом архитектор Василий Щетинин. Он также возвёл свой объект в арт-парке - Позолоченного тельца, но на нём наша прогулка завершится.
На склоне от церкви к Угре в 2000 году и начал развиваться российский лэнд-арт. Посмотрите на фото ниже и представьте зиму и двести снеговиков или башню из сена, собранную там внизу, где теперь высится объект под названием Маяк. Ему тоже уже больше двадцати лет. Построен Маяк из стволов погибших вязов, собранных по лесам вокруг деревни. Ныне ему уже не хорошо, подгнил, стоит огороженный. Не знаю, сколько он ещё просуществует. Успевайте увидеть, ведь именно Маяк и этот вид на излучину Угры являются визитной карточкой всего арт-парка Никола-Ленивец.
Николай Полисский специализировался на пейзаже и его лэнд-арт - попытка придать ландшафту новое видение, соорудить нечто, что дополнит его, станет центром притяжения внимания. Зачастую постройки автора выполнены из природных материалов и гармонируют с окружающими видами. Этим его творения сильно отличаются от многих, что мы увидим позднее. Там художники пытались реализовать специфические проекты, которые больше нигде не построить, или выразить в своих произведениях какую-то трудноуловимую мысль, как в Мавзолее Мечты из прошлой статьи. Творчество Николая Полисского исходит, по-моему, лишь из гармонии, не обременено лишними смыслами и поэтому так сильно западает в самую душу.
Такую спокойную речку, как Угра, ещё поискать. Течёт она меж лесов и лугов неспешно, очаровывая своей тихой красотой. Название её пошло ещё со времён балтского племени голядь, которое веков 12 назад селилось здесь, к юго-западу от будущей Москвы. Переводится её имя, как "луговая".
Долгое время Угра служила пограничной рекой. К западу и к югу пять веков назад лежали земли Литовского княжества, которое тогда простиралось от Балтийского до Чёрного моря. Литовская земля была почти наша: до 90% жителей её были славяне, исповедовавшие православие. Наша, да не совсем... Когда Марфа Посадница задумала переметнуться, присоединив Новгород к западным соседям, лишь бы не быть под властью Москвы, только предательство её вечного союзника - Пскова, и решительность Великого князя Ивана III ей помешали. А так бы не было у России ни западных областей, ни северных, а возможно и Сибири. Но всё равно, на Земском соборе 1613 года, когда после смуты в России избирали нового царя, литовские князья, наравне с польским и шведским королями, были одними из кандидатов на российский трон.
Границу по Угре старательно защищали. вдоль берега по российской стороне стояли крепостицы, от которых ныне сохранились городища - валы, служившие основанием деревянных стен. Есть такое городище и в лесу около Никола-Ленивца. Наверно в одной из таких рубежных крепостей завоевал своё доброе имя воевода Кондырев, которому Иван III подарил за хорошую службу земли возле нынешнего города Кондрово - центра местного Дзержинского района.
Если подниматься от реки по другой стороне от церкви, то можно посидеть на ступеньках в Николином Ухе, послушать тишину над Угрой. Каких-то особых акустических эффектов я в нём не заметил, но смотрится Ухо интересно. Построено оно в 2006 году стараниями Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина.
Назавтра днём мы снова доехали до Никола-Ленивца и углубились в лес, надеясь оглядеть то, что не успели прошлым вечером. Дождя вроде не предвиделось, но было довольно сыро.
На входе нас встретил сперва мост через ложок, а после арка из толстых брусьев, построенная по проекту архитектора Бориса Бернаскони в 2012 году. Довольно замысловатый объект и внешне, и внутренне, с несколькими лестницами на крышу.
Вслед за аркой открылась поляна со сценой. Мы походили поблизости, а потом пошли вниз к болотцу. Многое не увидели - нам до вечера ещё надо было доехать до Вязьмы в Смоленской области, а это - полторы сотни километров.
Объектов здесь много!.. Всех за день не усмотреть, но можно постараться. Несколько сцен смонтировано, выступай - не хочу, некоторые сами, как произведение искусства.
В приречной пойме заболоченного ручейка лес превращается в парк. Меж деревьями проложены деревянные настилы, возможно большую часть времени здесь слишком сыро.
Обитаемое Вещество представили в 2016 году Дмитрий и Елена Каварга. Удивительно, но это - тоже концептуальный дом для путешественника, соединившегося с чем-то органическим и непонятным, захватывающим по пути всякий хлам. А раз это - дом, то в него можно забраться и представить себя гостем из других миров.
Добравшись понизу до Акустической поляны мы повернули обратно. Время поджимало, а комары поджирали. Близость болота сказывалась. Нам нужно было ещё выбраться из леса, пересечь дорогу и дойти до самого значительного объекта Полисского - Вселенского Разума.
Вселенский Разум построен в 2012 году и собран из деревянных модулей, покрытых блестящим металлом. Посреди луга эта дикая и сверкающая конструкция кажется прилетевшей из космоса. На такое её происхождение намекают и "ракеты", стоящие вокруг.
А дождь собирался пролиться снова, тучи сгущались. Пора было обратно в машину.
В лесочке, недалеко от Вселенского Разума стоит Дом над Лесом. От него тропинка уходит к Угре и тем местам, где мы прогуливались накануне вечером.
Последним объектом, что мы осмотрели в Никола-Ленивце, стал Позолоченный Бык Василия Щетинина. Автора уже нет на свете, он скончался по дороге на фестиваль Burning Man, что проходит в пустыне Блэк-Рок в штате Невада на западе США. Фестиваль можно считать центром современного лэнд-арта, но все фигуры после окончания уничтожают, а место расчищают до следующего года.
Позолоченный Бык хорошо виден с дороги, но приехали мы к нему в последний момент. Представляет он из себя скульптуру животного и макет корабля, слившиеся воедино. Я залез на самый верх и оглядел окрестности. Где-то там, за лесом стояла Ротонда, до которой мы так и не дошли, виднелась наша машинка, дожидавшаяся у поворота к деревне Никола-Ленивец.
В Дзержинском районе есть ещё одно знаменитое у туристов место - Шанские карьеры к югу от Полотняного Завода. Там, на обрывистых бортах выработок, представлена история морской фауны многих тысячелетий. В поисках окаменелостей сюда устремляются многие, но нам сегодня не туда. Мы, вернувшись на трассу до Варшавского шоссе, добрались до Юхнова - последнего города Калужской области на нашем пути, и свернули за ним в сторону Вязьмы, в Смоленскую область.
А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#Никола-Ленивец #арт-парк #лэнд-арт #Дзержинский район #Калужская область #Юхнов #Россия #путешествия #лето 2025