Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В комментарии к нашей статье «Чьими потомками были древние боярские роды?» рассмотрим два утверждения Станислава Глушкова.
Во- первых, о некоем роде Верховных князей Руси, к которому принадлежит Рюрик- верховный жрец и верховный судья, и что Ибн Фадлан в 922 году, записал, что представляет Верховный Князь Руси – священный царь, со слов купцов руси, приплывших в Волжскую Булгарию.
Во – вторых, что Русь - это федерация 14 -ти славянских княжений, поэтому послы Руси говорят Рюрику - порядка (наряда) на Руси нет, т.е. нет верховного судьи чей вердикт признается всеми.
Так ли верны данные утверждения?
Согласно «Сказанию о призвании варягов», которое находится в «Повести временных лет» (ПВЛ), Рюрик правитель Северо-Западной (практически территория будущей Новгородской республики) Руси в 862 году был приглашён на княжение только знатью чуди, словен, кривичей, мери и веси. «Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка (наряда) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». О том, что чудь, меря, весь и мурома - это племена русов в наших статьях говорилось неоднократно.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что вятичи, радимичи, поляне, волыняне, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, дулебы вместе с русами, или союзы племен времен летописного Рюрика не призывали его на княжение.
На Руси до Рюрика были 3 царства русов. Что говорится о трех царствах в «Книге климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной как считается около половины X века) одно царство ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, другое царство или землю называют Славия, и третье называют Артания, а царь его находится в Арте.
То есть мы видим, что никакой конфедерации племен славян и русов не было, и у каждого царства или земли русов был свой царь.
О том, что три царства русов не выдумка подтверждает доктор исторических наук Монгайта А.Л. в своей работе «К вопросу о трех царствах Древней Руси». По- его мнению арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси имеет историческую почву, ссылаясь на историка медиевиста, специалиста в области истории Киевской Руси В. А. Пархоменко в его работе «У истоков русской государственности», который заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства.
Проанализировав книги арабские писателей, которые признают племя вятичей одним из главных славянских племен, что соответствует данным по языку и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен.
А.Л. Монгайт подчеркивает эти данные позволяет говорить о том, что «Вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.» (Монгайт А.Л. «К вопросу о трех царствах Древней Руси»)
Существование трех более крупных объединений славяно- русов царств, земель), которых можно назвать союзом союзов славянских племен, их можно отнести к ранним славяно – русским государствам, или протогосударствам
Если до призвания Рюрика были три царства русов, со своими царями, не думаем, что у этих трех царей не осталось родственников готовых продолжать их царствование. Призвание Рюрика может быть связано с гибелью царей и упадком трех царств, после войны между ними, или быть легендой для утверждения новой династии.
P.S. Призвание Рюрика относится к 6370 (862) г. – середина IX века. Как считают многие историки данные о трёх группах русов арабских источников были связаны со сферой международной торговли и относятся, по мнению многих исследователей по всей видимости, ко второй половине IX — началу X века, но увидели свет намного позже. И ПВЛ написана спустя века после призвания Рюрика с варягами - о чем говорит совокупность текстов ранних древнерусских летописей, которые повествуют о призвании на княжение Рюрика.