Найти в Дзене
Изящный гиппопотам

Типологические характеристики Советской журналистики.

Типологические характеристики. Как только обычный человек услышит это сочетание слов, то он погружается в размышление о том, как все-таки он мало знает, как не хватает ему образования. Ведь для него эти слова загадка. А ведь есть образованные люди, которые свободно используют в своей речи эти слова. И не просто используют, а даже знают, что они означают. Но не надо расстраиваться из-за того, что вы не знаете значения этих слов. Ведь эти слова заменяют хорошо всем знакомые слова: «признаки», «свойства», «особенности». И применяют их не ко всем предметам, вещам, явлениям, событиям. А только к СМИ, к газетам, журналам, радиокомпаниям и телеканалам. Так зачем понятные всем слова были заменены на термин «типологические характеристики». А только для того, чтобы наукаобразы используя этот термин выглядели солидно. Что бы их речи были непонятны обычному люду. Ну согласитесь, обычная речь она и есть обычная речь. А вот проза, это уже литературно, культурно, можно сказать научно. Хотя обычная р

Типологические характеристики. Как только обычный человек услышит это сочетание слов, то он погружается в размышление о том, как все-таки он мало знает, как не хватает ему образования. Ведь для него эти слова загадка. А ведь есть образованные люди, которые свободно используют в своей речи эти слова. И не просто используют, а даже знают, что они означают.

Но не надо расстраиваться из-за того, что вы не знаете значения этих слов. Ведь эти слова заменяют хорошо всем знакомые слова: «признаки», «свойства», «особенности». И применяют их не ко всем предметам, вещам, явлениям, событиям. А только к СМИ, к газетам, журналам, радиокомпаниям и телеканалам.

Так зачем понятные всем слова были заменены на термин «типологические характеристики». А только для того, чтобы наукаобразы используя этот термин выглядели солидно. Что бы их речи были непонятны обычному люду. Ну согласитесь, обычная речь она и есть обычная речь. А вот проза, это уже литературно, культурно, можно сказать научно. Хотя обычная речь и проза это одно и тоже. Синонимы, если сказать по-научному. Пардон, правильно сказать «синонимы в лингвистике», это уж будет совсем по-научному.

-2

Так вот, типологические характеристики нужно изучать и знать только для того, чтобы прессу, ну там газеты и журналы, в библиотечных хранилищах правильно по стеллажам и полочкам раскладывать. Правда сначала нужно придумать какие-нибудь типологические характеристики, а потом уже раскладывать. Например. Можно сортировать газеты и журналы по годам издания. По ним совсем просто сортировать. Берем подшивку газеты «Наукаобразная правда» за 2024 год, и тащим её в самый дальний угол хранилища. Ведь ясно, что это издание, ввиду его особый учености никто читать не будет.

Читатели газет в Неаполе. 1831. Холст, масло. Кипренский, Орест Адамович (1782 – 1836). Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Читатели газет в Неаполе. 1831. Холст, масло. Кипренский, Орест Адамович (1782 – 1836). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Так по каким признакам и свойствам сортируют СМИ.

Юные радиостроители. 1950-е. Холст. Масло. Зенькова Раиса Дмитриевна (1919-1992).
Юные радиостроители. 1950-е. Холст. Масло. Зенькова Раиса Дмитриевна (1919-1992).

Самое главное разделение, по тому, как СМИ доводят информацию до аудитории. Применено слово «аудитория», которая делиться на «читателей», «слушателей» и «зрителей». Соответственно СМИ делятся на прессу (газеты, журналы), радио и телевидение. Тут все ясно и понятно.

-5

Следующее деление, это периодичность. Периодичность издания, периодичность выхода в эфир. Радиопередачи второго всесоюзного канала радиовещания («Маяк»), имели периодичность в полчаса. Каждые полчаса диктор в течение пяти минут сообщал радиослушателям новостную информацию. А в течение следующих двадцати пяти минут. как правило в эфир передавалась музыка, в основном легких, эстрадных жанров. Или какая-нибудь тематическая передача. Телевещание телевизионных каналов было ежедневным, а вот телевизионные передачи имели свою периодичность. От ежедневных до ежемесячных. Газеты и журналы, имели свою периодичность. Газеты, в основном выпускались ежедневно. А журналы ежемесячно. Но были и исключения. «Огонек», это еженедельное издание, а «Катера и яхты» радовали своих читателей один раз в два месяца. Шесть номеров в год.

-6

Главный вопрос, который следует задавать, при знакомстве с новым для вас объектом СМИ, а для чего, с какой целью, он издается, выпускается, передается? И кто это делает? Для сегодняшнего дня, это очень важно, а кто собственник издания, радиоканала, телепрограммы?

Для Советской журналистики вопрос собственности не ставился. Все было государственным, правда тогда так не говорили, говорили народным. Все что тогда окружало людей, было народным, за исключением личной собственности. Но нюансы были, народ ведь тоже разный тогда был. Поэтому СМИ в зависимости от того, какому народу они принадлежали, делились на партийные, Советские, армейские, общественные, ведомственные и так далее. Партийные, это были СМИ партийного народа, партийных комитетов КПСС. Советские, это СМИ Советского народа, Исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Армейские, это СМИ армейского народа, подразделений Советской армии и Военно-морского флота. Общественные, это СМИ профсоюзов, комсомольских организаций, пионерских организаций и многих других общественных организаций. Ведомственные, это СМИ министерств и ведомств СССР. А еще были заводские и фабричные газеты. Их называли многотиражками.

-7

Все они еще делились на центральные и местные. Центральные, это центральные. Центральные газеты предназначались для всего населения СССР. Центральные радио и телевизионные каналы транслировались на всю территорию СССР. Ну а местные, это республиканские, краевые, областные, городские, районные СМИ. Организовывались согласно административно-территориальному разделению территории СССР. Еще применяются термины региональные и межрегиональные СМИ. Но это теоретические термины.

-8

Основной задачей всех СМИ было проводить в жизнь решения партии и правительства. Путем разъяснения и убеждения. Второй по значимости задачей СМИ было нравственное воспитания людей. Формирование образа нового человека. Строителя коммунизма.

При этом Советская пресса отличалась очень большим разнообразием газет и журналов. Не забывая про главные свои задачи, пропаганду строительства коммунизма и нравственное воспитания людей, они освещали все стороны жизни страны. Специализируясь на каких-то конкретных интересах читателей. Например, были чисто женские журналы «Крестьянка», «Работница». Были издания учитывающие национальные различия. Много изданий печаталось на родных языках народов СССР.

-9

Журналы «Радио», «За рулем», «Катера и яхты», «Моделист-конструктор» и подобные им, были особенно популярны у читателей. Желание самому что-то сделать, смастерить, было неотъемлемой чертой людей тех поколений.

-10

Советская журналистика старалась осветить все многообразные и очень разные интересы народов России. Число изданий и их тематическое разнообразие поражает.

Как вы поняли придумывать признаки, по которым можно разделять прессу на группы можно до бесконечности. Было бы желание, да фантазия, а признаки найдутся.

Post scriptum: Автор (Изящный гиппопотам) в настоящее время проходит обучение по программе «Журналистика». Данная статья является учебной работой, выполненной в рамках этой программы.

-11