Найти в Дзене

Бесфамильные предки, часть 3

Почти все мои предки из Владимирской губернии родились на территории современного Палехского района Ивановской области, но с течением времени бывшие помещичьи деревушки стремительно исчезают с карты. Однако память об их жителях – крепостных крестьянах надежно сохранена в метрических книгах и переписях, с которых я «стряхиваю пыль» уже третий год. Большинство моих родом из сельца Константинцево Вязниковского уезда, которое сегодня вообще не существует, его поглотили более крупные Соймицы, где живёт чуть больше 100 человек. Соймицы. Фото из интернета Также в сферу моих интересов входят как сами Соймицы, так и Починок, Привалье, Городилово, Заболотье (Петрово), Никитино, Погиблово (Красная) и Пеньки. Мои предки проживали на границе Вязниковского и Гороховецкого уездов и Костромской губернии Пара невест в далеких 1700-х годах мне досталась из будущей Костромской губернии (Домна Кирилловна, ок. 1690 года взятая Кимнешемскаго уезда Мосилской волости вотчины Якова Никитина сына Колзакова в д

Почти все мои предки из Владимирской губернии родились на территории современного Палехского района Ивановской области, но с течением времени бывшие помещичьи деревушки стремительно исчезают с карты. Однако память об их жителях – крепостных крестьянах надежно сохранена в метрических книгах и переписях, с которых я «стряхиваю пыль» уже третий год.

Большинство моих родом из сельца Константинцево Вязниковского уезда, которое сегодня вообще не существует, его поглотили более крупные Соймицы, где живёт чуть больше 100 человек.

Соймицы. Фото из интернета
Соймицы. Фото из интернета

Также в сферу моих интересов входят как сами Соймицы, так и Починок, Привалье, Городилово, Заболотье (Петрово), Никитино, Погиблово (Красная) и Пеньки.

Мои предки проживали на границе Вязниковского и Гороховецкого уездов и Костромской губернии
Мои предки проживали на границе Вязниковского и Гороховецкого уездов и Костромской губернии

Пара невест в далеких 1700-х годах мне досталась из будущей Костромской губернии (Домна Кирилловна, ок. 1690 года взятая Кимнешемскаго уезда Мосилской волости вотчины Якова Никитина сына Колзакова в деревне Горожанице по отпускной

-3

и Устинья Ивановна, ок. 1744 года Луховского уезда деревни Шиловской),

Деревня позже стала именоваться Шиловского корда Семеновской волости
Деревня позже стала именоваться Шиловского корда Семеновской волости

но в целом, кроме пришлых Домны и Устиньи браки в основном заключались с невестами внутри бывшей вотчины подпоручика Николая Львовича Вахромеева и именно поэтому удивительно, что до сих пор не найдено ни одной редукции предков, а ведь изучен приличный временной пласт.

Так, например, мои первые, как мне кажется, «свободные предки» – это пра3 Афанасий Исаакович и Матрона Евграфовна, которые в 1868 году вступили в ранее территориально несвойственный брак – их деревни никогда не относились к одной вотчине и до этого мои прямые предки из этих деревень не женихались, поэтому хочется верить, что это было свободное решение по любви.

Теперь перейдем к поиску. В этом году случилось маленькое чудо – Ивановский архив оцифровал метрические книги с 1860 по 1804 годы, что вкупе с имеющимся багажом Владимирского архива (метрические книги за 1915–1861 и 1803–1768 годы, несколько ревизских сказок и исповедных росписей, самая старая из которых датирована 1755 годом) позволило за пару месяцев увеличить количество прямых предков на 63 человека.

И вот, просматривая метрические книги, мне показалось, что людей в будущем Палехском районе после 1800 года существенно прибавилось, жаль, что не оцифрована ревизская сказка за 1795 год, она могла бы подтвердить эти догадки.

Однако и в ревизии 1782 года много прибывших. Так 2 семьи моих предков появились по купчим, которые скорее всего не найти и, к сожалению, не узнать в какую стоимость были оценены крестьянские души:

Очередная новая губерния для поиска
Очередная новая губерния для поиска

долгового подпоручика Якова Алексеева сына Полскова из Великолуцкого уезда деревни Горок крепостных Винокуровых, прибывших в 1770 году в сельцо Заболотье;

Где же находится эта деревня Изовитка?
Где же находится эта деревня Изовитка?

отставного лейб-гвардии прапорщика Антона Иванова сына Алексеева из деревни Изовитки членов второй семьи, прибывших в деревню Погиблово в 1773 году.

Почему «вторая семья», а не Ивановы – Петровы – Сидоровы? Да потому, что просто не знаю как их назвать. Помимо того, что крестьян продавали, закладывали, дарили как вещи, так они еще и были обезличены. Никто не считал нужным писать им фамилии, вплоть до 1885 года, хотя на тот момент крепостное право было отменено уже более 20 лет. Из-за этого обстоятельства за 2 года работы новые фамилии в моей копилке так и не появились, я знаю только Винокуровых, Смирновых и Муратовых и кучу бесфамильных веток, которым остается только прозвища давать.

Хотя я очень рада редким и ранее неизвестным мне именами, благодаря которым процесс сбора родственников идет легко. Раньше моими любимчиками были Авксентий и Синклитикия, а теперь их затмил мой новый фаворит Акепсим, который не смотря на свое необычное имя в ревизии 1782 года не значится, из чего делаем вывод, что он также откуда-то прибыл в Городилово и эта запись надеюсь была внесена в ревизию 1795 года, которая когда-нибудь будет оцифрована в будущем.

Далее, листая документы и собирая самую обычную крестьянскую родословную, редко удается найти какие-либо красивости и интересности про каждую персону. Тут бы в начале XIX века с женами разобраться. Например, у того же Авксентия Васильевича, согласно метрическим книгам, было 5 жен и ни одного брака. Так в метриках о рождении детей матерями значатся:

1803 год – Ирина Ефремовна;

1808, 1810, 1812 и 1814 годы – Ефимия Ефремовна, а в исповедке за 1810 год – Ефимия Ермолаевна;

1809 год – Татьяна Федоровна;

1819 и 1822 годы и исповедке за 1825 год – Ефимия Васильевна

Хотя я думаю, что жена всегда была одна, просто пришлая и в первые годы ее никак не могли запомнить. У остальных такого гарема, конечно, нет, но пару вопросов к некоторым все же остались.

В целом крона моего древа после изучения метрик заметно выросла, самый старый родственник рожден около 1680 года – это пра8 Анисия Федоровна, хотя по некоторым семьям уже открыто и колено пра9, но там предки помоложе будут. А так мне, как и всем, хочется большего, например, устранить все неточности, открыть подробности мест рождения всех женщин рода и, естественно, двинутся дальше. Но в каком году я получу такой подарок как оцифровку ревизий по Вязниковскому уезду я даже и не знаю.