Найти в Дзене

Мотолыга: почему старый советский тягач МТ-ЛБ круче современных танков и вездеходов

В мире советской военной техники есть машины известные (как танк Т-34), есть грозные (как «Тополь-М»), а есть «Мотолыга». Официально она называется скучно: МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Но в войсках и на «гражданке» этот индекс почти не используют. Эмтээлбэшка, Мотолаба или ласковое «Мотолыга» – так зовут машину, которая вот уже 60 лет ползает там, где встают хваленые джипы и тонут современные танки. Почему эта старая советская коробка на гусеницах стала легендой, пережила развал СССР и до сих пор воюет, бурит скважины и возит геологов? Давайте разбирать феномен. Главный секрет популярности МТ-ЛБ кроется не в пушке или броне, а в её уникальной проходимости. Представьте: машина весит почти 12 тонн (в снаряженном состоянии). Кажется, что такая махина должна уходить в грязь по самую башню. Но конструкторы Харьковского тракторного завода (где создали машину в 60-х) совершили чудо. Благодаря широким гусеницам вес распределяется настолько эффективно, что удельное давление

В мире советской военной техники есть машины известные (как танк Т-34), есть грозные (как «Тополь-М»), а есть «Мотолыга».

Официально она называется скучно: МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Но в войсках и на «гражданке» этот индекс почти не используют. Эмтээлбэшка, Мотолаба или ласковое «Мотолыга» – так зовут машину, которая вот уже 60 лет ползает там, где встают хваленые джипы и тонут современные танки.

Почему эта старая советская коробка на гусеницах стала легендой, пережила развал СССР и до сих пор воюет, бурит скважины и возит геологов? Давайте разбирать феномен.

Главный секрет популярности МТ-ЛБ кроется не в пушке или броне, а в её уникальной проходимости.

Представьте: машина весит почти 12 тонн (в снаряженном состоянии). Кажется, что такая махина должна уходить в грязь по самую башню. Но конструкторы Харьковского тракторного завода (где создали машину в 60-х) совершили чудо. Благодаря широким гусеницам вес распределяется настолько эффективно, что удельное давление на грунт составляет всего 0,46 кг/см².

Для сравнения:

  • Взрослый человек в сапогах давит на землю с силой 0,6–0,7 кг/см².
  • Колесный БТР или грузовик – еще больше.

Факт: там, где пехотинец увязнет по колено в болоте, «Мотолыга» проедет и даже не заметит. Это идеальный снегоболотоход.

-2

Внутри «Мотолыги» стоит пламенный мотор ЯМЗ-238. Это легендарный ярославский V8 на 240 лошадиных сил.

Почему это круто?

  1. Надежность. Двигатель простой, как молоток. Его знают механики от Калининграда до Камчатки.
  2. Универсальность. Такой же мотор ставили на грузовики МАЗ и тракторы «Кировец». Запчасти можно найти в любом колхозе или автопарке.
  3. Ремонтопригодность. Если в поле сломается сложная турбина современного танка – нужен заводской сервис. Если зачихает ЯМЗ-238 – нужен механик дядя Вася и гаечный ключ.

Машина разгоняется до 60 км/ч по шоссе, а запас хода на одной заправке – около 500 км.

-3

Большинству бронемашин для переправы через реку нужна подготовка: поднять щитки, включить насосы, загерметизировать щели.

МТ-ЛБ работает по принципу «вижу реку – еду в реку». Благодаря водоизмещающему корпусу она держится на плаву, а гусеницы гребут воду как весла. Скорость небольшая (5–6 км/ч), но сам факт того, что тягач-амфибия готов к заплыву всегда, делает его незаменимым в десанте и экспедициях.

-4

Изначально МТ-ЛБ делали как «тягловую лошадку» – таскать пушки за собой. Но шасси оказалось настолько удачным, что на спину «Мотолыги» начали ставить всё, что стреляет, обнаруживает или лечит.

На этой базе (и ее удлиненной версии МТ-ЛБу, где 7 катков вместо стандартных 6) созданы:

  • САУ 2С1 «Гвоздика» – самоходная гаубица.
  • ЗРК «Стрела-10» – чтобы сбивать низколетящие цели.
  • ПТРК «Штурм-С» – истребитель танков.
  • Командные пункты, машины РЭБ, медицинские транспортеры.

Броня у МТ-ЛБ тонкая (7–14 мм), держит только осколки и легкое стрелковое оружие. Но задача этой машины – не лезть в лобовую атаку, а доставить груз или вооружение туда, куда остальные не доедут.

-5

После распада СССР огромное количество МТ-ЛБ «сменили камуфляж». Оказалось, что для нефтяников, газовиков и жителей Крайнего Севера альтернатив просто нет.

Вертолет – это дорого и зависит от погоды. Колесные вездеходы в глубоком снегу или тундре часто беспомощны. А «гражданская» Мотолыга ползет при минус 50 градусах, везет буровое оборудование и вахтовиков. Старые советские запасы и новые модификации до сих пор трудятся в Сибири и Арктике.

-6

МТ-ЛБ пережила смену нескольких эпох. Ее секрет – в гениальном балансе. Она не слишком тяжелая, феноменально проходимая, простая в ремонте и умеет плавать. Это «автомат Калашникова» среди гусеничных машин: может, не самый современный и комфортный, но точно не подведет.

Поэтому, даже когда в небо взлетают дроны, а по полям ездят танки с компьютерами, старая добрая «Мотолыга» продолжает тянуть свою лямку.

Также читайте: