Найти в Дзене
КиноНытик

Сергей Эйзенштейн: не побоялся заехать домой к Мейерхольду, превратил кино в аттракцион

Отечественные исследователи советского кинематографа называют имена трех режиссеров, заложивших основу нашего кино сто лет назад: Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко и Всеволод Пудовкин. Первое место в этом списке занял Эйзенштейн, снявший 23 документальных и художественных картины. Самые известные работы Сергея Михайловича: фильмы «Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский» и трилогия «Иван Грозный». Эйзенштейн создал теорию «монтажа аттракционов» на основе принципов динамического и эксцентрического театра. Для этого режиссера аттракцион – это яркие фрагменты любого жанра, при помощи которых у зрителя можно вызвать эмоции. Сергей Михайлович также использовал театральные принципы, созданные его учителем – создателем революционного театра Всеволодом Мейерхольдом. Когда Всеволода Эмильевича Мейерхольда репрессировали, Эйзенштейн не побоялся побывать у него дома, откуда он забрал архив великого театрального режиссера, тем самым спас его от уничтожения. Кадр из фильма "Стачка"

Отечественные исследователи советского кинематографа называют имена трех режиссеров, заложивших основу нашего кино сто лет назад: Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко и Всеволод Пудовкин.

Первое место в этом списке занял Эйзенштейн, снявший 23 документальных и художественных картины. Самые известные работы Сергея Михайловича: фильмы «Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский» и трилогия «Иван Грозный».

Эйзенштейн создал теорию «монтажа аттракционов» на основе принципов динамического и эксцентрического театра. Для этого режиссера аттракцион – это яркие фрагменты любого жанра, при помощи которых у зрителя можно вызвать эмоции. Сергей Михайлович также использовал театральные принципы, созданные его учителем – создателем революционного театра Всеволодом Мейерхольдом.

Когда Всеволода Эмильевича Мейерхольда репрессировали, Эйзенштейн не побоялся побывать у него дома, откуда он забрал архив великого театрального режиссера, тем самым спас его от уничтожения.

Кадр из фильма "Стачка"
Кадр из фильма "Стачка"

Первый фильм Сергея Эйзенштейна под названием «Стачка» основан на реальных событиях. В нем повествуется о рабочем, который несправедливо обвинен в воровстве, по причине чего добровольно ушедшем из жизни.

Отталкиваясь от этого события, режиссер показал обобщенный образ стачки. Картина состоит из отдельных эмоциональных эпизодов, которые объединены общей темой.

Главная идея фильма «Стачка» - протест сформированного рабочего класса против ужасных условий труда, когда требования улучшить эти условия постепенно переходят в требования политического характера. Интересно, что главными героями киноленты стали не отдельные герои, а народные массы.

Главная тема в этой картине – унижение человеческого достоинства. «Стачка» - первый шаг Сергея Эйзенштейна на пути к формированию жанра революционного кино.