Даже после смерти Юрия Шатунова продолжается борьба за наследие группы. Вдова артиста рассказала, что ей до сих пор поступают угрозы.
47 млн проданных билетов всего за 5 лет существования группы — рекорд «Ласкового мая» внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Никогда еще букет белых роз не стоил целое состояние. Спустя более 30 лет эти розы повзрослевшие фанатки Юрия Шатунова несли к его могиле. Но на похоронах не было того, кто называет себя создателем «Ласкового мая». Всесоюзную пиар-кампанию продюсер Андрей Разин запустил еще в 1980-х, и это шоу, по его мнению, может продолжаться даже у могилы кумира. Сегодня у продюсера новый проект — удаленный зуб мудрости Шатунова: поклонникам он готов продавать кумира даже посмертно — по частям.
Продюсера легендарной группы обвинили в мошенничестве и причинении ущерба в 500 млн рублей и объявили в межгосударственный розыск. Следователи СК считают, что Разин присвоил многомиллионные авторские гонорары создателя хитов «Ласкового мая» Сергея Кузнецова, который скончался 3 года назад. В 2021-м Разин уехал из России, продав все имущество. Став гражданином Турции, продюсер из-за моря грозит судами и миллионными исками тем, кто усомнился в его правах на наследие легендарной группы.
Невероятная история успеха «Ласкового мая» началась в стенах интерната в Оренбурге. В декабре 1986 года руководитель музыкального кружка Сергей Кузнецов создал группу из нескольких воспитанников. Он хотел, чтобы дети со сложной судьбой пели не про комсомол в пионерских галстуках, а про любовь и юношеские мечты. Сам того не представляя, Кузнецов открыл всему Советскому Союзу подростковые чувства.
«Белые розы» — абсолютный хит, исполненный пронзительным голосом детдомовца Юры Шатунова, будущий папа культового «Ласкового мая» перенес на кассету и продал ее для распространения. Вскоре песня звучала повсюду. Про кассету услышал и ушлый парень из Москвы. Друг Шатунова Тимур Бикситов хорошо помнит, как к его маме — директору интерната приехал Разин, чтобы забирать юного исполнителя.
Тимур Бикситов, друг Шатунова: «Она сразу раскусила его. Когда он пришел, папку бросил. Там было написано: „Министерство просвещения. Разин А.А“. Мама говорит: „Я бы ему не доверила, но у него все документы на руках, все согласования“».
В 1988-м Шатунов переехал из Оренбурга в Москву. Феномен «Ласкового мая» столица раскрыла в полную силу. Говорят, что тут все совпало. И время — эпоха перестройки и больших надежд, и вокалист — обаятельный паренек «из народа», и слова и мотивы — простые, но пронзительные. Они цепляли подростков за душу, потому что были понятны им. Ничего похожего на советской эстраде тогда не было.
Бешеная популярность конвертировалась в сумасшедшие гонорары. Тогда деньги считали килограммами, говорит Роман Жуков — музыкант в составе группы «Мираж» ездил на гастроли вместе с «Ласковым маем». Мешки денег аккумулировал продюсер Андрей Разин. Он называл себя первым официальным миллионером Советского Союза. По сути, «Ласковый май» для него стал музыкальным кооперативом периода расцвета бандитизма и дикого капитализма.
Двойники и дублирующие составы «Ласкового мая» были лишь частью большой финансовой схемы. Например, постеры приносили доход на уровне концертов. Главной кузницей кадров для массового чеса по стране стали детские дома и интернаты — идеальный исполнитель, которого было достаточно одеть и накормить.
Андрей Разин запустил уникальную машину по заработку денег, а топливом служила народная любовь. Разин показывал партийным чиновникам детское фото с Михаилом Горбачёвым и представлялся его племянником — так организация концертов шла быстрее. Об авантюрах Разина ходили легенды. Однажды якобы отменили выступление Аллы Пугачёвой, чтобы сыграл «Ласковый май».
Андрей Ковалёв, бизнесмен: «Был какой-то грандиозный футбольный матч, в перерыве должна была выступать Пугачёва. Он как-то изловчился, позвонил директору „Лужников“: „С вами говорит первый секретарь горкома партии. Надо убрать Пугачёву“».
Кричащие толпы, слезы, обмороки на концертах — настоящее помешательство. Мамы всерьез боялись за своих дочерей. В 1989 году в новогодние праздники группа запустила марафон концертов в Москве «Белые розы — белой зимой» и 13 раз подряд «Олимпийский» — полный.
За группой охотились не только фанатки, но и бандиты. Рэкет, разборки, вымогательства — в начале 1990-х «Ласковый май» не миновали эти приметы времени. Разин попал в поле зрения и спецслужб, и журналистских расследований. Его считали махинатором, обвиняли в хищениях, грозили наказанием вплоть до расстрела. Сухим из воды вышел, но на берегу остался без главного актива — в 1992-м Юрий Шатунов ушел от продюсера. Время самостоятельного роста было счастливым, но сложным.
Культовая группа стала символом не только эпохи, но и трагедий. О проклятии «Ласкового мая» не говорил только ленивый — 18 артистов, включая Сергея Кузнецова и Юрия Шатунова, ушли из жизни при загадочных обстоятельствах — странные диагнозы, трагические случайности. При этом Разин уворачивается от ударов судьбы, словно заговоренный.
Отказываться от золотой жилы — хитов «Ласкового мая» — Разин не намерен даже несмотря на уголовное преследование. В социальных сетях он предъявляет некий договор, который настоящий автор хитов назвал подделкой.
Но Разин и не думает сдаваться. Преследование семьи продолжается и после загадочной смерти Юрия Шатунова, рассказала в эксклюзивном интервью НТВ вдова певца. Она всерьез боится за себя и своих детей.
Светлана Шатунова, вдова: «Постоянные угрозы в виде: „Найду, из-под земли достану“. Попытки запугать, публичные оскорбления. Когда человек годами демонстрирует готовность нарушать границы здравого смысла, морали и этики, то предсказать его следующий шаг невозможно».
Светлана знает, как тяжело дались годы судебных тяжб ее мужу и Сергею Кузнецову. Знает и имя того, кто довел их до трагического конца — оба музыканта ушли из жизни с разницей всего в полгода. Обстоятельства их скоропостижной гибели очень похожи, и друзей это сразу навело на подозрения: неужели кто-то намеренно открыл охоту на авторов «Белых роз»?
Григорий Герасимов, композитор: «Я не исключаю, что Разин причастен к смерти Кузнецова, и не исключаю, что и к смерти Шатунова».
Она оказалась такой же внезапной для всех, как и крушение огромной страны в 1991-м. Той самой страны, которая подняла его на пьедестал славы.