Приветствую, дорогие читатели! На регулярность дзен не мотивирует, но есть о чем ещё написать. В телефоне фото новых рецептов, но сегодня не о кулинарии.
Для тех, кто на моем канале впервые, у моего сына задержка психического развития и СДВГ, он учится в обычной школе, но в коррекционном классе по программе 7.2. Все статьи про него я сохраняю в подборку (клик на ссылку)
Недавно в нашей школе ко Дню матери проводили конкурс чтецов, и от каждого класса выступал один ученик. Поскольку класс у нас непростой, учитель на участии не настаивала. Я сама вызвалась попробовать подготовить ребёнка.
Хочу рассказать, как мы готовились, что помогало, а что нет. Это был вызов в первую очередь для меня.
Как я приняла решение об участии
Опыт заучивания у нас был скромный. С трёх лет сын ходил в детский сад, но только в последние год-полтора ему стали давать стихи на утренниках. Он начал запоминать хоть какие-то строчки из песен. Это были не длинные красивые стихи, а простые четверостишия, не больше. И их мы учили недели две. Думаю, понятно, что даётся это моему ребёнку очень непросто.
Так почему же я решила отправить его на конкурс, где он участвует наравне с обычными детьми?
- Чтобы сохранить смелость. У Севы много страхов, но он не боится говорить со взрослыми, толпы, выступлений. Мне важно сохранить это в нём. Я решила, что в начальной школе он будет выступать на мероприятиях так часто, как позволят условия. Пока ему это нравится, и это главное.
- Чтобы познакомиться со школой. Участие в мероприятиях это шанс познакомиться с разными учителями. Надеюсь, в будущем это поможет ему легче адаптироваться при переходе в старшую школу. Пусть он ассоциируется не только с учеником коррекционного класса, но и с активным ребёнком.
- Чтобы был стимул. Дети в классе тяжёлые, учёба многим даётся с трудом. Мой сын иногда чувствует превосходство и теряет интерес. Соревнование с обычными детьми даёт ему здоровый стимул для роста.
- Потому что я верила, но не на 100%. Я была уверена процентов на 70. Понимала, что учить надо будет не четыре строчки, и стихотворение будет сложнее, чем в садике. Добавьте сюда нежелание сына учить что-либо. Но я посоветовалась с учителем - и мы решили: участвуем!
Выбор стиха и наша ошибка
Выбор пал на стихотворение Ирины Морозовой «Мамины руки». Оно подходило по критериям: не слишком простое, не очень короткое, но и не длинное; к нему легко было придумать ассоциации.
Здесь случился мой косяк: стих мы учили, но не отрепетировали автора и название. Думаю, это отчасти повлияло на результат.
У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Проворно погладят рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки,-
Пускай хоть немного они отдохнут.
Какие методы использовали для заучивания (что не сработало)
Начну с того, что не подошло:
- Ассоциации - мимо. Я сделала на них ставку, но сын начинал фокусироваться не на том и путался.
- Наматывать нитку на палец - давно слышала об этом методе. Тоже мимо. Мой СДВГшник начинал просто баловаться со шнурком, и слова мигом улетучивались.
- Шагать в рифму - тоже перерастало в «бесилово», и было не до стиха.
При СДВГ часто страдает функция произвольного внимания и контроля. Сложные методы с дополнительными элементами (нить, шаги) создают избыточную нагрузку, мозг “соскальзывает” на более простой стимул (игру с шнурком). Задача - упростить, а не усложнить.
Как в итоге учили?
Работали короткими сессиями по четверостишиям. Подходила к сыну несколько раз за вечер: «Давай повторим 5 раз». Он не успевал устать.
- Первую неделю учили первые четыре строчки.
- Вторую - следующие.
- Третью - последние.
Сначала сын повторял за мной строчку, потом я говорила половину - вторую половину он говорил сам. Так потихоньку двигались.
Это соответствует принципу «дробления задачи», который рекомендуют дефектологи.
Хорошо получалось по дороге в школу и обратно. Он не отвлекался на посторонние предметы, весь путь изучен за три года, было легче сосредоточиться.
Дома он ложился в кровать, брал свою любимую мягкую игрушку (с которой не расстаётся лет пять), начинал её теребить, успокаивался - и в этот момент легче было запоминать строки.
Реакция сына на второе место
Сам конкурс Се́ву не волновал. Он не воспринимал его как соревнование. Его больше волновало, чтобы не участвовал одноклассник, с которым он в ссоре.
В день конкурса он даже не подумал рассказать. Я услышала только: «А, да, выступил. А вот Вася сегодня...».
Драма началась, когда он узнал о втором месте.
Для Севы мир чёрно-белый: первое или проигрыш. Узнав результат, он не просто расстроился - это была эмоциональная буря, характерная для многих детей с СДВГ, когда неудача переживается как тотальная катастрофа.
Объяснение психолога: Это явление называют “катастрофизацией”. Мозг в момент фрустрации не видит полутонов. Задача родителя - не переубеждать словами (“это ерунда”), а помочь нервной системе спуститься с пика.
Об этом хочу написать отдельную статью, но пока не знаю, как правильно всё оформить. Скажу, что сама предвижу большие проблемы в пубертате на этом фоне, и мои догадки подтверждают школьные специалисты.
В моменте мне самой сложно совладать с его эмоциями, помним все советы психологов, да? Признать чувства ребенка, обнять, поговорить о случившемся, когда ребенок успокоится. Всё понимаю, но первый пункт дается сложно, потому что эмоциональные всплески происходят по несколько раз на дню, одинаково сильная трагедия и от некупленного мороженого и от какой-нибудь травмы. Моя нервная система порой тоже дает сбои - но держимся, другого выбора нет.
Вместо итогов
Мы много разговаривали с Севой перед сном, это уже практически ритуал. Для него это получился хороший урок. Он справился с заучиванием, получил опыт участия. Стал чуть ближе к осознанию, что победа не всегда про первое место.
Это была возможность подсветить ему его успех: его усилия оправдались, он смог, хотя изначально хотелось опустить руки.
Лично я горжусь сыном. Меня, наверное, поймут только мамы особенных детей. Но это большой шаг вперёд - показатель, что мозг продолжает развиваться. Надежда, что однажды будет достигнут хоть какой-то уровень нормы.
П.С.: Спасибо всем, кто дочитал до конца. Выходит сумбурно, но пусть мой канал будет как личный дневник. В окружении мало людей, кто может выслушать и понять, но порой хочется выговориться.