Найти в Дзене

Фильм "Впусти меня"от автора "Конклава" должен посмотреть каждый родитель. Чтобы понять, как преступники вербуют детей

У большинства хороших триллеров тяжёлая судьба — публике они не нравятся, хотя кинокритики ими восхищаются. Но при этом смысл триллеров с трудом считывают даже поднаторевшие в интерпретациях рецензенты. Так случилось с фильмом 2009 года «Впусти меня» Томаса Альфредсона. Другой фильм которого, «Конклав», получил в этом году «Оскар» за лучший сценарий. Фильм «Впусти меня» трактуют то как картину о детстве, то как ленту об одиночестве, то как рассказ о самопожертвовании» (это самая странная трактовка), то как историю о дружбе. Всё это – мимо, и очень мимо. Я объясню почему. Но сначала — немного о сюжете для тех, то пока не смотрел фильм. В основе картины — одноимённый роман шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста, он же и писал сценарий. Кстати, одна из самых популярных претензий к фильму — что из его сюжета якобы непонятны взаимоотношения героев и их предыстория. Но я, к примеру, роман не читала, но никаких неясностей в фильме не заметила. По сюжету действие картины разворачивается в н
Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

У большинства хороших триллеров тяжёлая судьба — публике они не нравятся, хотя кинокритики ими восхищаются. Но при этом смысл триллеров с трудом считывают даже поднаторевшие в интерпретациях рецензенты. Так случилось с фильмом 2009 года «Впусти меня» Томаса Альфредсона. Другой фильм которого, «Конклав», получил в этом году «Оскар» за лучший сценарий.

Фильм «Впусти меня» трактуют то как картину о детстве, то как ленту об одиночестве, то как рассказ о самопожертвовании» (это самая странная трактовка), то как историю о дружбе. Всё это – мимо, и очень мимо. Я объясню почему. Но сначала — немного о сюжете для тех, то пока не смотрел фильм.

Паразит и жертва

В основе картины — одноимённый роман шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста, он же и писал сценарий. Кстати, одна из самых популярных претензий к фильму — что из его сюжета якобы непонятны взаимоотношения героев и их предыстория. Но я, к примеру, роман не читала, но никаких неясностей в фильме не заметила.

По сюжету действие картины разворачивается в начале 1980-х в маленьком шведском городке. Главный герой — 12-летний Оскар, который живёт с матерью после развода родителей. Собственно, взрослым нет дел до душевных переживаний мальчика, а их у него немало. Оскар стал объектом буллинга в школе, одноклассники дразнят его «поросёнком» за белые волосы и кожу. В школе мальчик сносит издевательства, а оставшись в своей комнате фантазирует, как изрежет обидчиков ножом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В один тёмный снежный вечер он знакомится со странной соседкой. Девочку зовут Эли, на вид она его ровесница, но сама не знает, сколько ей лет. Потому что на самом деле она вампир, у которого нет возраста и пола. При ней живёт старик, который прислуживает девочке — добывает для неё пропитание. Он убивает случайных жертв, сцеживает из их тел кровь и приносит хозяйке. Со стороны кажется, что это отец девочки, но это вовсе не так. Главная же его работа — охранять Эли днём, когда она спит в тёмном ящике, как и положено вампирам. Но старик уже плохо справляется со своими обязанностями, попадается полиции и обливает себя кислотой — видимо, чтобы не выдать свою хозяйку.

Очень странно, что большинство зрителей и критиков узрели в отношениях Эли и Оскара дружбу. По сути, вампирша просто вышла на поиски нового «прокормителя» — так учёные называют жертв паразитов, животных, к которым присасываются клещи и цепни.

Заброшенный ребёнок — потенциальная жертва «вампиров»

Повторюсь, я не читала роман, поэтому могу судить только о фильме. И в нём Эли задействует целый арсенал психологических манипуляций, чтобы крепко привязать к себе Оскара, сделать своим добровольным слугой. Каким был старик, отслуживший своё, и которого она в определённый момент совершенно хладнокровно добивает. Скорее всего, старик тоже угодил в ловушку, будучи ещё ребёнком — по поведению вампирши видно, что она действует по уже отлаженной схеме.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно, одинокий мальчик, родители которого недостаточно чутки, чтобы заметить, что с их сыном что-то происходит, не придающие значения «мелким» детским бедам, становится лёгкой жертвой. Чтобы завоевать его пылкую привязанность, Эли достаточно разыграть «дружбу» и пару раз его внимательно выслушать.

И фильм, конечно, является не банальным ужастиком про нечисть, а мощным психологическим триллером. «Впусти меня» смотреть действительно очень страшно, но страх вызван не кровавыми сценами или мистическим антуражем, а зрелищем неуклонного, расчётливого порабощения юной личности. Это предельно реалистичный фильм, в котором поэтапно показано, как именно детей вербуют, к примеру, наркоторговцы, деструктивные движения и организованная преступность. Просто для образности на их месте - хорошенькая девочка-вампир, но суть от этого не меняется. «Впусти меня» должен посмотреть каждый родитель, каждый, у кого есть дома ребёнок, подросток.