Найти в Дзене
Дома не сидится

Тайны за высоким забором: что на самом деле происходит в забытом императорском дворце

Знаете ли вы, что недалеко от прекрасного Петергофского парка есть ещё один неизвестный дворец? Его не показывают на экскурсиях, не печатают на открытках, не отмечают на картах. Он прячется за высоким забором, в окружении вековых деревьев. Когда-то здесь жила императрица, а сегодня до него доходят лишь редкие любители заброшенных мест. И это Собственная дача - царкое имение, расположенное всего в 3 км от знаменитого Нижнего парка. По соседству, буквально в шаговой доступности, раскинулся другой дворцово‑парковый комплекс - Сергиевка. В отличие от Собственной дачи, он находится в ведении СпбГУ и поддерживается в относительном порядке: там ведутся исследования, проводятся экскурсии и в общем-то чувствуется какая-то жизнь. А здесь - полное забвение. Заброшенный дворец прячется за высоким глухим забором, ни о каких экскурсиях внутрь, естественно, не идет и речи. Но однажды нам удалось заглянуть за забор и о том, что мы там увидели - расскажу чуть позже. А пока... История Собственной дачи в
Оглавление

Знаете ли вы, что недалеко от прекрасного Петергофского парка есть ещё один неизвестный дворец? Его не показывают на экскурсиях, не печатают на открытках, не отмечают на картах. Он прячется за высоким забором, в окружении вековых деревьев. Когда-то здесь жила императрица, а сегодня до него доходят лишь редкие любители заброшенных мест.

И это Собственная дача - царкое имение, расположенное всего в 3 км от знаменитого Нижнего парка. По соседству, буквально в шаговой доступности, раскинулся другой дворцово‑парковый комплекс - Сергиевка. В отличие от Собственной дачи, он находится в ведении СпбГУ и поддерживается в относительном порядке: там ведутся исследования, проводятся экскурсии и в общем-то чувствуется какая-то жизнь.

А здесь - полное забвение. Заброшенный дворец прячется за высоким глухим забором, ни о каких экскурсиях внутрь, естественно, не идет и речи. Но однажды нам удалось заглянуть за забор и о том, что мы там увидели - расскажу чуть позже. А пока...

История дворца

Царское время

История Собственной дачи в Петергофе берёт своё начало в 1727 году, когда при Петре II его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков заложил здесь каменный дворец. Предполагается, что проект создал Карло Джузеппе Трезини - племянник знаменитого Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков попал в ссылку, а имение было конфисковано в казну.

В 1733 году императрица Анна Иоанновна передала усадьбу выдающемуся церковному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся её расширением. После смерти Прокоповича в 1736 году дача перешла в ведение дворцового ведомства.

Новый расцвет усадьбы связан с именем Елизаветы Петровны. Вступив на престол в 1743 году, она развернула масштабные работы по ремонту и перестройке имения. В 1740‑е годы место получило официальное название "Собственная дача Ея Императорского Величества". Елизавета Петровна любила проводить здесь летние месяцы и часто навещала усадьбу. Однако после её кончины значение усадьбы постепенно снижалось. При Екатерине II название "Собственная дача" перенесли на комплекс Китайского дворца в Ораниенбауме, а петергофская усадьба сохранила лишь второстепенное значение.

Существенные перемены произошли в эпоху Николая I. В 1843 году Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола, великому князю Александру Николаевичу, после чего началась масштабная реконструкция под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера. Кстати, именно тут Александр II провёл свой медовый месяц.

Между 1844 и 1850 годами Штакеншнейдер существенно перестроил дворец: добавил третий мансардный этаж, оформил фасады в стиле необарокко, украсил их атлантами и колоннами. Также были изменены интерьеры, однако их мы можем увидеть лишь на старых изображениях.

В период с 1857 по 1860 год Штакеншнейдер возвёл на территории усадьбы каменную Свято‑Троицкую церковь (которая, кстати, недавно была отреставрирована).

После Революции

После Октябрьской революции 1917 года во дворце был организован музей, а затем он стал спецдачей.

Военные годы принесли усадьбе серьёзные разрушения. Собственно, её состояние после войны вы можете увидеть на фотографии:

-4

После таких масштабных разрушений дворец мог навсегда исчезнуть, однако ему повезло! В 1963 году его восстановили по чертежам Штакеншнейдера, но восстановили только фасады здания, интерьеры же переоборудовали под базу отдыха. Но уже к концу 1980‑х годов здание оказалось фактически заброшенным.

В начале 1990‑х в заброшенном дворце (по договоренности с администрацией) обосновалось молодёжное творческое сообщество. Жители Собственной дачи поддерживали в здании порядок и, можно сказать, спасли его от мародёров. Однако в 2000х дворец снова опустел.

Интересная находка

В феврале 2016 года произошло знаменательное событие: при разборе завалов в частном доме в Стрельне обнаружили кованые ворота мастера Ф. Шарбау (1860‑е годы). Владелец, не подозревая об их ценности, разместил объявление о продаже на Авито, а затем безвозмездно передал государству. Специалисты оценили состояние ворот как хорошее - их планируют отреставрировать в рамках восстановления ансамбля.

Что мы видим сегодня?

Сегодня от былого великолепия сохранилось немногое. Посмотреть на дворец можно только со стороны Ораниенбаумского шоссе, со старой заросшей лестницы.

С другой стороны встречает высокий забор с информацией об объекте. Но заглянем же за забор!

Фасад дворца постепенно разрушается, а декоративные элементы теряют чёткость очертаний. Особое беспокойство вызывают атланты - скульптурные фигуры, поддерживающие выступающие части здания. Чтобы предотвратить их дальнейшее разрушение, они зафиксированы металлическими ободами, которые стягивают каменные изваяния и удерживают их от обрушения. Эти грубые конструкции очень контрастируют с изящностью скульптур.

Внутри дворец производит удручающее впечатление. Как я уже писала, фасады были отреставрированы в Советское время, но внутреннее убранство восстанавливать не стали. Никаких дворцовых интерьеров, увы, здесь не увидеть: внутри здание переоборудовано под типовое советское учреждение и выглядит соответственно - без малейших следов былой парадной роскоши.

В ряде помещений валяются стройматериалы, инструменты и доски. Видно, что ремонт начинался, но был брошен. Стены в плохом состоянии: обои отклеились и свисают лохмотьями, штукатурка осыпается, полы скрипят, паркет вздыбился или провалился.

Кстати, недавно был разработан официальный проект реставрации ансамбля, распланировано его финансирование и медленно, но ведутся противоаварийные работы (например, были заложены окна). Однако, прошлые попытки реставрации так и не были доведены до конца, и дворец долгое время продолжает оставаться в критическом состоянии.

Сможет ли нынешний проект переломить ситуацию - покажет время! Пока же Собственная дача продолжает тихо ждать - либо второго рождения, либо окончательного забвения!