Найти в Дзене

Стендаль: Писатель, который жил страстью и писал правду

Его имя знакомо каждому со школьной скамьи, но его настоящая жизнь была куда увлекательнее и противоречивее его произведений. Мастер психологического анализа, певец любви и честолюбия, «турист в жизни» - всё это Мари-Анри Бейль, известный миру как Стендаль. Кто он? Французский писатель, один из основоположников психологического романа. Годы жизни: 23 января 1783 - 23 марта 1842. Рождение маски: От Бейля к Стендалю Он родился в Гренобле в семью адвоката и с детства возненавидел буржуазную атмосферу своего дома. Его спасением стали книги, идеалы Просвещения и ранняя смерть матери. Юный Анри мечтал сбежать в Париж, чтобы стать «новым Мольером». В 17 лет он осуществил свою мечту, но вместо Политехнической школы его ждала армия. Но настоящее призвание нашло его не в тишине кабинетов, а на полях сражений. В 1812 году он, как интендант наполеоновской армии, прошел весь путь до Москвы, был свидетелем Бородинского сражения и чудом пережил катастрофическое отступление. Этот опыт сформировал ег

Его имя знакомо каждому со школьной скамьи, но его настоящая жизнь была куда увлекательнее и противоречивее его произведений. Мастер психологического анализа, певец любви и честолюбия, «турист в жизни» - всё это Мари-Анри Бейль, известный миру как Стендаль.

Кто он?

Французский писатель, один из основоположников психологического романа.

Годы жизни: 23 января 1783 - 23 марта 1842.

Рождение маски: От Бейля к Стендалю

Он родился в Гренобле в семью адвоката и с детства возненавидел буржуазную атмосферу своего дома. Его спасением стали книги, идеалы Просвещения и ранняя смерть матери. Юный Анри мечтал сбежать в Париж, чтобы стать «новым Мольером». В 17 лет он осуществил свою мечту, но вместо Политехнической школы его ждала армия.

Но настоящее призвание нашло его не в тишине кабинетов, а на полях сражений. В 1812 году он, как интендант наполеоновской армии, прошел весь путь до Москвы, был свидетелем Бородинского сражения и чудом пережил катастрофическое отступление. Этот опыт сформировал его трезвый, лишенный романтики взгляд на войну и человеческую природу.

Падение Наполеона в 1815 году стало для него личной трагедией. Мир, открытый для таланта, сменился миром Реставрации, где правили вернувшиеся аристократы и иезуиты. Карьера оказалась для него закрыта. Он вынужден был уехать в Италию, где австрийские власти вскоре заподозрили его в связях с карбонариями, вынудив вернуться в Париж. Годы после возвращения были трудными; он играл роль циничного денди, скрывая под маской равнодушия свою ранимую и страстную натуру.

Псевдоним «Стендаль» - это дань уважения немецкому городу Штендаль, родине искусствоведа Иоганна Винкельмана, которым он восхищался. Для Бейля это была не просто подпись, а тщательно сконструированная маска, за которой он мог скрыть свою ранимую душу.

Две великие страсти: Любовь и Италия

Вся жизнь Стендаля была подчинена двум страстям. Первая - любовь. Он был влюбчив, но неудачлив в любви. Его дневники и автобиографические записи - это скрупулезный анализ собственных чувств, попытка разобрать любовь на атомы. Этот метод он перенес и в свои романы.

Вторая страсть - Италия. «Милан - моя родина», - говорил он. Италия стала для него воплощением энергии, страсти и красоты, противопоставленной ханжеской и скучной Франции Реставрации. Его книги об искусстве и путеводитель «Рим, Неаполь и Флоренция» сделали его одним из первых в истории travel-блогеров.

Поздний триумф: Главные романы

Слава пришла к Стендалю поздно. Его главные романы, сегодня считающиеся шедеврами, при жизни не оценили

«Красное и черное» (1830) - это история Жюльена Сореля, плебея с амбициями, который пытается пробиться в высшее общество с помощью ума и лицемерия. Это беспощадный портрет эпохи, где «красное» символизирует армию и революционный порыв, а «черное» - церковь и маску лицемерия, единственные социальные лифты того времени.

«Пармская обитель» (1839) - роман-эпопея о судьбе аристократического семейства в эпоху Наполеона, написанный им, когда он занимал скучную должность французского консула в итальянском порту Чивита-Веккья. Бальзак, прочитав его, написал восторженную статью, назвав его «лучшим романом, который появился за последние пятьдесят лет».

Стендаль писал для «немногих счастливых» - для тех счастливчиков, кто сможет понять его тонкую игру, психологическую глубину и иронию.

Наследие: Почему его читают сегодня?

Стендаль — писатель удивительно современный. Он:

Психолог. Он заглянул во внутренний мир человека глубже, чем большинство его современников.

Реалист. Он отказался от романтизации истории и показал движущие силы общества - тщеславие, интерес, расчет.

Стилист. Его слог ценят за точность, лаконичность и ясность.

Именно ему принадлежит знаменитый «синдром Стендаля» - описанное им головокружение и учащенное сердцебиение от переизбытка прекрасного во флорентийской базилике Санта-Кроче.

Он умер на улице в Париже от инсульта, одинокий и неоцененный по достоинству. На его надгробии по его завещанию была выбита эпитафия на итальянском языке:

«Арриго Бейль. Миланец. Писал. Любил. Жил.»

В этой краткости - вся его жизнь, полная страсти, творчества и вечного поиска счастья.