Найти в Дзене

Следователь, дознаватель, оперативник: как не запутаться в этой троице? Разбираемся в понятиях

Часто слышим в новостях: «Следствие установило…», «Оперативники задержали…», «Дознание продолжается…». А что есть что из этих служб? Кто есть кто по функционалу? Кто из них за что отвечает? Разобраться в этих ролях очень просто. И кто хочет узнать об этом для собственного понимания и для повышения юридической грамотности – добро пожаловать в эту статью. Совершено преступление. Время пошло. Получив сигнал в полиции, первыми на авансцене появляются … нет, не следователи, оперативники - «опера», бойцы невидимого фронта, сотрудники уголовного розыска. Их задача — выяснить, кто это сделал. Быстро собрать первую информацию: опросить свидетелей, "пробить" возможных подозреваемых по базе, «навести справки», поговорить с осведомителями. Они не пишут длинные протоколы и не принимают процессуальные решения. Их хлеб — работа в поле. Их цель – искать. Они ищут преступника и похищенное. И да, именно они чаще всего задерживают преступника. Но задержание — это не конец, это только начало. Ибо есть

Часто слышим в новостях: «Следствие установило…», «Оперативники задержали…», «Дознание продолжается…».

А что есть что из этих служб? Кто есть кто по функционалу? Кто из них за что отвечает?

Разобраться в этих ролях очень просто. И кто хочет узнать об этом для собственного понимания и для повышения юридической грамотности – добро пожаловать в эту статью.

Совершено преступление. Время пошло.

Получив сигнал в полиции, первыми на авансцене появляются … нет, не следователи, оперативники - «опера», бойцы невидимого фронта, сотрудники уголовного розыска.

Их задача — выяснить, кто это сделал. Быстро собрать первую информацию: опросить свидетелей, "пробить" возможных подозреваемых по базе, «навести справки», поговорить с осведомителями. Они не пишут длинные протоколы и не принимают процессуальные решения.

Их хлеб — работа в поле. Их цель – искать. Они ищут преступника и похищенное. И да, именно они чаще всего задерживают преступника.

Но задержание — это не конец, это только начало. Ибо есть ещё дела и для следователя.

Следователь, конечно же, тоже может искать, допрашивая свидетелей, проводя другие следственные действия, по результатам проведения которых к нему поступает информация. Но искать – не главная задача следователя.

Его задача грамотно, «без сучка и задоринки», в точном соответствии с законом зафиксировать все дальнейшие действия, проводящиеся при начатом расследовании. Изложить их на бумагу в виде протоколов, постановлений и других документов. Ведь на основании этих документов суд будет выносить решение о наказании.

И чем качественнее и юридически грамотнее они составлены, тем меньше вероятности поставить их под сомнение адвокату и потом «развалить» дело.
-2

Поэтому роль следования в последующем наказании преступника, чтобы он не ушёл от уголовной ответственности наиболее важна и существенна.

Именно он руководит расследованием. Он самостоятелен в принятии решений, он возбуждает уголовное дело, допрашивает, назначает экспертизы, проводит следственные действия. Все действия, влияющие на судьбу человека, в его руках.

Если оперативник — охотник, то следователь — архитектор дела.

Именно следователь выстраивает доказательственную базу, которая потом окажется на столе у прокурора и в суде. И если в деле что-то пошло не так спрос будет именно с него, со следователя.

А где в этой истории дознаватель?
Вот тут часто начинается путаница.

Дознаватель — это тоже процессуальное лицо, но его полномочия несколько меньше, чем у следователя. Он, скажем так, аналог следователя, но занимается преступлениями небольшой и средней тяжести: например, кражами без отягчающих, мошенничеством «по мелочи», побоями, угрозами.

Это не значит, что его работа проще, наоборот, зачастую на дознавателя сваливается огромный объём дел (ведь мелочёвки гораздо больше и чаще, чем крупных серьёзных преступлений). Но, согласно закона, у него немного меньше полномочий, чем у следователя, и меньше инструментов давления, да и подследственные статьи «полегче».

Следователь работает в Следственном комитете, ФСБ, СК на транспорте и МВД. — но чаще всего это именно СК России. А дознаватели в основном в МВД, МЧС, Росгвардии и других ведомствах.

Для понимания через пример.
Украли автомобиль — это следствие.
Украли велосипед из подъезда — это дознание.
Никто пока не пойман, просто вызвана полицию — первыми на месте окажутся оперативники.

Кто кого направляет?

Следователь даёт поручения оперативнику: собрать нужную информацию, найти и привести нужного человека, установить место нахождение чего-то или кого-то. Дознаватель тоже может использовать помощь оперативников. Но право принимать ключевые решения остаётся за следователем и дознавателем.

Вывод: так в чём же разница?
Оперативник — тот, кто ищет и ловит.
Следователь — тот, кто собирает, доказывает, оформляет, фиксирует.
Дознаватель — тот, кто расследует «попроще», но не менее важно.

Все трое — как части одного механизма.
Без оперативника не будет задержания.
Без следователя не будет приговора.
-3
Без дознавателя некому будет разбираться с повседневными, но болезненными преступлениями, которые чаще всего и касаются простых граждан.

И если вы попали в сложную ситуацию — важно понимать, с кем вы имеете дело, не перепутать роли, знать, кто и за что отвечает.