Альфонс Мария Муха (родился 24 июля 1860 года в Иванчице, ушёл из жизни 14 июля 1939 года в Праге) – чешский живописец и дизайнер, сияющая звезда ар-нуво. Его талант словно расцветал, даря миру неповторимую красоту!
Муха – автор монументального полотна души, "Славянской эпопеи" (величественные 20 картин размером 6х8 метров). При жизни он был обожаем как гений дизайна, создававший волшебные ювелирные изделия, пленительные рекламные плакаты и театральные афиши, вызывавшие восторг у самой Сары Бернар.
В его наследии – трогательная серия "Времена года", мистический "Зодиак", незабываемая афиша к спектаклю "Жисмонда".
Альфонс Муха, ещё при жизни признанный гением, сегодня, возможно, был бы назван величайшим дизайнером. Его живопись, включая "Славянскую эпопею", не достигала такой популярности, как тиражируемые образы романтичных красавиц на афишах и этикетках, восхищавшие сердца. Он достиг вершин мастерства в ар-нуво, и стиль этот на какое-то время стали называть "стилем Мухи". И сейчас его вдохновенные работы служат источником модных принтов, полиграфии и даже татуировок.
Случай, озаривший путь Мухи, произошёл в 1893 году. В преддверии Рождества блистательная Сара Бернар решила вновь поставить "Жисмонду", срочно нуждаясь в новых афишах. Альфонс Муха, единственный доступный художник в эти праздничные дни, согласился помочь.
Вскоре он проснулся знаменитым, словно по волшебству! Сара Бернар была очарована его творением и заключила с ним шестилетний контракт. Но, возможно, она сделала это не только из-за таланта Мухи, а и из-за собственного тщеславия. Ведь 50-летней актрисе льстило, как ее изображал художник – молодой и прекрасной. Благодаря Мухе у Бернар открылось "второе дыхание", сделав её ещё более любимой народом, а вместе с ней взошла звезда Альфонса Мухи.
Разумеется, годы их творческого единения породили множество домыслов о связи, выходящей за рамки профессиональной. Учитывая репутацию Сары Бернар, склонной к бурным романам, это казалось вполне вероятным. Однако, позже, в сокровенных письмах к своей супруге Марии, Муха утверждал, что их с актрисой объединяла лишь сердечная дружба. Об этом же, к слову, свидетельствует и переписка самого художника с Бернар.
Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали взлетом для Альфонса Мухи, периодом небывалой творческой плодовитости. Помимо афиш к спектаклям, ставшим культовыми («Дама с камелиями», «Медея», «Гамлет»), он трудился над созданием театральных декораций, эскизов костюмов и ювелирных украшений. Его талант коснулся обложек и иллюстраций для журнала «Кокорико», дизайна интерьеров и рекламных плакатов, одним из самых памятных стал плакат для мыла «Bagnolet». И, вопреки всему, он находил время для создания трогательных портретов «для души». Так рождались его знаменитые «женщины Мухи»: полные страсти, нежности, чувственности, порой полуобнаженные, всегда в обрамлении роскошных, искусно уложенных волос. В этот период Муха создал свои бессмертные циклы: «Времена года», «Драгоценные камни», «Звезды» и «Цветы».
Муха стал душой парижского общества. У него завязалась крепкая дружба с Полем Гогеном и многими другими художниками. Публика была очарована его творчеством и щедро осыпала заказами: всем хотелось прикоснуться к волшебству "от Мухи". Материальная нужда отступила, он мог позволить себе любые диковинки, превратившие его квартиру в подобие музея. Казалось бы, живи и радуйся…
Но, как же измучился Альфонс Муха! От этого чуждого "Мюша". От заказчиков, требовавших "точно такую же картинку, но немного другую". От парижанок, чья показная раскрепощенность казалась ему вульгарной… В душе его зрела тоска по родине, он чувствовал себя ужасно одиноким.
Альфонс Муха родился в моравском городке Иванчице. После смерти матери, отцу, мелкому судебному чиновнику, пришлось одному растить пятерых детей. Но он сумел распознать художественный дар сына. Он даже писал прошение в пражскую Академию художеств о зачислении Альфонса, но тогда его талант не был замечен. Некоторое время Альфонс работал писарем в суде, а редкие свободные часы посвящал созданию афиш и декораций для любительского театра. Именно это увлечение открыло ему двери в Вену и подарило щедрого покровителя, оплатившего обучение в Мюнхенской академии.
В 1887 году Альфонс Муха прибыл в Париж, где его ждали именитые Академия Жюлиана и Академия Коларосси. Но вскоре надежды рухнули. Меценат, граф Куэн-Беласси, столкнулся с финансовыми трудностями и больше не мог поддерживать молодого художника, оставив его в нищете. Альфонс разрывался между куском хлеба и возможностью творить, берясь за любую работу: от визиток до афиш и ресторанных меню. Так продолжалось до конца 1893 года, когда судьбоносная встреча с Сарой Бернар вновь зажгла в нем искру надежды.
Несмотря на обрушившуюся славу, Муха оставался верен себе. Личная жизнь его была скромна, он не искал мимолетных увлечений. До 43 лет он жил словно в затворе, не находя родственной души среди француженок. Но в 1903 году судьба сама нашла его в лице юной Марии Хитиловой, приехавшей из Праги. Увидев художника в театре, она навсегда отдала ему свое сердце. Их первая встреча была организована самой Марией, и она оставалась рядом с Альфонсом до последнего его вздоха.
В письмах к своей любимой Марушке он признавался, что до этого лишь однажды познал любовь в 16 лет, но болезнь отняла его возлюбленную. В 1906 году они сыграли скромную свадьбу в чешской деревушке, вдали от парижской суеты.
К тому времени Муха осознал, что должен вернуться на родину. До встречи с Марией его творчество воспевало западную красоту, но теперь образ славянской женщины затмил все. Популярность модерна угасала, и художник снова утопал в долгах. По совету Сары Бернар он отправился в Америку, чтобы заработать, рисуя портреты жен миллионеров.
New York Daily News приветствовала Муху семистраничным выпуском, но в Новом Свете его знали лишь как автора афиш. Однако судьба вновь улыбнулась ему: он познакомился с Чарльзом Ричардом Крейном, сыном миллионера, разделявшим панславянские идеи художника. Крейан профинансировал его самый масштабный проект – «Славянскую эпопею». Благодаря этой поддержке Муха вернулся в Чехию и посвятил двадцать лет созданию двадцати огромных полотен, воспевающих историю славян. В 1928 году он завершил «Эпопею» и подарил ее Праге. Картины были спрятаны от нацистов в 1937 году и долгие годы считались утерянными. Они были найдены лишь спустя 25 лет и с 1963 года выставляются в замке Моравский Крумлов.
В марте 1939 года нацисты оккупировали Прагу. Муху, известного своим патриотизмом, включили в список врагов Рейха. 78-летнего художника неоднократно арестовывали и допрашивали, что подорвало его здоровье. Во время одного из допросов он заболел пневмонией. Но счастье улыбнулось ему в последний раз: он умер в собственной постели, в окружении любви своей Марушки.
На сегодня это всё, пишите ваши комментарии и не забывайте подписываться!