Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Амели (2001, Франция, комедия / мелодрама / сюрреализм): Мой ласковый и нежный сюр

Один из самых лиричных фильмов начала XXI века, завоевавший любовь и популярность у зрителей всего света, – чего не скажешь о предыдущей картине Жан-Пьера Жене, сделанной в Голливуде - "Чужом-4". Особое настроение задается уже в самом начале титров, когда на экране еще ничего не происходит, лишь сменяют друг друга эмблемы кинокомпаний. Настроение задает трогательная, проникновенная музыка Яна Тирсена. Его светлые меланхолические вальсы, исполняемые то под аккордеон, то под пианино, будут сопровождать все действие. Фабула "Le fabuleux destin d'Amélie Poulain" вряд ли представляет собой что-то сверхвыдающееся (при этом сценарий шикарен благодаря деталям): это история любви закомплексованной, но изобретательной официантки Амели (Одри Тоту) и чудака Нино (Матье Кассовиц), собирающего неудавшиеся фотки людей возле привокзальных кабинок автоматического моментального фото. Амели – из породы тех людей, которым проще найти счастье для кого-то другого, чем для самой себя. Ей трудно встретиться

Один из самых лиричных фильмов начала XXI века, завоевавший любовь и популярность у зрителей всего света, – чего не скажешь о предыдущей картине Жан-Пьера Жене, сделанной в Голливуде - "Чужом-4".

Особое настроение задается уже в самом начале титров, когда на экране еще ничего не происходит, лишь сменяют друг друга эмблемы кинокомпаний. Настроение задает трогательная, проникновенная музыка Яна Тирсена. Его светлые меланхолические вальсы, исполняемые то под аккордеон, то под пианино, будут сопровождать все действие.

Фабула "Le fabuleux destin d'Amélie Poulain" вряд ли представляет собой что-то сверхвыдающееся (при этом сценарий шикарен благодаря деталям): это история любви закомплексованной, но изобретательной официантки Амели (Одри Тоту) и чудака Нино (Матье Кассовиц), собирающего неудавшиеся фотки людей возле привокзальных кабинок автоматического моментального фото.

Кадр из фильма "Амели" (2001)
Кадр из фильма "Амели" (2001)

Амели – из породы тех людей, которым проще найти счастье для кого-то другого, чем для самой себя. Ей трудно встретиться с Нино, она всячески откладывает этот момент. Путь Нино в объятия Амели превращается в квест, который выдумывает сама Амели, разбрасывая на пути Нино загадки, ребусы и артефакты. Сама девушка, собственными усилиями, превращается во что-то вроде сказочной принцессы, запертой в тереме из собственных страхов и неуверенности.

От слащавости фильм спасает невероятно богатая фантазия Жана-Пьера Жене, одного из самых изобретательных режиссеров современности. Герои фильма обретаются не в Париже – тривиальном "городе любви", а в некоей магической реальности, преисполненной чудес.

Кадр из фильма "Амели" (2001)
Кадр из фильма "Амели" (2001)

Чудесами, как рукотворными (созданными ловкостью Амели), так и не очень, проникнута жизнь каждого. Для меня самой впечатляющей сценкой стали ожившие рисунки Майкла Совы и настольная лампа-свинья. Наблюдательный взгляд Жене выхватывает из повседневности такие мелочи, что зависть берет. Фильм можно назвать расширенным (до полноценного сюжетного фильма) вариантом "Пустяков", короткометражки, снятой Жене за десять лет до "Амели" и отмеченной призом французской киноакадемии как лучший короткометражный фильм года.

Хорошие сюрреалистические произведения как правило привлекательны, страшны и возбуждающе неприятны, поскольку, искажая привычные представления об окружающем мире, они сталкивают человека в бездну детства: ведь именно в детстве всё, что окружает тебя, является туманом — странным, непонятным и поэтому страшным. В тумане могут водиться монстры. Перед тобой стоит большая задача — попытаться постичь мир. Тебя ожидает тяжелый труд.

Кадр из фильма "Амели" (2001)
Кадр из фильма "Амели" (2001)

Жану-Пьеру Жене удалось практически невозможное – сделать сюр радостным, солнечным, приветливым. Получилось бы это у Жене, если бы он пригласил в проект, как и задумывал, Эмили Уотсон на роль Амели и более мрачного, чем Янн Тирсен, Майка Наймана в качестве композитора? Неизвестно.

Но получилось то, что получилось — теплый, яркий, насыщенный сюр. Именно по этой причине фильм неизменно навевает на меня теплую летнюю дрему, – хотя, с другой стороны, это может происходить потому, что я пересматриваю его только зимою... В любом случае, я признаю "Амели" самым выдающимся фильмом Жана-Пьера Жене.

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер: Жан-Пьер Жене.
Сценарий: Гийом Лоран,
Жан-Пьер Жене,
Оператор: Бруно Дельбоннель,
Композитор: Янн Тирсен.

В главных ролях: Одри Тоту, Матьё Кассовиц.

В ролях: Рюфюс, Иоланда Моро, Изабель Нанти, Морис Бенишу, Доминик Пиньон, Жамель Деббуз.

Кадр из фильма "Амели" (2001)
Кадр из фильма "Амели" (2001)

Интересные факты о фильме:

  • Роль Амели была написана специально для Эмили Уотсон. Актриса очень хотела сыграть в фильме, но абсолютно не говорила по-французски, да к тому же уже согласилась сниматься в "Госфорд Парке" Олтмана.
  • Во время каждой натурной съемки съемочная группа Жене тщательно вычищала пленэр от мусора, граффити и всего такого прочего, чтобы сделать поле для экспериментов идеально чистым. Особенно трудно приходилось на вокзалах.
  • Изначально Жан-Пьер Жене хотел, чтобы музыку к фильму писал Майк Найман. Но ему так и не удалось заполучить знаменитого композитора.
  • Одри Тоту никогда не умела пускать "блинчики" по воде, — эта сцена сделана на компе.
  • Бюджет: 10 млн. долларов. Кассовые сборы: 173 млн. долларов.
Кадр из фильма "Амели" (2001)
Кадр из фильма "Амели" (2001)

Читайте также на моем канале:

Жан-Пьер Жене. Режиссеры французского кино
Владимир Гордеев25 сентября 2023