Найти в Дзене
Арт-видео.инфо

В Татарстане диаспоры победили: власти согласились на обучение детей мигрантов родным языкам

Живу я в Казани – столице Татарстана – и тут местный спикер, местного парламента выдал такое, что я чуть кофе не подавился. Для тех, кто не в курсе: товарищ Фарид Мухаметшин восседает в кресле председателя Госсовета нашей республики аж с весны 98-го года прошлого века. Вдумайтесь – почти три десятилетия. Человек практически сросся с должностью, как ракушка с камнем. По стажу спикерства в региональных парламентах по России он, считай, рекордсмен-долгожитель. Знаете, когда какой-нибудь деятель цепляется за властные рычаги два с лишним десятка лет, добром это редко кончается. Получается целый букет прелестей: власть концентрируется в одних морщинистых руках, у руля остаются исключительно седовласые товарищи (привет, геронтократия!), экономика с политикой покрываются плесенью застоя, коррупция расцветает пышным цветом, а про подотчетность вообще можно забыть – кто там будет контролировать своих же? Элитка превращается в закрытый клуб по интересам. Ну и вишенка на торте – такой политически

Живу я в Казани – столице Татарстана – и тут местный спикер, местного парламента выдал такое, что я чуть кофе не подавился.

Для тех, кто не в курсе: товарищ Фарид Мухаметшин восседает в кресле председателя Госсовета нашей республики аж с весны 98-го года прошлого века. Вдумайтесь – почти три десятилетия. Человек практически сросся с должностью, как ракушка с камнем. По стажу спикерства в региональных парламентах по России он, считай, рекордсмен-долгожитель.

Знаете, когда какой-нибудь деятель цепляется за властные рычаги два с лишним десятка лет, добром это редко кончается. Получается целый букет прелестей: власть концентрируется в одних морщинистых руках, у руля остаются исключительно седовласые товарищи (привет, геронтократия!), экономика с политикой покрываются плесенью застоя, коррупция расцветает пышным цветом, а про подотчетность вообще можно забыть – кто там будет контролировать своих же? Элитка превращается в закрытый клуб по интересам.

Ну и вишенка на торте – такой политический мамонт просто физически не способен уловить, чем живёт современность. Тренды мимо него пролетают, как мимо динозавра – метеориты.

-2

Двадцать семь лет у руля — и вот, пожалуйста, полный отрыв от реальности. Пока вся страна закручивает гайки миграционной политики и вводит один запрет за другим, этот товарищ выдаёт перл: мол, выходцы из Таджикистана и Узбекистана, осевшие в республике, теперь смогут постигать премудрости своей родной речи, не выезжая за пределы РФ.

Видите ли, приезжие, успевшие обзавестись российскими корочками, жутко переживают — их отпрыски, оказывается, на великом и могучем русском шпарят бодрее, чем на языке предков. Трагедия, не иначе.

А теперь внимание, гвоздь программы: различные этнические анклавы, именуемые в народе диаспорами, а официально: "культурными автономиями", обосновавшиеся на татарстанской земле, накатали обращение к региональному начальству. Суть проста как валенок — организуйте, мол, нашим землякам возможность обучаться таджикскому, узбекскому, казахскому и киргизскому языкам не отходя от кассы, то бишь прямо здесь, в Татарстане.

-3

По словам Мухаметшина оказывается, в Татарстане теперь ломают голову – как приобщить детишек мигрантов к таджикскому и узбекскому? Причём, если я правильно понимаю намёки, опять за наш с вами счет.

«Сегодня уже ветераны, которые живут в нашей республике, узбеки, таджики, казахи, киргизы, поднимают вопрос об обучении родному языку своих детей и внуков, хотя мы считаем, что первично обучение нашим государственным языкам в Татарстане, но поднимают и эти вопросы. Мы сейчас думаем над этим, как можно это организовать. Они (мигранты — прим. ред.) тоже переживают за то, что их дети плохо пишут, плохо разбираются на своих родных языках. Лучше знают русский или татарский те, которые родились и выросли в Татарстане. Мы включили этот вопрос в план рассмотрения у себя», — заявил он.

Слушайте, я всеми руками за то, чтобы бюджетные деньги шли на языки народов, которые тут испокон веков живут. Но какого лешего финансировать изучение наречий соседних государств? Вот объясните мне логику! Гораздо разумнее, если узбекская и таджикская детвора, которая собирается обустраиваться на нашей земле, научится нормально изъясняться по-русски. Хотя бы потому, что тогда есть шанс – они начнут общаться с коренным населением, примут местные правила игры, а не окопаются в своих гетто, где царят исключительно азиатские порядки.

Ну скажите мне, зачем собственноручно крушить то, что само складывается — естественное вливание в общество? К чему тратить бюджеты и нервы на преподавание языков далёких республик? Жаждете свободно болтать на таджикском или узбекском? Милости просим в Душанбе или Ташкент. А если мамам-папам так уж невтерпёж сохранить связь с исторической родиной через язык — пожалуйста, но на собственный кошелёк, без государственных дотаций.

Попробуйте вообразить картину: русские эмигранты в Берлине или Нью-Йорке требуют от местных властей школьные уроки русского за счёт налогоплательщиков. Смешно? Абсурдно? А вот у нас — пожалуйста. Россия-матушка — страна щедрая, гостеприимная до невозможности. Особенно отдельные её уголки. Готовы организовать для таджиков курсы таджикского, для узбеков — узбекского, для северокорейцев — корейского...

-4