От редакции.
Мы продолжаем публикацию документов по нагорно-карабахскому урегулированию, опубликованных правительством Армении 2 декабря сего года.
Комментарии к этим документам наших обозревателей будут даны отдельными материалами.
17 апреля 2018 года Национальное собрание созвало специальное заседание для избрания премьер-министра Республики Армения. До голосования с речью выступил кандидат в премьер-министры Серж Саргсян. За выступлением последовали вопросы и ответы. Сержу Саргсяну задали касающиеся Нагорного Карабаха вопросы, за которыми последовали ответы Сержа Саргсяна с оценками. Перевод с армянского.
Представляем ниже вопросы депутатов и ответы Сержа Саргсяна:
Вопрос депутата Самвела Никояна: «Уважаемый господин Саргсян, как мне кажется наша страна в данный момент столкнулась со следующими наиважнейшими проблемами: безопасность Республики Армения и Нагорного Карабаха, социально-экономическая ситуация, то есть социальные проблемы и эмиграция. Если быть откровенными, в своей речи вы коснулись этих вопросов и отметили их важность. Поэтому мой вопрос касается национальной безопасности и в частности того обстоятельства, что Азербайджан в последние годы направил миллиарды нефтедолларов на пополнение вооружений для своей армии и не упускает момента, чтобы заявить о намерении решить Карабахский конфликт силовым путем. Откровенно говоря, мне кажется, что Апрельскую войну (2016 года) он затеял именно с этой целью, имея перед собой более крупные задачи.
Мой вопрос, господин Саргсян, следующий: как вы считаете, какой процент своих задач ему удалось решить и какие именно задачи? И второе, самое важное: какие выводы и шаги предприняла Республика Армения, наше правительство, как говорится, какие уроки мы извлекли из Апрельской войны, и в какой мере смогли их усвоить?»
Ответ кандидата в премьер-министры Сержа Саргсяна: «Должен прежде всего сказать, что Апрельская война была неожиданной и ожидаемой одновременно. В том смысле, что в определённых случаях люди порой уверены в том, что что-то произойдет, но в глубине души надеются, что противник или партнёры будут руководствоваться здравым смыслом и не предпримут шагов, вредоносных для обеих сторон.
В этом смысле первым извлечённым уроком следует считать осознание того, что нам долго еще придётся считаться с тем, что руководство Азербайджана будет идти по вероломному пути, не отказываясь от намерения решить Нагорно-Карабахский конфликт силовым путем. В какой мере Азербайджану удалось достичь своих целей, думаю, ответ следует искать в нынешней линии сопротивления, которая говорит, что задачи не решены.
Вторым уроком стало то, что мы осознали необходимость обращать более пристальное внимание реформированию наших вооруженных сил, приобретению новых вооружений, производству собственного оружия и, что самое важное, постоянно поддерживать на высоком уровне дух армянского воина и офицера, решать их социально-бытовые проблемы и укреплять их уверенность в будущем при любом развитии событий».
Вопрос депутата Карена Бекаряна: «Уважаемый господин Саргсян, процесс нагорно-карабахского урегулирования на данный момент не внушает особого оптимизма. Все четко понимают, что это обусловлено деструктивной позицией азербайджанского руководства. Как в этих условиях вы представляете будущее мирного процесса и какие шаги в этой ситуации вы намерены предпринять, чтобы вернуть азербайджанское руководство в конструктивное русло?»
Ответ кандидата в премьер-министры Сержа Саргсяна: «Переговорный процесс действительно не внушает оптимизма, правильнее было бы сказать, что он просто простаивает. Простаивает, потому что ожидания азербайджанского руководства от переговоров нереалистичны и неприемлемы для нас. Должен сказать, что до данного момента мы предприняли все возможные меры, чтобы внести живость в переговорный процесс, чтобы достигнутые в ходе переговоров договоренности стали более устойчивыми и стали фундаментом для успеха переговорного процесса.
Но, к сожалению, не только в переговорах по документу, касающемуся сугубо Нагорного Карабаха, но и в деле создания определенной атмосферы доверия, сохранения режима перемирия почти сразу после наших встреч по этим вопросам и переговоров в целом выясняется, что они были неэффективны, потому что наши партнеры не соблюдают договоренности.
Еще раз хочу четко заявить, принимая за основу готовность президента Нагорного Карабаха, руководства Арцаха, что мы готовы к мирным переговорам и хотим решить конфликт таким путём. Этот конфликт может быть решён, переговоры могут активизироваться, если руководство Азербайджана откажется от тщетных позиций, согласно которым компромиссы означают только уступки со стороны Нагорного Карабаха, со стороны Республики Армения. Так не может быть.
Будущее покажет, какие дополнительные шаги мы можем предпринять, чтобы одна из важнейших для нас проблем получила эффективное решение».