Итак, предыдущая часть сказа об американском бомбардировщике Martin B-10, более известном в просвещённом мире как Martin 139, закончилась в марте 1942 года в Голландской Ост-Индии (Индонезии) на оптимистичной во всем смыслах ноте (для японцев). Богатые трофеи внушали радость и светлый милитаристский оптимизм (японцам). Из семнадцати захваченных «Мартинов», девять машин принадлежали ранним модификациям: восемь «модель 139WH-1» и одна – WH-2 (бортовой номер M523). Еще восемь самолётов представляли самые «совершенные» WH-3/3A. Два «поздних» борта (M-556, M-576) были брошены англичанами в Сингапуре, а все шесть бомбардировщиков, найденных на различных авиабазах Индонезии, были в той или иной степени повреждены.
На заглавной иллюстрации статьи запечатлена ровно половина всех, имевшихся на начало Франко-Тайской войны таиландских «Мартинов». В апреле 1937 года королевство Сиам получило из США шесть заказанных бомбардировщиков модификации Martin 139WS (S- Siam, Сиам), оснащённых двигателями Wright «Cyclone» R-1820G-3 по 880 л.с. Машины пошли на вооружение единственной, 50-ой «тяжело-бомбардировочной эскадрильи», именуемой своими пилотами «Потерянной эскадрильей». Из-за малочисленности - всего два звена. Оригинал картины находится в Музее ВВС Таиланда в Бангкоке. Оригинала самого самолёта нет, не сохранили.
Если плавно возвратиться к «японскому следу», то после завершения боевых действий в регионе «сынам Ямато» достались в относительно исправном состоянии только «старички», восемь «WH-1», захваченных скопом на голландской авиабазе Андир и один единственный WH-3, который видимо и был отправлен в Японию (в литературе часто встречается упоминание о трёх «японских» экземплярах). Испытания проводились на авиабазе Ханеда силами армейских лётчиков и продолжались, судя по датам на пуле фотографий единственного известного «пленника», до октября 1942 года.
Почему «пленными» занималась именно Армия, а не Флот, что именно хотели узнать во время облётов далеко не передовой на 42-ой год конструкции, Редакции неизвестно, но факт остаётся фактом. Главный редактор (кот) считает, что без криминально-экономической подоплёки и здесь не обошлось, просто надо придумать, кто именно бенефициар «мероприятия». Цифра «2», хорошо видная на борту «японского Мартина», как бы намекает, что испытуемых было минимум двое.
Оставшиеся неосвоенными голландские «Мартин-богатства» ждала другая судьба. Девять бортов (возможно с учётом японских «испытуемых») были переданы «союзнику поневоле», Таиланду, бывшему Сиаму, древней стране, удивительным образом сохранившей формальную независимость и сменившей название в 1939 году, после революции 32-го года и весёлой череды переворотов. Независимость независимостью, но японскую GEACPS («Великую восточноазиатскую сферу сопроцветания») никто не отменял. Ситуацию хорошо описывает редкая фотография выступления японских представителей на японо-тайских переговорах 1939 года, традиционно полученная Главредом из приватных источников:
По мнению ГлавРеда, одним из результатов вроде как обоюдовыгодного сближения двух абсолютно неравнозначных царств-государств стала франко-тайская война. Не прошло и полугода с событий в Европе, закончившихся фактическим «обнулением» Франции, как в Таиланде вспомнили давние территориальные обиды, нанесённые европейскими «демократизаторами» . Ну а то, что начало войны (первые столкновения произошли в октябре 40-го) поразительным образом совпало с началом японской оккупации Французского Индокитая (сентябрь 40-го) – так это чистое совпадение (?).
Лишённые поддержки Метрополии, за фактическим отсутствием таковой, французы ту, местечковую войну выиграть в принципе не могли и 9 мая 1941 года, естественно под патронажем японцев, были подписано мирное соглашение, зафиксировавшее потерю незадачливыми колонизаторами огромных территорий в Камбодже и Лаосе. Упоминавшиеся в начале статьи шесть «Мартинов-139WS», будучи на тот момент единственными дальними бомбардировщиками ВВС Таиланда (RTAF – Royal Thai Air Force), тоже приняли посильное участие в развернувшихся событиях.
Первый известный боевой вылет состоялся только 16 декабря 1940 года. Три бомбардировщика в компании шести Curtiss «Hawk 75N», вооружённых мелкими бомбами, отправились бомбить лаосскую авиабазу Банг Сингх, где вроде как базировались «крупные французские аэропланы» и заодно, близлежащий городок Сиенг Кхуан. «Мартины» базировались у Бангкока, расстояние до цели составляло около 700 километров и на обратном пути самолётам пришлось совершать промежуточную посадку на дозаправку. Единственным известным результатом «акции» было подтверждение, что «Мартин-139» может лететь на одном двигателе: у одной из машин загорелся оный, что не помешало благополучно вернуться домой.
В литературе упоминается еще о паре групповых вылетов. 24 января 41-го посещения смешанной формации (три «Мартина», девять Ki-30 с сопровождением из «Хоков 75N») удостоился городок Сиемреап в нынешней Камбодже, а 28 января, в день, когда было объявлено перемирие, опять три бомбардировщика, опять под охраной «Хоков» посетили камбоджийский Сисофон. Очевидно, что при таком неслыханном наряде сил о каком-то реальном КПД авиа-ударов речи не шло, но хоть обошлось без потерь, даже встреч с немногочисленными истребителями противника не было.
После окончания войны с французами, к середине 1941 года, «дальнебомбардировочные силы» страны были расширены до «авиакрыла» двухэскадрильного состава за номером «Шесть» (Kong Bin Noi 6). «Мартины» свели в 61-ю эскадрилью Крыла . Вторая эскадрилья авиачасти (62-я) была укомплектована девятью поставленными из Японии Mitsubishi Ki-21b (в кодировке союзников «Sally»). Фото-подтверждения на нижнюю картинку весьма красочного тайского «Мартина» периода франко-тайской войны у Редакции нет, не доросли пока.
Дальнейшие события закономерно поставили «жирный крест» на попытках местного диктатора, фельдмаршала Пибуна Сонгкрама, играть в известную игру «и вашим, и нашим» (с одной стороны, обещать японцам поучаствовать в нападении на британские владения, с другой, выспрашивать у тех же британцев гарантий защиты на случай нападения японских «объединителей Востока»). В 3 часа утра 8 декабря 1941 года японцы без каких-либо сантиментов начали операцию по захвату Таиланда и хотя местами дело дошло до серьёзных «пострелушек», уже в 7:30 правительство Таиланда объявило о капитуляции («договорняк», резюмировал Главред). Дальше-больше. В обмен на сохранение относительной независимости 21 декабря 1941 был подписан пакт о союзе с Японией, а 21 января 42-го храбрый Таиланд объявил войну США и Великобритании.
На редкой фотографии, датируемой декабрём 41-го, с огромным трудом полученной ГлавВредом у Тайско-Сиамских коллег, запечатлено прибытие Тайской делегации на подписание договора с Японией «О всём хорошем».
Как и в случае всевозможных западноевропейских «борцов с оккупантами», которые стали таковыми только тогда, когда у нового Хозяина с австрийскими корнями всё стало плохо, тайцы тоже не были молчаливыми «противниками зла» и уж тем более не было никакого мифического «сопротивления» на местах, по крайней мере до 1944 года, когда «Империя Восходящего Солнца» начала «откровенно сыпаться». Да и японцы держались особняком: о совместных операциях с японской авиацией неизвестно, просто армии и ВВС Таиланда выделили свою «делянку», провинцию Шан на северо-западе Таиланда, в которую вошли войска Гоминьдана, что реальных хозяев положения, японцев, почему-то не устраивало. Бои с широким использованием авиации начались в мае 42-го и к февралю 43-го китайцев выдавили домой, в провинцию Юньнань.
Хотя встреч с истребителями Гоминьдана не было вообще, а китайские зенитчики были настолько искусны, что не смогли сбить ни одного бомбардировщика, результаты основательно затянувшейся операции, в которой посильное участие приняли и «Мартины» 6-го крыла, были признаны вполне удачными. А в середине 1943 года японцами, от широкой души, в состав RTAF было передано подкрепление, девять уже упоминавшихся Martin 139WH: к тому времени в более современной технике остро нуждались сами «поставщики». Три машины принадлежали модификации WH-1 (одна из них на фото, сделанном американцами в 1945 году), а шесть были «длиннокабинными» WH-3/3A (привязка к голландским «бортовым номерам» в историографии отсутствует, там вообще всё путано). Это видимо всё, что удалось восстановить до вменяемого состояния из «Голландского наследства».
Правда «подкрепление» уже не пригодилось: с 1943 года ВВС Таиланда к счастью для себя не вели наступательных боевых действий, а хоть как-то повлиять на начавшиеся в конце 43-го массовые налёты B-24 и B-25 14-ой американской Воздушной Армии (14th AF), а потом и «Сверхкрепостей» B-29, старенькие бомбардировщики не могли в принципе. Оставались транспортные перевозки, которые практиковались еще в 1942 году, во время эпической «битвы за Шан». Тайская историография, вдохновенно описывающая собственные «победы», весьма скупа на представление потерь, поэтому постулату, что к концу Войны в строю ещё находилось пять «Мартинов» в лётном состоянии приходится верить на слово. Остальные вроде как стали жертвами аварий и американских налётов на аэродромы. В частности, 7 апреля 45-го «Мустанги» сожгли на земле, на авиабазе Дон Муанг, четыре самолёта RTAF, один из которых был Ki-30, а 9 апреля история повторилась, но уже на аэродроме Лопбури, когда на земле накрыли сразу пятнадцать машин без указания типа ЛА.
Пессимисты (включая ГлавВреда) указывают послевоенный срок службы неизвестного по сути количества оставшихся «Мартинов» в «1945+», оптимисты – до 1949 года. А на фото, датируемом октябрем 45-го, единственный известный Martin 139WH-3 на службе RTAF. Как видно, предусмотрительные тайцы успели нанести на свои оставшиеся самолёты традиционные «ОЗ-кругляши» вместо опознавательных знаков времен «дружбы» с японцами, введённых в конце 1942 года: квадратных «Хиномару» с белыми слоняками.
На этом историческая часть «Мартин-приключений №139», изначально планировавшаяся как одна статья на четыре-пять листочков формата A4, но «разъевшаяся» до четырёх статей, заканчивается и начинается Китография. До недавнего времени «Мартины-139» не пользовались особой популярностью у производителей. Да, в начале 70-х в природе существовали т.н. «вакушки» от фирм «Rare Plane» (на «композиции» ниже –верхняя часть картинки) и «Sutcliffe» (соответственно нижняя часть).
Ну во-первых, это сейчас редкость. Во-вторых, особенности технологии вакуумного литья и возраст оставляют мало шансов обычным моделистам, зато дают простор для творчества … даже не знаем кому.
Но не всё было так плохо. В 1974 году появился набор фирмы «Williams Brothers», любительнице редкостей, одно «порфолио» чего стоит (Curtiss C-46 и Boeing 247), предлагающий страждущим собрать В-10В.
Изначально жёлто-синие отливки, явно ориентированные на американский вариант. Качество «плюс-минус» поздний ФРОГ, деталировка для достаточно крупной модели - ранний ФРОГ, декаль сомнительного качества и бешеная цена на МКСМ в благословенные времена.
Аккуратная внешняя расшивка сочеталась с входящей в комплект 2000-фунтовой бомбой (908 кг) с пилоном и весьма посредственными отливками прозрачных деталей. Стандартное членение модели в данном случае оказывало «медвежью услугу» наивным и доверчивым моделистам: у прототипа сверху и снизу фюзеляжа были гофрированные панели, а восстановление гофра, без чего нельзя было обойтись, учитывая скверную сходимость деталей – то ещё удовольствие.
В последнем известном издании 2013 года «Братцы Вильямсы» решили громко хлопнуть дверью. Спец выпуск «The Eclipsed Marvel» радовал глаз и включал огромную декаль-портянку на семнадцать вариантов.
Десять вариаций представляли страну происхождения США, оставшиеся семь – всех «экспортёров», голландцев и тайцев даже в двух экземплярах.
То, что вообще-то разные экспортные модели отличались от B-10B и друг от друга, уж капотировкой двигателей очень часто, в пластике не было отражено ровно никак, что было вполне ожидаемо. Наивный, еще почти молодой автор увидев декаль «купился» молниеносно. Немедленно последовал заказ набора на «Ханнантсе», не помогли даже бурные протесты тогда тоже молодого, ещё зрячего, но уже мудрого Главреда, ночи на пролёт орущего «Остановися, что ты делаешь?!». Кот был прав. Он всегда прав.
Красивая на вид декаль на поверку оказалась «ужас-ужас», войдя в личный черный список «Позор криворуким бракоделам от моделизма». Толстая, но при этом хрупкая, «непривариваемая», категорически отказывающая сходить с подложки. Это всё о ней.
Сборка заслуживала отдельных «тёплых слов» вперемешку с непарламентскими выражениями. На выходе получилось примерно так:
*** Листается стрелочками (проверено и сертифицировано ГлавВредом).
«Новой волны» пришлось ждать долго. Ещё в середине двухтысячных о разработке оснастки на «Мартин-139» заявили чешские производители и, наконец, в 2020 году свершилось! «Azur-FRROM», по странам и континентам.
Аккуратное, по модельной эпохе, литьё, естественно внутренняя расшивка. Богатая, переваливающая за сотню деталей, если считать и «стекляшки» с травлением, деталировка. Разумное членение, намекающее на всю серию «Мартинов 139» (так оно и вышло) с «боковым» стыком двух деталей фюзеляжа, не затрагивающим гофр.
Крупные детали отлиты из мягкого пластика, мелкие - из твёрдого. Тоже в плюс.
В ложечку дёгтя можно записать вероятно «фирменную» для чешского ЛНД собираемость («Азур» в «сюрпризы» умеет), отсутствие возможности сделать бомбовый отсек открытым «из коробки» и опять «коробочную» невозможность сделать заднюю стрелковую точку открытой, ну и цену.
Первыми свет увидели «Экспортники». Аргентинский, «флотский» 139WAN и Китайский 139WC:
Разница в капотах двигателей и выхлопных систем (если таковые были) отражалась у всех модификаций. Стандартные «фонари» естественно у всех одинаковые.
Следующий выпуск был посвящён Аргентинскому, «армейскому» 139WAA (включая редкую вариацию с носовой «оранжереей» вместо стрелковой башни) и голландскому WH-2.
Что касается модификации WH-2, Редакция находит крайне полезным «лайфках» от Павла Манакова: на WH-2 были установлены не американские, а нидерландские радиостанции NSF VR-34B. Поэтому, -Внимание!- антенны были совсем другие. Так как правильных чертежей этой модификации найти не удалось, смотреть нужно на фотографии (а их не так много и не совсем чёткие). Различные боковички- тоже фантазии художников. В реалиях, мачта антенны не «цилиндрическая палка», как на WH-1, а профилированная вытянутая трапеция. К законцовкам крыла антенна не тянется, а выходит из круглых отверстий на стыке центроплана и борта с обеих сторон, идёт вверх и, как на WH-3, параллельно к килю.
«Чистокровные американцы», B-10B тоже не заставили себя долго ждать:
Вариантов было всего два, оба «желтокрылые», один – из 28-ой эскадрильи с Филиппин 1939 года.
В 2021 году вышло два издания под родственным брендом «Special Hobby». Набор «Заграничных Мартинов» предлагал на выбор четыре варианта: двух самых известных «китайцев (WC: б/н 3001 или 1403), «турка» (WT) и «Тайца» (WS):
А второй выпуск от «Спешла» был настоящим подарком для ценителей т.н. «жёлтых крыльев» (Редактор их называет «маньяки-американисты», ни разу не встречал, но очень боится), ибо ... представлял собой редкую модификацию Martin B-12A:
Из четырёх вариантов только один был скучно-неокрашенно-серебристым, у оставшихся трёх с жёлто-синей «попугаистостью» было всё нормально.
Ну и в этом, 2025 году, уже появилась в продаже ожидаемая и предсказуемая новинка от «Azur-FRROM», «Martin 166», более известный как «Martin 139WH-3». Сразу в двух выпусках. «В голландской службе» (можно подумать была какая-то другая). «Была, неуч», поправил Редактор. Редактор прав.
Судя по бортовым номерам на декали, будут представлены обе «поздние» субмодификации, и WH-3, и WH-3A.
И «Мартин 166 поздний» (Martin Type 166 Late). *** тут автор воздержался от комментариев, ибо ГлавВред был бдителен, как никогда.
Пара голландских WH-3A с ОЗ разных периодов и позорно забытый автором, на радость ГлавВреда, «таиландец».
С качеством собственно всё понятно (как у «родственника», Мартина-139), с ценой тоже (Редактору придётся работать, например в Цирке. «Щас», послышался раздражённый шёпот).
На этой волнительной ноте, когда Погода в Доме трагически меняется от «ясно-спокойно-мур-мур» на «я тебе ночью в тапки ...», Авторский Коллектив раскланивается и предлагает бескомпромиссное соревнование. Мартин-бомбер против «Мартин-бомбера».
Выбирайте сердцем, выбирайте лучшее.
* Традиционное спасибо Павлу Манакову за идею, предоставленную информацию и помощь в написании статьи.
** Использована информация из открытых источников.
*** Всем добра.