Найти в Дзене
Интересная жизнь

Женщина ставшая экспонатом в музее

Саарти Бартман (также известная как Саарти Баартман или Сара Бартман) родилась около 1789 года на территории современной Восточно‑Капской провинции ЮАР — в семье народа кой‑коин (готтентотов) близ реки Гампус. Точные сведения о её родителях не сохранились: известно лишь, что они погибли — были убиты во время рейда бурских коммандос, после чего девочка оказалась в рабстве. Гипсовый слепок фигуры Саарти Бартман Об образовании Саарти ничего не известно: будучи рабыней, она вряд ли имела доступ к обучению. Однако, по свидетельствам современников, она свободно владела голландским языком — вероятно, освоила его, живя в доме бурских фермеров в Кейптауне. О личной жизни до вывоза в Европу сохранилось немного сведений. По некоторым данным, Саарти успела выйти замуж и родить ребёнка, но её супруг был убит голландским колонистом. После этого её жизнь кардинально изменилась. Гипсовый слепок фигуры Саарти Бартман В начале 1810‑х годов британский хирург Уильям Данлоп, посетивший ферму, обратил внима

Саарти Бартман (также известная как Саарти Баартман или Сара Бартман) родилась около 1789 года на территории современной Восточно‑Капской провинции ЮАР — в семье народа кой‑коин (готтентотов) близ реки Гампус. Точные сведения о её родителях не сохранились: известно лишь, что они погибли — были убиты во время рейда бурских коммандос, после чего девочка оказалась в рабстве.

Гипсовый слепок фигуры Саарти Бартман
Гипсовый слепок фигуры Саарти Бартман

Об образовании Саарти ничего не известно: будучи рабыней, она вряд ли имела доступ к обучению. Однако, по свидетельствам современников, она свободно владела голландским языком — вероятно, освоила его, живя в доме бурских фермеров в Кейптауне.

О личной жизни до вывоза в Европу сохранилось немного сведений. По некоторым данным, Саарти успела выйти замуж и родить ребёнка, но её супруг был убит голландским колонистом. После этого её жизнь кардинально изменилась.

Гипсовый слепок фигуры Саарти Бартман
Гипсовый слепок фигуры Саарти Бартман

В начале 1810‑х годов британский хирург Уильям Данлоп, посетивший ферму, обратил внимание на особенности её телосложения (стеатопигия — выраженное скопление жира в области ягодиц, а также удлинённые малые половые губы). Он убедил Саарти подписать контракт, пообещав ей богатую и благополучную жизнь в Англии. В 1810 году её привезли в Лондон, где она стала объектом платных показов — её выставляли практически обнажённой, рекламируя как «готтентотскую Венеру».

В Лондоне её стали выставлять напоказ в так называемых «человеческих зоопарках» — популярных тогда зрелищах, где людей из Африки и Азии демонстрировали как диковинных существ. Саарти, получившую унизительное прозвище «Готтентотская Венера», заставляли появляться перед толпами практически обнажённой. Зрители разглядывали её тело, особенно широкие бёдра и иные анатомические особенности, которые для её народа были нормой, а для европейцев — шокирующим «чудом природы».

Выступления проходили в тесных помещениях, порой Саарти держали в клетке или на цепи. Несмотря на то что в Британии уже действовал закон о запрете работорговли, её положение мало отличалось от рабского: она не владела ни свободой, ни заработком. Данлоп получал солидные доходы от продажи билетов, а Саарти едва ли видела хоть малую часть этих денег.

Лондонский постер 19 век
Лондонский постер 19 век

На афишах её рекламировали как «самую удивительную женщину мира», но за этой «славой» скрывались одиночество, страх и постоянное унижение. Она не могла свободно передвигаться, общаться с единомышленниками или искать защиту. Хотя некоторые активисты из «Африканской ассоциации», боровшиеся против рабства, пытались помочь Саарти, доказать её недобровольное участие в шоу оказалось сложно. На суде она, видимо запуганная и зависимая от Данлопа, заявила, что выступает «по собственному желанию» — и это закрыло дело.

Четыре года Саарти вынуждена была выходить на сцену, пока интерес лондонской публики не начал угасать. Зрители пресытились зрелищем, и Данлоп, видя падение доходов, решил продать её французскому антрепренёру, который использовал её в ещё более унизительных представлениях. Так Саарти покинула Лондон, и её страдания продолжились уже во Франции, где условия стали ещё тяжелее, а обращение — ещё грубее.

Таким образом, лондонский период жизни Саарти Бартман стал временем жестокой эксплуатации, когда её человеческое достоинство было полностью растоптано ради развлечения и прибыли.

Карикатура 1810 год
Карикатура 1810 год

В 1814 году Саарти Бартман перевезли из Лондона в Париж и её жизнь стала ещё большим кошмаром, чем была до этого. Новым «хозяином» оказался француз Рео, занимавшийся дрессировкой животных; он смотрел на Саарти не как на человека, а как на экзотический экспонат, способный приносить доход.

Во Франции её продолжали выставлять напоказ, но условия были куда более жестокими, чем в Англии. В парижских шоу Саарти представляли как живую статую или «диковинку»: её заставляли принимать позы, подчёркивающие особенности телосложения, нередко — в полуобнажённом виде. Публика воспринимала её не как личность, а как объект любопытства и насмешек. Вскоре интерес к «Чёрной Венере» стал угасать: вместо восхищения появились карикатуры, издевательские скетчи и оскорбительные шутки.

''La Belle Hottentote'', француский постер 19 век
''La Belle Hottentote'', француский постер 19 век

Лишившись даже видимости покровительства, Саарти оказалась в отчаянном положении. Чтобы выжить, она начала заниматься проституцией. Одиночество, унижения и постоянный стресс привели к тому, что она пристрастилась к алкоголю и табаку. Её здоровье стремительно ухудшалось, а социальная изоляция становилась всё глубже: у неё не было ни друзей, ни защиты, ни возможности вернуться на родину.

В этот период Саарти всё же привлекла внимание учёных. Директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье изучал её внешность и интеллектуальные способности. В своих записях он отмечал, что у Саарти была прекрасная память и свободное владение голландским языком — наследие её жизни в Кейптауне. Однако для Кювье и его коллег она оставалась прежде всего «научным материалом», а не человеком с собственной историей и достоинством.

Похороны Саарти Бартман в 2002 году
Похороны Саарти Бартман в 2002 году

К 1815 году Саарти окончательно перестала интересовать парижскую публику. Рео отказался от неё, оставив без средств к существованию. Последние месяцы её жизни прошли в нищете и болезнях. Саарти Бартман умерла 29 декабря 1815 года в Париже в возрасте около 26 лет. Точная причина смерти остаётся неясной: одни источники называют пневмонию, другие — сифилис или оспу, третьи — последствия алкоголизма.

Даже после смерти её тело не обрело покоя. Натуралист Жорж Кювье сделал гипсовый слепок её фигуры, а затем препарировал останки: скелет, мозг и половые органы заспиртовали и выставили в парижском Музее человека. Эти «экспонаты» демонстрировались публике вплоть до 1974 года — почти полтора столетия после её гибели. Лишь в 2002 году, после долгих переговоров, останки Саарти вернули в ЮАР и похоронили на холме у города Хэнки, где она наконец нашла покой.

Место захоронения Саарти Бартман (Саарти Баартман, а так же Сара Бартман) в Хэнки
Место захоронения Саарти Бартман (Саарти Баартман, а так же Сара Бартман) в Хэнки

В 2010 году вышел французско-бельгийский фильм «Чёрная Венера» (Vénus noire) режиссёра Абделлатифа Кешиша. Картина основана на реальных событиях и рассказывает о судьбе Саарти Бартман, которую в начале XIX века вывезли из Южной Африки в Европу для демонстрации в шоу. В фильме показаны унижения, с которыми она столкнулась, а также её борьба за человеческое достоинство. Фильм участвовал в Венецианском кинофестивале и получил Приз равных возможностей.

Кадр из фильма «Чёрная Венера» 2010 год
Кадр из фильма «Чёрная Венера» 2010 год

В современной науке история Саарти Бартман стала предметом исследований, посвящённых колониализму, расизму и этике научных экспериментов. Её случай часто упоминается в контексте дискуссий о колониальной науке и её последствиях. История жизни Саарти Бартман упоминается в различных литературных и научных работах, посвящённых теме колониализма, расизма и эксплуатации. Например, её случай анализируется в контексте истории «человеческих зоопарков» и колониальной науки. Также существуют компиляции и фактологические материалы, основанные на её биографии, например, издание «Саарти Бартман» 2013 года, которое представляет собой подборку сведений из открытых источников.

Человеческий зоопарк в Европе - XIX век
Человеческий зоопарк в Европе - XIX век

Сегодня её история воспринимается как трагический символ колониальной эксплуатации и расовой дискриминации, а её судьба стала темой документальных и художественных произведений.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки и комментарии!